Ритуально-поминальный комплекс литейщика позднекротовской (черноозерской) культуры (по материалам могильника Тартас-1 В Барабинской лесостепи)

Автор: Дураков И.А., Мыльникова Л.Н.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Эпоха палеометалла

Статья в выпуске: 4 т.50, 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу комплекса, обнаруженного на памятнике Тартас-1. Объект подпрямоугольная яма № 147, на дне которой находилась двустворчатая керамическая литейная форма. Подробно рассмотрен археологический контекст комплекса. Дается детальная технико-технологическая характеристика литейной формы. Установлено, что она предназначалась для отливки втульчатого бронзового кельта-долота. Реконструирован процесс изготовления формы. Сделано предположение о том, что края отлитого в форме кельта были усилены ребрами жесткости; их наличие сближает данное изделие с кельтами сейминско-турбинского типа. Большое внимание уделяется рассмотрению культурной принадлежности комплекса. Отмечается включенность ямы в планиграфию позднекротовской (черноозерской) части могильника Тартас-1, ее расположение в непосредственной близи от ряда захоронений, в котором находятся погр. № 120, 155. Погребальный обряд этих могил отражает слияние позднекротовских (черноозерских) и андроновских черт. Выявлена особенность поминально-погребальной практики носителей традиций культур Обь-Иртышской лесостепи в период ранней и развитой бронзы, которая выражается в создании ритуальных комплексов, связанных с металлообрабатывающим производством. Наиболее ярко такая культовая практика проявляется на некрополях, где фиксируются предметы сейминско-турбинского круга. Чаще всего ритуальные комплексы на них представлены небольшими поминальными ямами; они расположены или на погребальном поле, или в непосредственной близи от литейных мастерских, иногда на территории крупных святилищ. В Барабинской лесостепи подобная обрядовая деятельность характерна для всего периода существования одиновской, кротовской и позднекротовской (черноозерской) культур. Андроновское влияние не отразилось на иррациональной деятельности автохтонного населения. Сделаны выводы о том, что проявление иррациональных действий, связанных с металлообрабатывающим производством, свидетельствует о поступательном развитии бронзолитейного производства, высоком уровне обособления кузнецов-литейщиков внутри общины и специализации их деятельности.

Еще

Барабинская лесостепь, ритуально-поминальный комплекс, позднекротовская (черноозерская) культура, бронзолитейное производство, литейный комплекс, реконструкции

Короткий адрес: https://sciup.org/145146750

IDR: 145146750   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2022.50.4.076-082

Список литературы Ритуально-поминальный комплекс литейщика позднекротовской (черноозерской) культуры (по материалам могильника Тартас-1 В Барабинской лесостепи)

  • Аджиндал И.А. Кузнечное ремесло и культ кузни и железа у абхазов // Из этнографии Абхазии. – Сухуми: Алашара, 1969. – С. 205–274.
  • Ардзинба В.Г. К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов) // Древний Восток. Этнокультурные связи. – М.: Наука, 1988. – С. 263–306.
  • Бадер О.Н. Древнейшие металлурги Приуралья. – М.: Наука, 1964. – 175 с.
  • Дергачев В.А. Топоры-кельты поздней бронзы Карпато-Подунавья. – Кишинэу: Центральная Типография, 2011. – Вып. 2: Кельты и серпы Нижнего Подунавья. – 459 с.
  • Дураков И.А., Мыльникова Л.Н. На заре металлургии: Бронзолитейное производство населения Обь-Иртышской лесостепи в эпоху ранней бронзы. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2021. – 203 с.
  • Кокшаров С.Ф., Чемякин Ю.П. Памятник бронзового века в окрестностях д. Сайгатино // Древние погребения Обь-Иртышья. – Омск: Ом. гос. ун-т, 1991. – С. 43–52.
  • Корочкова О.Н., Стефанов В.И., Спиридонов И.А. Святилище первых металлургов Среднего Урала. – Екатеринбург: Ур. гос. ун-т, 2020. – 214 с.
  • Косарев М.Ф. Основы языческого миропонимания. По сибирским археолого-этнографическим материалам. – М.: Ладога-100, 2003. – 352 с.
  • Лыгденова В.В. К вопросу о культе кузнецов у баргузинских и курумканских бурят // Вестн. Том. гос. ун-та. История. – 2013. – № 2 (22). – С. 62–66.
  • Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука, 1988. – 225 с.
  • Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1973. – Ч. 2: Самусьская культура. – 208 с. – (Из истории Сибири; вып. 10).
  • Матющенко В.И., Синицына Г.В. Могильник у деревни Ростовка вблизи Омска. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1988. – 135 с.
  • Металлургия и время: энцикл. – М.: Изд. дом МИСиС, 2018. – Т. 7: Мастера на все руки. Мифы и ритуалы горняков и металлургов / Ю.С. Карабасов, П.И. Черноусов, Н.А. Коротченко, О.В. Голубев. – 216 с.: ил.
  • Молодин В.И. Погребение литейщика из могильника Сопка-2 // Древние горняки и металлурги Сибири. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1983. – С. 96–109.
  • Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. – Новосибирск: Наука, 1985. – 200 с.
  • Молодин В.И., Гришин А.Е. Памятник Сопка-2 на реке Оми. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. – Т. 4: Культурно-хронологический анализ погребальных комплексов кротовской культуры. – 452 с.
  • Молодин В.И., Гришин А.Е. Памятник Сопка-2 на реке Оми. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. – Т. 5: Культурно-хронологический анализ погребальных комплексов позднекротовской (черноозерской), андроновской (фёдоровской), ирменской и пахомовской культур. – 223 с.
  • Молодин В.И., Дураков И.А. Захоронения с литейными формами на могильнике позднекротовской (черноозерской) культуры Тартас-1 (Барабинская лесостепь) // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2018. – Т. 46, № 2. – С. 25–34.
  • Молодин В.И., Дураков И.А., Кобелева Л.С. «Клад литейщика» позднекротовской (черноозерской) культуры памятника Тартас-1 в лесостепной Барабе // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2016. – № 3. – С. 79–86.
  • Молодин В.И., Дураков И.А., Мыльникова Л.Н., Нестерова М.С. Адаптация сейминско-турбинской традиции в культурах эпохи бронзы юга Западно-Сибирской равнины // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2018. – Т. 46, № 3. – С. 49–58.
  • Мошинская В.И. Баландинский клад бронзовых инструментов // КСИИМК. – 1957. – Вып. 67. – С. 144–146.
  • Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. – Сухуми: Абхаз. гос. изд-во, 1957. – 265 с.
  • Шмидт Р.В. Металлическое производство в мифе и религии античной Греции // Изв. гос. Академии истории материальной культуры. – 1931. – Т. IX, вып. 8–10. – С. 1–81.
  • Cline W. Mining and Metallurgy in Negro Africa. – Wisconsin: George Banta, 1937. – 155 p.
  • Kuz,mina E.E. The Origin of the Indo-Iranians. – Leiden; Boston: Brill, 2007. – 763 р. – (Leiden Indo-European Etymol. Dictionary Ser.; vol. 3).
Еще
Статья научная