Риск развития лейомиомы матки у женского персонала предприятий атомной промышленности, подвергающихся профессиональному длительному воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз
Автор: Куценко И.Г., Евтушенко И.Д., Болотова В.П., Махмутходжаев А.Ш., Карпов А.Б., Тахауов Р.М., Артмова О.В.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Организация здравоохранения и общественное здоровье
Статья в выпуске: 4-1 т.23, 2008 года.
Бесплатный доступ
Проведена оценка риска развития лейомиомы матки у женского персонала СХК, подвергающегося воздействию профессионального длительного ИИ в диапазоне «малых» доз. Частота лейомиомы матки у женщин, подвер- гающихся профессиональному воздействию ИИ в диапазоне «малых» доз, была достоверно выше, по сравнению с женщинами, не подвергающимися воз- действию ИИ (р=0,02). Риск развития ЛМ при работе в контакте с ис- точниками ИИ в 1,24 раза выше, чем в контрольной группе (p=0,023). При увеличении стажа работы в контакте с источниками ИИ, либо при начале кон- такта с источниками ИИ в молодом возрасте риск развития ЛМ возрастает на 60%. Риск развития ЛМ не зависел от суммарной дозы внешнего -излученияв изученном диапазоне доз и от скорости накопления дозовой нагрузки.
Ионизирующее излучение, малые дозы, лейомиома матки, факторы риска, относительный риск
Короткий адрес: https://sciup.org/14918942
IDR: 14918942
Текст научной статьи Риск развития лейомиомы матки у женского персонала предприятий атомной промышленности, подвергающихся профессиональному длительному воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз
Лейомиома матки (ЛМ) – распространённая патология репродуктивной системы у женщин. По данным литературы, частота ЛМ у женщин старше 30 лет колеблется в широких пределах – от 20 до 77% [1-3].
В качестве факторов, способствующих развитию ЛМ, выступают наследственная предрасположенность, этническая принадлежность, избыточная масса тела, тип питания [4]. Защитное действие на миометрий оказывают высокий паритет, гормональная контрацепция, курение [5, 6].
В одном из многоцентровых исследований, проведённом в 1980-е годы, было показано статистически значимое превышение частоты ЛМ у жительниц промышленного города по сравнению с жительницами сельской местности, что может указывать на определённый вклад техногенных факторов в её развитие [1]. Наименее изученным среди техногенных факторов является радиационный фактор. Работ, посвящённых оценке влияния ИИ на развитие ЛМ у работниц атомной индустрии, подвергающихся профессиональному воздействию ионизирующего излучения (ИИ), недостаточно [7, 8].
Цель исследования: изучить риск развития лейомиомы матки у женского персонала СХК, подвергающегося воздействию профессионального длительного ИИ в диапазоне «малых» доз.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Объект исследования составили 980 женщин – персонал Сибирского химического комбината (СХК). Все женщины были разделены на две группы – основную и контрольную. Основная группа состояла из 424 работниц основного производства СХК, подвергающихся профессиональному воздействию ИИ в диапазоне «малых» доз. В контрольную группу вошли 556 работниц основного производства СХК, не подвергающихся воздействию ИИ.
В программу исследования были включены сбор анамнеза, гинекологический осмотр по стандарту. Трансвагинальная эхография в сочетании с цветовым допплеровским картированием (ЦДК) проводилась на аппарате «Acuson Aspen» c использованием конвексного датчика 3,5 МГц и секторального датчика 7,0 МГц в режиме реального времени.
При сборе анамнеза определяли возраст выявления ЛМ, учитывали тип менструального цикла, наличие хирургических вмешательств по поводу ЛМ.
При трансвагинальной эхографии оценивали размеры тела матки, величину, тип роста и число миома-тозных узлов, состояние полости матки и яичников. Допплеровское исследование включало определение локализации внутриопухолевого кровотока (цент- ральный, периферический) и измерение его скорости. При скорости кровотока более 15 см/сек выносили диагноз «лейомиома матки с тенденцией к росту».
Сведения об индивидуальных дозах внешнего у-облучения получены из базы данных регионального медико-дозиметрического регистра работников СХК и жителей ЗАТО Северск Северского биофизического научного центра ФМБА России.
Полученные данные подвергались статистической обработке при помощи программы STATISTI-CA 6.0 for Windows. При обработке результатов использовали общепринятые методы статистического анализа: анализ таблиц сопряжённости, дисперсионный анализ (ANOVA), корреляционный анализ. При проверке статистических гипотез критический уровень значимости (р) принимался равным 5%. Расчёт относительного риска развития лейомиомы матки проводился в парах, сформированных по типу «слу-чай-контроль». Для изучения взаимосвязей между изучаемыми количественными и качественными переменными использовали логистический регрессионный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Частота лейомиомы матки в основной группе составила 34,4% (146 человек) и была достоверно выше по сравнению с контрольной – 27,7% (154 человека) (р=0,023). Следует отметить, что частота ЛМ как в основной, так и в контрольной группах соответствовала данным литературы.
