Риторический субъект у софиста Горгия: логос, феномен, бытие
Автор: Галанин Р.Б., Волкова Н.П.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.18, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье предпринята попытка реконструкция учения Горгия о логосе. Показано, что логос, скрывая реальность, продуцирует в сознании субъекта бесконечные экзистенциальные возможности, связанные не с истиной, но доксой. Также в статье сделано предположение, что Горгий четко ограничивал пользование логосом, в отличие от Парменида, миром посюсторонним. В нашем мире феномены сознания, квалиа, все перцептивные акты так или иначе кодированы лингвистически. Когда же мы приближаемся к области трансцендентного, то язык умолкает, и всякая попытка дискурсивного описания подобного опыта является профанацией. Из многообразных дискурсов, существующих в нашем мире, по Горгию, подлинным является только поэтическое творчество, которое, будучи никак не связанным с объективной реальностью, создает всецело вымышленный мир искусства, где только и возможно истинное сопереживание через катарсис, т.е. мораль.
Софистика, субъект, мораль, риторика, античная философия
Короткий адрес: https://sciup.org/147244483
IDR: 147244483 | DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-252-267
Список литературы Риторический субъект у софиста Горгия: логос, феномен, бытие
- Bett, R. (1989) “The Sophists and Relativism,” Phronesis 34 (2), 139–169.
- Cassin, B. (2020) Jacques the Sophist. Lacan, Logos, and Psychoanalysis. Fordham University Press.
- Clements, A. (2014) Aristophanes' Thesmophoriazusae: Philosophizing Theatre and the Politics of Perception in Late Fifth-Century Athens. Cambridge Classical Studies.
- Curd, P (2016) “Empedocles on Sensation, Perception, and Thought,” History of Philosophy & Logical Analysis 19 (1), 38–57.
- Grethlein, J. (2023) “Gorgias’ ἀπάτη, Sophocles’ Electra, and Cognitive Criticism”, in Felix Budelmann, and Ineke Sluiter (eds), Minds on Stage: Greek Tragedy and Cognition, 157–172. Oxford (online edition).
- Diels, H. (1884) “Gorgias und Empedokles,” Sitzungsberichte der königlich preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin, 343–68.
- Dillon, J., Gergel T., eds. (2003) The Greek Sophists. London.
- Guthrie, W.K.C. (1971) The Sophists. Cambridge.
- Gomperz, H. (1912) Sophistik und Rhetorik: Das Bildungsideal des eu legein in seinem Verhältnis zur Philosophie des V. Jahrhunderts. Teubner Verlag. Harrison, E. L. (1964) “Was Gorgias a Sophist?” Phoenix, 18 (3), 183–192;
- Hays, S. (1990) “On the Skeptical Influence of Gorgias's On Non-Being,” Journal of the History of Philosophy 28 (3), 327–337.
- Hill, K.E. (2002) “Changing Times in Composition Classes: Kairos, Resonance, and the Pythagorian Connection,” in P. Sipiora and J.S. Baumlin (eds.), Rhetoric and Kairos. New York, 211–225.
- Long, A. (1966) “Thinking and Sense-Perception in Empedocles: Mysticism or Materialism,” The Classical Quarterly, 16 (2) 256–276.
- Miller, B. A. (2011) Rhetoric’s Earthly Realm Heidegger, Sophistry, and the Gorgian Kairos. Parlor Press.
- Mourelatos, A. P. D. (1987) “Gorgias on the Function of Language,” Philosophical Topics 15 (2), 135–170.
- Perelman, C. (1968) “Rhetoric and Philosophy,” Philosophy & Rhetoric 1 (1), 15–24.
- Poulakos, J. (2002) “Kairos in Gorgias Rhetorical Composition,” in P. Sipiora and J.S. Baumlin (eds.), Rhetoric and Kairos. New York, 89–96.
