Ритм художественного произведения: коммуникативно-прагматический аспект

Автор: Голякова Любовь Алексеевна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: Лингвистика

Статья в выпуске: 3 (15), 2011 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается ритм художественного произведения как специфическое средство воздействия автора на невербальный интеллект читателя в рамках коммуникативно-прагматического подхода. Ритмическая организация художественного текста является одним из важнейших феноменов смысловой сферы языка. Ритмы имеют самостоятельные семантические характеристики и квалифицируются как «знаки чувств», которые непосредственно, полнее и богаче выражают внутреннее состояние человека, его эмоции и оценки, непередаваемые вербально. Средства создания ритма могут быть различными, они имеют свободный, нерегулярный характер и никогда не превращаются в единообразную, стандартную метрическую схему.

Еще

Семиотическая модель художественной коммуникации, ритм художественного произведения, прагматика текста, иррациональный подтекст, авторская картина мира

Короткий адрес: https://sciup.org/14729032

IDR: 14729032

Список литературы Ритм художественного произведения: коммуникативно-прагматический аспект

  • Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. М.: Наука, 1985. 176 с.
  • Арнольд И.В. Стилистическая функция текста и ритм//Вопр. теории англ. и рус. языков: сб. ст. Вологда: Вологод. пед. ин-т, 1973. С.5-11.
  • Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). М.: Просвещение, 1990. 301 с.
  • Баженова Е.А. Стилистическая синтагматика//Стил. энциклопед. словарь рус. яз. М.: Флинта. Наука, 2003. С.447-451.
  • Берестнев Г.И. К философии слова//Вопр. языкознания. 2008. №1. С.37-65.
  • Болотнова Н.С. О новых тенденциях в современной стилистике художественного текста//Речеведение: современное состояние и перспективы: материалы междунар. науч. конф., посвящ. юбилею М.Н.Кожиной/Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. С.464-472.
  • Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. СПб.: Композитор, 2006. 648 с.
  • Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы)//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. С.73-85.
  • Гиршман М.М., Орлов Е.Н. Проблемы изучения ритма художественной прозы//Рус. лит. 1972. № 2. С.98-110.
  • Голякова Л.А. Онтология подтекста и его объективация в художественном произведении: автореф. дис. … докт. филол. наук. Пермь, 2007. 32 с.
  • Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак (Рассказы о невербальной коммуникации). М.: Молодая гвардия, 1991. 240 с.
  • Дрогалина Ж.А., Налимов В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов//Бессознательное = The unconscious: Природа, функции, методы исследования: сб. ст.: в 4 т. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т.3. С.293-301.
  • Жирмунский В.М. О ритмической прозе//Рус. лит. 1966. № 4. С.103-114.
  • Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 263 с.
  • Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 103 с.
  • Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1979. 327 с.
  • Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1974. 285 с.
  • Лингвистический энциклопед. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  • Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении//Бессознательное = The unconscious: Природа, функции, методы исследования: сб. ст.: в 4 т. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т.3. С.286-291.
  • Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Academia-центр; Медиум, 1995. 415 с.
  • Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты//Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. Вып. 17. С.195-222.
  • Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст. Л.: Наука, 1974. С.173-186.
  • Eco U. Der ästhetische Text als Erfindung//Eco, Umberto. Semiotik. Entwurf einer Theorie der Zeichen. München: W. Fink Verlag, 1987. S.347-368.
  • Kayser W. Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einführung in die Literaturwissenschaft. Bern; München: Francke Verlag, 1971. 460 S.
  • Remarque E.M. Im Westen nichts Neues. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1989. 205 S.
Еще
Статья научная