Роль Банка России в правовом регулировании выпуска и обращения цифровых финансовых активов

Автор: Цупиков Артем Николаевич

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Политика и экономика Евразии

Статья в выпуске: 1 (60), 2023 года.

Бесплатный доступ

В начале 2022 года Банк России включил несколько организаций в реестр операторов информационных систем, осуществляющих выпуск цифровых финансовых активов. Этот можно считать отправной точкой в практическом применении норм законодательства, регулирующих сферу выпуска и обращения цифровых финансовых активов. Предметом настоящей статьи является исследование роли Банка России в правовом регулировании выпуска и обращения цифровых финансовых активов; анализ законодательства, регулирующего участие Банка России в процессе контроля, регулирования выпуска и обращения цифровых финансовых активов, с целью понимания его роли как мегарегулятора и дальнейших тенденций усиления влияния Банка России на рынок цифровых финансовых активов. Результатом исследования стало понимание достаточности законодательного регулирования участия Банка России в контроле над выпуском и обращением цифровых финансовых активов и недостаточности научного обоснования отнесения сферы цифровых финансовых активов к понятию «финансовые рынки».

Еще

Банк России, цифровые финансовые активы, надзор и контроль, законодательство в сфере цифровых финансовых активов, выпуск и обращение цифровых финансовых активов, правовое обоснование роли банка России, финансовые рынки

Короткий адрес: https://sciup.org/140297851

IDR: 140297851   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2023_60_1_124

Текст научной статьи Роль Банка России в правовом регулировании выпуска и обращения цифровых финансовых активов

В России 2022 год ознаменовался тем, что на практике заработало законодательство, регулирующее выпуск и оборот цифровых финансовых активов.

Так, в начале года сразу три российские компании получили статус оператора информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, о чем свидетельствуют соответствующие записи в реестре, опубликованном на сайте Банка России [12].

Уже летом того же года в России впервые была проведена сделка с использованием цифровых финансовых активов и реального товара (Росбанк приобрел токен (единица учёта, предназначенная для представления цифрового баланса в некотором активе) на металл палладий в системе «Ато-майз»). А компания «ВТБ факторинг» (входит в ВТБ) и финтех-компания «Лайтхаус» перевели в цифровые финансовые активы коммерческую задолженность эмитента на платформе оператора информационной системы «Лайтхаус», после чего «ВТБ факторинг» выкупил этот выпуск цифровых финансовых активов, проведя первую эмиссию и размещение цифровых финансовых активов, обеспеченных денежными требованиями.

В связи с активизацией потенциальных участников рынка стали актуальными вопросы регулирования, контроля, нормативного обеспечения выпуска и обращения цифровых финансовых активов, а также роли в этом процессе Центрального Банка Российской Федерации как публично-правового органа и мегарегулятора во всем финансовом секторе. Отметим, что первый заместитель председателя Правительства РФ И.И. Шувалов в 2012 году выступил с идеей создания регулятора финансовых рынков на базе Банка России. Проект предполагал, что укрупненная Федеральная служба по финансовым рынкам, ведущая надзор за рынком ценных бумаг и страховыми компаниями, вольется в структуру Банка России. Концепцию создания мегарегулятора одобрил Президент России В.В. Путин. В 2013 году законодательные органы приняли соответствующий федеральный закон (Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, кон- тролю и надзору в сфере финансовых рынков»), и с 1 сентября 2013 года Банку России перешли функции упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам, превратив его в единый регулятор финансового сектора.

Именно роль Банка России как публичноправовой организации регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, а также инфраструктурными организациями финансового рынка в рамках единого государственного органа предопределила широкий круг полномочий в сфере цифровых финансов.

Опираясь на мнение Е.Н. Пастушенко, Е.Б. Стародубцевой, О.М. Марковой, можно разделить полномочия Банка России на контрольнонадзорные, регулятивные и нормотворческие [11].

Для понимания функций и роли Банка России в правовом регулировании выпуска и обращения цифровых финансовых активов необходимо установить правовые основания, закрепленные в законе, необходимые для осуществления Банком России указанных полномочий в отношении выпуска и обращения цифровых финансов.

