Права на "чужую собственность" (iura in re aliena) в византийском и средневековом сербском праве

Бесплатный доступ

В некоторых случаях, когда некое лицо обладало частной собственностью, его права над собственностью должны были быть ограничены. Наиболее важными правами над чужой собственностью, упоминаемыми в византийском праве и принятыми в средневековых сербских законодательных источниках, являлись сервитуты, залог (заклад) и эмфитевсис. Нормы сервитутов (дпхлеЯб - rabota) проникли в сербское право в начале XIII в., когда Св. Савва (Свети Сава) включил в свой «Номоканон» целый византийский «Прохирон». Его глава XXXVIII, под титулом «О новшествах», содержит различные положения, посвященные сервитутам, которые касаются административных правил строительства новых зданий. Такова причина, почему эту главу сербские переводчики «Прохирона» озаглавили «О строительстве новых домов, реконструкции старых и иных вещах». В то время как глава XXXVIII «Прохирона» содержит 64 статьи, Матфей Властарь включил в свою «Синтагму» только 18 и создал краткую Главу K-3 под тем же самым заглавием «О новшествах» («O novotvorenxhь» в сербском переводе). Она содержит, помимо различных декретов и запретов административных авторитетов, описание некоторых городских сервитутов, которые могли бы применяться по специальным соглашениям (ухмцюнпн - sьglasi«). Хотя современная правовая наука трактует залог как часть права собственности и заем как реальный контракт и часть обязательственного права, византийские правовые сборники всегда помещают правила о залоге (закладе) в той же самой главе вместе со статьями о займе. Глава X «Эклоги» имеет название «О займах письменных и неписьменных и дающих ради них заклад»; глава XVI «Прохирона» известна под титулом «О займе и закладе», и глава XXVIII «Эпанагоги» озаглавлена «О займах и закладах». По этой причине Матфей Властарь включил в свою «Синтагму» Главу Д-2 под названием «О заимодавцах [кредиторах], и займе, и закладах». Среди сербских правовых источников залог упоминается только в нескольких документах: это так называемый «Юстинианов закон» (ст. 26 и 27); хрисовул краля Милутина, пожалованный Хиландарскому пиргу в Хрусии; хрисовул краля Стефана Душана, данный церкви Пресвятой Богородицы в Липлянах о Хиландарском пирге в Хрусии; и Душанов «Законник» (ст. 90). Глава XV «Прохирона» названа «Об эмфитевсисе» и содержит шесть статей, рассказывающих об эмфитевсисе в церковных имениях. Матфей Властарь ввел в свою «Синтагму» краткую Главу E-8 под названием «Об эмфитевсисе» («O nasa`denоi» в сербском переводе). Она представляет интерпретацию юстиниановой новеллы CXX (главы 2 и 3). В сербских правовых источниках мы не можем найти сведений об эмфитевсисе.

Еще

Сервитуты, залог, эмфитевсис,

Короткий адрес: https://sciup.org/149131771

IDR: 149131771   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.6.13

Статья научная