"Риторика знает будущее, как бог": соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII в

Автор: Черноглазов Д.А.

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.18, 2024 года.

Бесплатный доступ

Проблема соотношения философии и риторики, широко обсуждавшаяся в эпоху поздней античности, вновь обретает актуальность в Византии XI - XII вв. Задача настоящей статьи - определить, какую позицию по этому вопросу занимал Михаил Италик († до 1157 г.), византийский ученый, ритор и философ-неоплатоник. В науке отмечалось, что в двух своих сочинениях Италик формулирует две противоположные точки зрения: в одном он утверждает, что философия бесполезна и намного уступает риторике, а в другом возвеличивает философию, способную не только исследовать отвлеченные предметы, но и заботиться о человеческом благе. В докладе анализируются эти и другие тексты, в которых Италик рассуждает о философии и риторике. Демонстрируется, что Италик присуждал первенство философии, но высоко ценил и красноречие. Делается вывод, что идеал Михаила Италика, как и других авторов той эпохи - синтез философской мысли и риторического изящества. Приводятся примеры из его сочинений, показывающие, как такой синтез реализуется на практике. Этой позиции противоречит лишь одно небольшое сочинение Италика, где он утверждает превосходство риторики над философией. Этот текст, совершенно необычный в контексте позднеантичной и византийской традиции - вероятно, образец риторической игры, не отражающей взгляды автора.

Еще

Михаил италик, михаил пселл, феодор продром, мануил карантин, платон,

Короткий адрес: https://sciup.org/147244475

IDR: 147244475   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-131-147

Список литературы "Риторика знает будущее, как бог": соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII в