Средний возраст выявления ЛМ у женщин основной группы составил 41,7±8,33 лет, контрольной – 42,24±5,9 лет. Возраст выявления ЛМ в группах статистически достоверно не различался (F=1,75; р = 0,17) и соответствовал данным литературы [1-3].
Наиболее частым симптомом ЛМ является маточное кровотечение, которое бывает чаще циклическим и (реже) ациклическим. По данным литературы, частота маточных кровотечений у женщин с ЛМ матки варьирует от 15% до 30% [1, 2]. В основной группе частота маточных кровотечений составила 17,8%, в контрольной - 17,5% (/ 2 =4,5; р=0,6). В обеих группах преобладали циклические маточные кровотечения.
Частота субтотальной гистерэктомии у женщин с ЛМ в группах статистически достоверно не различалась (/ 2 =4,74, р=0,09) и составила 19,2% в основной группе и 13,0% – в контрольной, что несколько ниже данных, опубликованных в литературе (25%-30%) [3]. Показания к субтотальной гистерэктомии в группах были идентичны: быстрый рост и большие размеры ЛМ; маточные кровотечения, не поддающиеся консервативному лечению. Наиболее частой причиной оперативного вмешательства по поводу лейомиомы матки в обеих группах был быстрый рост ЛМ. Возраст хирургической менопаузы в основной группе составил 43,1±6,12 лет, в контрольной – 45,3±4,6 лет (F=1,2; р=0,3).
Трансвагинальная эхография органов малого таза в сочетании с цветовым допплеровским картированием была выполнена 48 женщинам из основной группы и 29 женщинам из контрольной.
Лейомиома матки без увеличения размеров тела матки встречалась наиболее часто и была выявлена у 24 женщин (50%) основной группы и у 18 женщин (62,1%) контрольной группы (р=0,30). Лейомиома матки размером от 6 до 12 недель беременности выявлена у 16 женщин (33,3%) основной группы и у 6 женщин (20,7%) контрольной группы (р=0,24). Лейомиома матки больших размеров (размеры тела матки более 12 недель) выявлена у 2 женщин (4,2%) основной группы и у 4 женщин (13,8%) контрольной группы (р=0,13).
По данным трансвагинальной эхографии, у женщин, подвергающихся воздействию ИИ в диапазоне «малых» доз (основная группа), так же, как и у женщин, не подвергающихся воздействию ИИ (контрольная группа), преобладала лейомиома матки с солитарным миоматозным узлом: 35,4% и 51,7% соответственно (р=0,16). У 24 (64,6%) женщин основной группы и у 28 (48,3%) женщин контрольной группы было выявлено от 2-х до 4-х миоматозных узлов (р=0,15).
При трансвагинальной эхографии у женщин с ЛМ были определены 3 типа опухолевых узлов: интерстициальный (центральный, центрифугальный, цент-рипетальный рост), субсерозный и субмукозный. В основной группе, так же как и в контрольной, наиболее часто выявлялись узлы интерстициального типа с центральным ростом: 67,5% и 56,3% соответственно (р=0,35). Частота ЛМ с тенденцией к росту у женщин, подвергающихся профессиональному воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз, составила 33,3% и статистически достоверно не отличалась от таковой у женщин, не подвергающихся воздействию ИИ – 41,4% (р=0,47).
Скорость артериального кровотока в миоматоз-ных узлах с тенденцией к росту составила в среднем 24,7±12,3 см/сек (от 15 до 90 см/сек) и была достоверно выше скорости такового в опухолевых узлах без тенденции к росту – 6,9±3,8 см/сек (от 0,5 до 14 см/сек) (р<0,001). Миоматозные узлы с тенденцией к росту были достоверно больше узлов без тенденции к росту (р<0,001). Размеры миоматозных узлов с тенденцией к росту и без таковой тенденции в основной и контрольной группах значимо не отличались (F=1,46; р=0,24), (F=1,97; р=0,14).
Таким образом, частота ЛМ была достоверно выше у женщин, подвергающихся воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз (основная группа). Однако достоверных различий в клиническом течении лейомиомы матки у женщин основной группы, по сравнению с женщинами, не подвергающимися воздействию ИИ, не выявлено. Метод трансвагинальной эхографии с цветовым допплеровским картированием также не выявил у женщин 69
Таблица
Профессиональные характеристики женщин, вошедших в исследование «случай – контроль» для лейомиомы матки
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ «СЛУЧАЙ-КОНТРОЛЬ» ДЛЯ ЛМ МАТКИ
Для изучения вклада ИИ в развитие лейомиомы матки мы провели исследование по типу «случай-контроль» среди женщин основной группы, подвергающихся воздействию ИИ в диапазоне «малых» доз.