Прежде всего, широкий круг полномочий Центрального Банка России обусловлен особым конституционно-правовым статусом, установленным статьей 75 Конституции Российской Федерации. Банк России – юридическое лицо, публично-правовой субъект, не являющийся государственным органом, но обладающий некоторыми полномочиями, присущими государственным органам [1].

Особая роль Банка России в регулировании отношений, возникающих в связи с выпуском и обращением цифровых финансовых активов, закреплена в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Большая часть положений указанного выше закона содержит нормы, регулирующие порядок выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов, требований к операторам информационной системы, в которой выпускаются (создаются) и обращаются цифровые активы.

Так, указывается, что создание цифровых финансовых активов возможно только на платформе оператора информационной системы, осуществляющего их выпуск, а обращение цифровых финансовых активов возможно только на платформе оператора обмена цифровых финансовых активов. Деятельность таких операторов строго регламентируется в соответствии с правилами, согласованными Банком России, после чего такие операторы включаются в соответствующий реестр [2].

Таким образом, основным документом, определяющим порядок работы информационной системы, права и обязанности ее оператора и пользователей, порядок привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов, являются Правила информационной системы, согласованные Банком России.

Порядок ведения Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также порядок согласования правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, устанавливается Положением Банка России от 16 декабря 2020 г. № 746-П [4].

Указанным документом, реализуя свои нормотворческие полномочия, Банк России установил и конкретизировал требования к заявителям, подающим ходатайство о включении в реестр, требования к содержанию правил ведения реестра и порядок согласования таких правил.

Так, правила информационной системы должны содержать условия использования системы, права и обязанности оператора и пользователей системы, порядок выпуска цифровых финансовых активов, порядок заключения смарт-контрактов и ответственность оператора и пользователей системы за нарушение правил [5].

Действующим законодательством четко определена роль Центрального Банка Российской Федерации как публично-правового органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор в сфере выпуска и обращения цифровых финансовых активов. Также очевидно, что на данный момент времени с учетом небольшого практического опыта принятых норм достаточно для осуществления Банком России контрольно-надзорных и регуляторных функций.

Однако, с точки зрения науки, существует дискуссионный вопрос, к какому виду деятельности отнести осуществление функций надзора, контроля и регулирования сферы выпуска и обращения цифровых финансовых активов. Точнее, почему законодатель поместил это положение в раздел закона о регулировании, контроле и над- зоре в сфере финансовых рынков, тогда как в само это понятие большинством современных ученых включаются только деньги и ценные бумаги.

Цели и задачи, а также направления деятельности, функции и роль Банка России определены в Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Согласно статье 76.1 указанного закона, надзор и контроль за деятельностью операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и деятельностью операторов их обмена отнесены к регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. При этом сами операторы путем включения в указанный перечень отнесены к некредитным финансовым организациям [3].

Такой подход законодателя не в полной мере соотносится с современным общенаучным подходом к определению понятия финансового рынка.

Так, Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов считают, что финансовый рынок – это совокупность экономическо-правовых отношений, возникающих между различными субъектами, включая финансовые организации, использующие денежные средства в качестве накопления (депозиты), кредита (займа), платежа, а также ценные бумаги и производные финансовые инструменты для предоставления финансовых услуг [10]. А.А. Су-атин отмечает, что финансовый рынок является местом, где осуществляется купля-продажа финансового капитала [8], Ю.С. Евлахова под финансовым рынком понимает систему экономических отношений, которые складываются при аккумулировании и распределении денежных средств [9]. Во всех указанных подходах прослеживается связь финансового рынка с финансовым капиталом, т. е. деньгами и ценными бумагами. В случае же с оборотом цифровых активов речь идет об имуществе в электронной форме (например, о токене, который является цифровым активом, подтверждающим права на товар или имущество).

Несмотря на дискуссионность вопроса отнесения законом сферы обращения цифровых финансовых активов к финансовому рынку, роль и место Центрального Банка Российской Федерации, с точки зрения основных его функций, просматривается достаточно определенно через основные направления контрольно-надзорной деятельности, их методы и формы, также указанные в законе.