- Rosenmeyer, T. G. (1955) “Gorgias, Aeschylus, and Apate,” The American Journal of Philology, 76(3) , 225–260.
- Sansone, D. (1996) “Socrates’ “Tragic” Definition of Color (Pl. Meno 76D-E),” Classical Philology, 91 (4), 339–345.
- Smith, J. E. (1969) “Time, Times, and the “Right Time”; ‘Chronos’ and ‘Kairos.’” The Monist, 53(1), 1–13.
- Segal, C. P. (1962) “Gorgias and the Psychology of the Logos,” Harvard Studies in Classical Philology 66, 99–155.
- Untersteiner, M. (1951) The Sophists. Oxford.
- Vitanza V. (1991) “Some more” notes, toward a “third” sophistic,” Argumentation, 5 (2), 117–139.
- Алымова, Е. В. (2013) “Был ли Горгий софистом: Горгий, Платон, Доддс,” Вестник Русской христианской гуманитарной академии 14 (3), 88-96.
- Афонасина, А. С. (2016) «Страсбургский папирус Эмпедокла. О реконструкции текста и задачах на будущее», ΣΧΟΛΗ (Schole) 10.1, 214–226.
- Афонасина, А. (2021) Страсбургский папирус Эмпедокла. Новосибирск.
- Вольф, М. Н. (2019) “Порядок аргументов и их философское содержание в эпистемических разделах речи Горгия «о не-сущем» по двум версиям ее пересказа,” Философский журнал 12 (4), 112–127.
- Галанин, Р. (2016) Риторика Протагора и Горгия. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА.
- Ельмслев, Л. (1960) “Пролегомены к теории языка” (пер. Ю.К. Лекомцева), Новое в зарубежной лингвистике 1, 264–389.
- Левинас, Э. (2000) Избранное. Тотальность и Бесконечное. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга.
- Лакан, Ж. (1995) Функция и поле речи и языка в психоанализе. Москва. Риццолатти, Дж., Синигалья, К. Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания. Пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. Москва: Языки славянских культур.
- Хайдеггер, М. (1998) Введение в метафизику. Пер. с нем. О. Гучинской. Санкт-Петербург: НОУ «Высшая религиозно-философская школа».
- Alymova, E. V. (2013) “Byl li Gorgij sofistom: Gorgij, Platon, Dodds,” Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii 14 (3), 88-96.
- Afonasina, A. S. (2016) «Strasburgskij papirus Empedokla. O rekonstrukcii teksta i zadachah na budushchee», ΣΧΟΛΗ (Schole) 10.1, 214–226.
- Afonasina, A. (2021) Strasburgskij papirus Empedokla. Novosibirsk.
- Vol'f, M. N. (2019) “Poryadok argumentov i ih filosofskoe soderzhanie v epistemicheskih razdelah rechi Gorgiya «o ne-sushchem» po dvum versiyam ee pereskaza,” Filosofskij zhurnal 12 (4), 112–127.
- Galanin, R. (2016) Ritorika Protagora i Gorgiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RHGA.
- El'mslev, L. (1960) “Prolegomeny k teorii yazyka” (per. YU.K. Lekomceva), Novoe v zarubezhnoj lingvistike 1, 264–389.
- Levinas, E. (2000) Izbrannoe. Total'nost' i Beskonechnoe. Moskva, Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga.
- Lakan, ZH. (1995) Funkciya i pole rechi i yazyka v psihoanalize. Moskva. Riccolatti, Dzh., Sinigal'ya, K. Zerkala v mozge. O mekhanizmah sovmestnogo dejstviya i soperezhivaniya. Per. s angl. O. A. Kurakovoj, M. V. Falikman. Moskva: YAzyki slavyanskih kul'tur.
- Heidegger, M. (1998) Vvedenie v metafiziku. Per. s nem. O. Guchinskoj. Sankt-Peterburg: NOU «Vysshaya religiozno-filosofskaya shkola».