Роль государств Западной Европы в развитии экономической и политической жизни Монголии на рубеже XX-XXI вв. в западноевропейской историографии

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению роли стран Западной Европы, в частности, Германии, в развитии экономики Монголии, а также участии в ее политической жизни с точки зрения западных исследователей.

Монголия, западная европа, германия, экономика, историография, политика

Короткий адрес: https://sciup.org/142148181

IDR: 142148181

Текст научной статьи Роль государств Западной Европы в развитии экономической и политической жизни Монголии на рубеже XX-XXI вв. в западноевропейской историографии

В конце 1980-х гг. Монголия вступила в стадию исторических перемен во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Наиболее зримо эти изменения проявились в области мировоззрения, духовной культуре. В духовной сфере произошел возврат к многовековым ценностям народов монголоязычной этносферы – возрожден культ Чингисхана, активно эволюционирует буддизм, восстанавливается в государственном делопроизводстве старая монгольская письменность, трансформируются традиции кочевой цивилизации в ведении пастбищного скотоводства.

Анализируя современное положение Монголии в мировой политике, ведущий монголовед мирового востоковедения М.И. Гольман указывает: «Во внешней политике произошли деидеологизация и переориентирование Монголии на развитие всесторонних отношений со всеми государствами мира на принципах равноправия, взаимной выгоды, открытости и неприсоединения [1].

Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы и энергетического сектора. Были предприняты крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивления бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-1999 гг. последовал экономический рост [2].

В новых геополитических условиях мировое сообщество и, прежде всего, развитые страны Запада и Восточной Азии оказали помощь в становлении самостоятельного монгольского государства сначала посредством оперативной гуманитарной помощи и политической поддержкой, а затем реализацией экономических программ рыночного формата и постепенного вмонтирования в мировые хозяйственные отношения . В политической сфере Монголии были созданы конституционные условия для необратимого процесса становления демократического государства. Не вызывает сомнения в международном сообществе, что новых зарубежных партнеров Монголии привлекают природные ресурсы страны для ее более активного включения в мировую экономику, в неравноправный оборот транснационального капитала [3]. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн. в год [4].

По итогам III квартала 2005 г. общий товарооборот внешней торговли Монголии составил 1,27 млрд. долл., что на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2004 г. Импорт возрос на 150,6 млн. долл.

Монголия экспортирует товары и сырье в 60 стран мира, из них 50,8% - в КНР, 13,8% - в Канаду, 10,1% - в США. 45,2% всего экспорта занимают полезные ископаемые и продукция горнорудной промышленности, 21,5% составляют швейные и трикотажные изделия, 25,6% - драгоценные и полудрагоценные металлы, 3,7 % - кожсырье и изделия из него [5].

Монголия как член Всемирной торговой организации в марте 2005 г. представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 г. Правительство Монголии установило единые 5%-ные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 г. монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин [5].

В результате переговорных процессов монгольского правительства и зарубежных партнеров создана широкая базовая основа двусторонних соглашений с традиционными партнерами Европы в сфере социально-экономического и культурного сотрудничества. Это позволило достаточно быстро организовать инфраструктуру инвестиционных корпораций и начать согласованное продвижение проектов. Заметно возрастание коммуникационных связей европейского сообщества с Монголией в сфере воздушного транспорта, в информационных системах и технологиях, которое вовлекает монгольское сообщество в мировую систему обмена информацией и международный туризм.

Сегодня монгольское правительство в качестве ключевого партнера среди стран Европейского Союза рассматривает Германию. Германия стала первым европейским государством, чьи представители совершили официальный визит в Монголию по случаю выборов первого демократически избранного президента Монголии Очирбата в сентябре 1995 г. [5].

Президент Херцог в сентябре 1998 г. и президент Келер в сентябре 2008 г. посещали страну с официальным визитом. В ходе визита президента Келера была подписана «Декларация о комплексном партнерстве между Германией и Монголии», основанная на общих ценностях, разделяемых обеими сторонами, и предусматривающая укрепление отношений в политической, экономической и культурной областях жизни обоих государств [6].

Визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Монголию в октябре 2011 г. стал не только важной вехой в отношениях между двумя странами, но также и первым визитом главы пра- вительства государства-члена ЕС и вторым визитом лидера страны-члена G-7 в Монголию с момента ее преобразования [7].

В современном внешнеэкономическом поле Германия является крупнейшим торговым партнером Монголии среди стран Европейского союза. Объем торговли растет быстрыми темпами, и в 2011 г. он составил около 156 млн. евро, при том, что Германия является одним из мировых лидеров по экспорту, а Монголия – одним из богатейших ресурсами государств в мире [8].

В то же время налицо диспропорции во внешнеторговом обороте. В частности, в 2011 г. Германия импортировала в Монголию товары на сумму 145,5 млн. евро, сумма экспорта же составила 10,4 млн. евро. По объему поставок в Монголию Германия занимает 6-е место в мире. Наиболее важными товарами экспорта в Монголию стали машины с экспортной долей в 34,2%, а также электротехника и транспортные средств, доля которых в экспорте составила 12,1%, и продукты питания с долей 9,5% [9].

Визит трех министров немецкого правительства и многочисленных экономических делегаций из Германии в Монголию во второй половине 2010 г., а также визит федерального канцлера А. Меркель в октябре 2011 г. свидетельствуют о растущем немецком интересе в сфере экономического обмена и хороших политических отношений с Монголией. Фокусом многочисленных политических и экономических переговоров стало сотрудничество в горнодобывающей промышленности и в области развития инфраструктуры горнорудной промышленности Монголии.

В присутствии канцлера ФРГ и премьер-министра Монголии С. Батболда были подписаны различные договоры о сотрудничестве, в том числе правительственный договор о сотрудничестве в сфере горнодобывающей промышленности, индустрии и технологий. Это соглашение представляет собой рамочные условия для заключения дальнейших договоров немецкими компаниями [10].

Тем временем эксперты Renaissance Capital назвали экономику Монголии самой быстрорастущей в мире. Благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 г., полагают аналитики. Они отметили, что Монголия готовится к тому, чтобы стать новым «азиатским тигром», а не очередным источником сырья в Центральной Азии, об этом пишет Информационное агентство СА NEWS [11].

Вместе с тем, как считает британский исследователь Д. Морган, высокие темпы экономического роста не означают, что параллельно им или следом за ними автоматически происходит повышение уровня жизни населения. Еще много людей живут за чертой бедности, страна столкнулась со своего рода «ценовым бумом»: во многом из-за монополизации импорта нефтепродуктов несколькими частными компаниями резко возросли цены на бензин и дизельное топливо, на 10% и более увеличилась стоимость продуктов и потребительских товаров, в сфере обслуживания продолжалось засилие иностранного бизнеса – китайского и корейского. Наконец, отрицательное воздействие на экономику Монголии потенциально может оказать разгорающийся мировой кризис [12].

Поэтому Д. Морган считает, что правительству Монголии не стоит особенно обольщаться высокими макроэкономическими показателями. Кроме того, по его мнению, необходимо с большей ответственностью формировать бюджетную политику и принять поэтапно оптимальные меры по сохранению сложившихся благоприятных условий по предотвращению потенциальных угроз [12].

Статья научная