  • Лосев, А.Ф, Асмус, В.Ф., Тахо-Годи, А.А., ред. (1990) Платон. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 1. Москва: Мысль.
  • Любарский Я.Н., Черноглазов Д.А., Абдрахманова Д.Р., пер. (2003) Михаил Пселл. Хронография. Краткая история. С.-Петербург: Алетейя.
  • Черноглазов Д.А. (2022) “Максим Исповедник как эпистолограф: жанровый этикет в письмах византийского богослова VII в.”, Античная древность и средние века 50: 205–223.
  • Agapitos, P. A. (1989) “Michael Italikos: Klage an den Tod seines Rebhuhns”. Byzantinische Zeitschrift 82, 59–68.
  • Aujoulat, N., Lamoureux, J., edd. (2004) “Synesius. Calvitii encomium”, in Synésios de Cyrène, Tome IV: Opuscules I. Paris: Les Belles Lettres, 48–90.
  • Aujoulat, N., Lamoureux, J., edd. (2004а) “Synesius. Dion”, in Synésios de Cyrène, Tome IV: Opuscules I. Paris: Les Belles Lettres, 140–185.
  • Behr, C.A. (1968), “Citations of Porphyry’s Against Aristides preserved in Olympiodorus”, The American Journal of Philology 89(2): 186–99.
  • Browning, R. (1962) “Unpublished correspondence between Michael Italicus, Archbishop of Philippopolis and Theodore Prodromos”, Byzantinobulgarica 1: 279–297.
  • Bruns, I., ed. (1887) Alexandri Aphrodisiensis praeter commentaria scripta minora. Berlin: Reimer.
  • Criscuolo, U. (1975–1976) “Un opuscolo inedito di Manuele Karanteno o Saranteno”, Ἐπετηρὶς Ἑταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν 42: 218–221.
  • Dindorf, W., ed. (1829) Aristides, Vol. 2. Leipzig: Reimer.
  • Dodds, E.R. (1959) Plato: Gorgias. Α revised Text with Introduction and Commentary. Oxford: Oxford University Press.
  • Dodds, E.R., ed. (1963) Proclus, The elements of theology. Oxford: Clarendon Press.
  • Duffy, J. M., ed. (1992) Michaelis Pselli philosophica minora. Leipzig: Teubner.
  • Duffy, J. (1995) “Reactions of Two Byzantine intellectuals to the Theory and Practice of Magic: Michael Psellos and Michael Italikos”, in H. Maguire, ed. Byzantine Magic. Washington, DC, 83–97.
  • F. Kolovou, F., ed. (2006) Die Briefe des Eustathios von Thessalonike. München-Leipzig: K.G. Saur.
  • Garzya, A., ed. (1984) Nicephori Basilacae orationes et epistolae. Leipzig: Teubner.
  • Gautier, P., ed. (1972) Michel Italikos. Lettres et Discours. Paris: Institut Français d’Études Byzantines.
  • Hunger, H. (1978) Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Bd. 1. München: Beck.
  • Karlsson, G. (1962) Idéologie et cérémonial dans lʾépistolographie byzantine, Uppsala: Almquist & Wiksells.
  • Kayser, C.L. ed. (1871) “Flavii Philostrati Vitae sophistarum”, in Flavii Philostrati opera, vol. 2, Leipzig: Teubner, 1–127.
  • Kennedy, G.A. (1980) Classical Rhetoric and Its Christian and Secular Tradition from Ancient to Modern Times, London: Croom Helm.
  • Kroll, W., ed. (1901) Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii. Vol. 2. Leipzig: Teubner.
  • Λάμπρος, Σ.Π., ed. (1879) Μιχαὴλ Ἀκομινάτου τοῦ Χωνιάτου τὰ σωζόμενα. T. 1. Ἀθῆναι.
  • Littlewood, A.R., ed. (1985) Michaelis Pselli oratoria minora. Leipzig: Teubner.
  • Magdalino, P. (1993) The Empire of Manuel I Komnenos, 1143–1180. Cambridge: Cambridge
  • University Press.
  • Migne, J.-P., ed. (1857) Patrologiae cursus completus (series Graeca). Vol. 35, Paris: Migne.
  • Μανάφης, Κ. (1972–1973) “Φιλολογικαὶ παρατηρήσεις εἰς τὸ ἔργον τοῦ Μιχαὴλ Ἰταλικοῦ”, Ἐπετηρὶς Ἑταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν 39–40: 464–475.
  • Papadopoulos-Kerameus A., ed. (1913) “Euthymius Malaces. Epitaphius in Nicolaum Hagiotheodoritam metropolitam“, in Noctes Petropolitanae. St. Petersburg, 154–162.
  • Papaioannou, S. (2007) “Language Games, Not the Soul’s Beliefs: Michael Italikos to Theodoros Prodromos, on Friendship and Writing”, in M. Hinterberger & E. Schiffer (eds.), Byzantinische Sprachkunst: Studien zur byzantinischen Literatur gewidmet Wolfram Hörandner zum 65. Geburtstag. Berlin, Boston: De Gruyter, 218–233.
  • Papaioannou, S. (2012), “Rhetoric and the Philosopher in Byzantium,” in K. Ierodiakonou & B. Bydén (eds.) Essays in Byzantine Philosophy, Athens: The Norwegian Institute at Athens, 171–197.
  • Papaioannou, S., ed. (2019) Michael Psellus, Epistulae. Berlin / Boston: De Gruyter. Podestà, G. (1947) “Le satire lucianesche di Teodoro Prodromo”, Aevum 21, 4–21.
  • Radermacher, L., Usener, H., edd. (1899) “Dionysius Halicarnaseus, De antiquis oratoribus”, in Dionysii Halicarnasei quae exstant. Vol. 5. Leipzig: Teubner. P. 3–7.
  • Renauld, É., ed. (1926–1928) Michel Psellos. Chronographie ou histoire d'un siècle de Byzance (976–1077). Paris: Les Belles Lettres.
  • Saffrey, H.D., Westerink, L.G., edd. (1974) Proclus. Théologie platonicienne. Vol. 2. Paris: Les Belles Lettres.
  • Trapp, M. (2020) “With All Due Respect to Plato: The Platonic Orations of Aelius Aristides”, Transactions of the American Philological Association 150(1): 85–113.
  • Vickers, B. (1989) In Defence of Rhetoric. Oxford: Oxford University Press. von Arnim, J., ed. (1896) Dionis Prusaensis quem vocant Chrysostomum quae exstant omnia, Vol. 2, Berlin: Weidmann. References in Russian
  • Chernoglazov, D.A. (2022) “Maximos the Confessor as a Letter Writer: Genre Etiquette in the Letters of the Seventh-century Byzantine Theologian”, Antichnaya drevnost’ i srednie veka 50: 205–223 (in Russian).
  • Ljubarskij, Ja.N., Chernoglazov, D.A., Abdrahmanova, D.R., transl. (2003) Michael Psellos. Chronography. Short History. SPb: Aletejja (in Russian).
  • Losev, A.F., Asmus, V.F., Taho-Godi, A.A., ed. (1990) Plato. Works in four volumes. T. 1. Moscow: Mysl’ (in Russian).
Еще
Статья научная