«Случаем» считали женщин с верифицированным диагнозом «лейомиома матки» (n=91), «контролем» – женщин без гинекологической патологии (n=91). «Случаи» и «контроли» были сопоставимы по возрасту и уровню обследования.
Кроме абсолютных величин, характеризующих профессиональный контакт с ИИ (суммарная доза внешнего облучения (СДВО), стаж работы в контакте с источниками ИИ (стаж облучения)), были дополнительно введены относительные величины, характеризующие динамику формирования дозы облучения индивидуума с учётом возраста начала контакта с источниками ИИ:
– отношение СДВО к продолжительности профессионального облучения, т.е. к стажу работы в контакте с источниками ИИ («СДВО/стаж облучения» мЗв/год);
– отношение СДВО к возрасту начала профессионального облучения («СДВО/возраст начала стажа» мЗв/год);
– отношение стажа работы в контакте с источниками ИИ к возрасту начала облучения («стаж об-лучения/возраст начала стажа») (таблица).
Как следует из таблицы, из всех изученных показателей профессионального контакта с ИИ, в группе «случай» достоверно выше были стаж облучения и отношение «Стаж облучения/возраст начала стажа».
При анализе связи между изучаемыми характеристиками формирования индивидуальных доз облучения и развитием ЛМ в исследовании «случай-70
контроль» была подтверждена значимость стажа работы в контакте с ИИ для развития ЛМ. Риск развития ЛМ при работе в контакте с ИИ составляет 3% в год (ОШ=1,03 (ДИ 1,00; 1,07), р=0,04). При увеличении отношения «Стаж облучения/возраст начала облучения», что происходит при увеличении стажа работы в контакте с источниками ИИ либо при начале контакта с источниками ИИ в молодом возрасте, риск развития ЛМ возрастает на 60% (ОШ=1,61 (ДИ 1,01; 2,55), р=0,04). Как показал анализ, риск развития ЛМ не зависит от суммарной дозы внешнего у-излучения в изученном диапазоне доз (ОШ=1,00; (ДИ 0,99; 1,01), р=0,83). Также не было выявлено зависимости развития ЛМ от скорости накопления дозовой нагрузки (ОШ=0,9 (ДИ 0,8; 1,0), р=0,2).
ВЫВОДЫ
-
1. Частота лейомиомы матки у женщин, подвергающихся профессиональному воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз, достоверно выше, чем у женщин, не подвергающихся воздействию радиационного фактора (р=0,02), но не превышает частоты лейомиомы матки в общей популяции.
-
2. Клиническое течение лейомиомы матки у женщин, подвергающихся воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз, достоверно не отличается от клинической картины у женщин, не подвергающихся воздействию радиационного фактора.
-
3. Риск развития лейомиомы матки при работе в контакте с ИИ составляет 3% в год (ОШ=1,03 (ДИ 1,00; 1,07), р=0,04).
-
4. При увеличении стажа работы в контакте с источниками ИИ либо при начале контакта с источниками ИИ в молодом возрасте риск развития ЛМ составляет 60% (ОШ=1,61 (ДИ 1,01; 2,55), р=0,04).
-
5. Риск развития ЛМ не зависит от суммарной дозы внешнего у-излучения в изученном диапазоне доз (ОШ=1,00; (ДИ 0,99; 1,01), р=0,83) и от скорости накопления дозовой нагрузки (ОШ=0,9 (ДИ 0,8; 1,0), р=0,2).
Список литературы Риск развития лейомиомы матки у женского персонала предприятий атомной промышленности, подвергающихся профессиональному длительному воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз
- Вихляева, Е.М. Лейомиомы матки.-М., 2004. -399 с.
- Протокол ведения больных. Лейомиома матки. -М., 2006. -247 с.
- Сидорова, И.С. Миома матки. -М., 2003. -255 с.
- Aboyeji, A. P. Uterine fibroids: a ten-year clinical review in Ilorin, Nigeria//Niger J. Med. -2002. -Vol. 11. -№ 1. -P. 16-19.
- Chiaffarino, F. Use of oral contraceptives and uterine fibroids: results from a case-control study.//Brit. J. Obstet. Gynaecol. -1999. -Vol. 106. -№ 8. -P. 847-860.
- Vollenhoven, B.J. Conclusion//Bailliere, s Clin. Obstet. Gynaecol. -1998. -Vol. XX. -№ 2. -P. 337-340.
- Бугрова, Т.И. Диагностика и лечение гиперпластических процессов репродуктивной системы у женщин, работающих на АЭС//Российский вестник акушерагинеколога. -2003. -Т. 3. -№ 2. -С. 58-61.
- Бугрова,Т.И., Лягинская А.М. Обоснование мероприятий по профилактике гиперпластических процессов у женщин репродуктивного возраста, работающих с особыми факторами производства на АЭС//Акушерство и гинекология. -2003. -№ 3. -С. 59-62.