Это такие направления контрольно-надзорной деятельности Банка России, как контроль за деятельностью некредитных финансовых органи- заций, разработка документов, определяющих требования к операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, например Положение Банка России от 16.12.2020 № 746-П [4]. Это и контрольная работа по оценке и изучению представляемой операторами в соответствии с Положением Банка России от 26 октября 2021 г. № 777-П отчетности [6].

Субъектами указанной контрольно-надзорной деятельности будут орган, осуществляющий контроль и надзор, – Банк России в лице Комитета финансового надзора, пользователи информационной системы по выпуску и обращению цифровых финансовых активов и операторы этих систем.

Объектами и предметом контрольно-надзорной деятельности будут выступать деятельность оператора информационных систем по выпуску, учету и обращению цифровых финансовых активов, а также по соблюдению согласованных Банком России правил деятельности операторов [7].

Опираясь на действующие нормы законодательства, Банк России осуществляет контрольно-надзорную деятельность в сфере выпуска и обращения цифровых финансовых активов административными методами: согласование правил деятельности операторов информационных систем и включение их в соответствующий реестр; дистанционным методом анализа отчетности, предоставляемой операторами, и нормативным методом через разработку и издание специальных положений, а также путем контроля за их соблюдением.

Реализуя свои полномочия в сфере нормотворчества, Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, которые являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех юридических и физических лиц [3].

Из всего вышеописанного можно сделать следующие выводы.

Выпуск и обращение цифровых финансовых активов на данном этапе достаточно регламентированы с точки зрения действующего законодательства. При этом, если учитывать, что правила информационной системы, согласованные Банком России и утвержденные органом управления юридического лица, являющегося оператором, охватывают весь спектр взаимоотношений участников сделок с цифровыми финансовыми активами, непосредственного участия в отношениях между участниками финансового рынка в сфе- ре цифровых финансовых активов Банк России не принимает, и это обусловлено, прежде всего, спецификой взаимоотношений участников этого рынка.

Представляется правильным, что и дальше Банк России будет придерживаться того, чтобы сохранить за собой минимальные надзорные и регуляторные функции, не расширяя свои полномочия, предлагая участникам рынка самим определять рамки этих отношений.

Отношения оператора информационной системы по выпуску цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов и пользователей (собственников этих активов) образуют финансовый рынок. В связи с этим необходимо конкретизировать и дополнить понятие финансового рынка с точки зрения науки и действующего законодательства с тем, чтобы в это понятие помимо денег и ценных бумаг включались и цифровые финансовые активы.

Список литературы Роль Банка России в правовом регулировании выпуска и обращения цифровых финансовых активов

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
  • Положение Банка России от 16.12.2020 № 746-П «О ведении Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, о порядке и сроках представления операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторами обмена цифровых финансовых активов в Банк России сведений о лицах, распоряжающихся акциями (долями) указанных операторов, а также о порядке представления и согласования Банком России изменений в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, изменений в правила обмена цифровых финансовых активов» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2021 № 62191).
  • Правила информационной системы Сбера, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (Утв. Постановлением Правления ПАО «Сбербанк» от 15.03.2022 № 695168а).
  • Положение Банка России от 26 октября 2021 г. № 777-П «О формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности операторов инвестиционных платформ, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена цифровых финансовых активов и порядке группировки счетов бухгалтерского учета в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности».
  • Положение о Комитете финансового надзора Банка России, утвержденное Советом директоров Банка России (Протокол Совета директоров Банка России от 11.06.2021 № ПСД-12).
  • Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. М.: КноРус, 2004. С. 28.
  • Евлахова Ю.С. Понятие финансового рынка с позиции современной теории финансов // Финансовый журнал. 2011. № 3. С. 85.
  • Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: монография. М., 2022.
  • Банковское право: учебник / отв. ред. Е.В. Пока-чалова, Е.Н. Пастушенко. М.: Директ-Медиа, 2020.
  • Реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, по состоянию на 27.01.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/finm_infrastructure/digital_ oper/.
Еще
Статья научная