Роль коалиций в переговорном процессе ВТО

Автор: Табаровская М.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-2 (9), 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140106225

IDR: 140106225

Текст статьи Роль коалиций в переговорном процессе ВТО

Всемирная торговая организация – это международная площадка для обмена мнениями, возможность совместной формулировки правил, выработки новых решений. Это место, где игра, в виде которой, выступают международные торговые отношения, ведется по правилам принятыми всеми участниками организации. ВТО сегодня – это 159 стран-участниц и 95% мирового торгового оборота. Участие страны в ВТО и работа по правилам – сложный взаимосвязанный процесс, управлять которым не под силу одному участнику, в него вовлечены многочисленные представители стран. Основными задачами каждого представителя является успешное ведение переговорного процесса, поиск партнеров и лучших способов реализации торговых интересов.

Один из вариантов построения партнерских отношений с целью оказания влияния на переговорный процесс – создание коалиции в рамках ВТО. Торговые переговоры на основе коалиций – явление не новое. Так в 1964 году, первой крупной сформировавшейся группировкой в рамках ЮНКТАД стала коалиция стран G-77, члены которой действовали и в условиях ГАТТ [1]. На тот момент, Группа-77 выступала с предложениями, облегчающими реструктуризацию международной валютной системы, ускорение передачи технологий и оказания помощи развивающимся странам. Сегодня эти страны и некоторые присоединившиеся к ним позже, представляют коалицию АКТ (Страны Африки, Карибского и Тихоокеанского региона), действующую в ВТО.

Начавшийся в рамках ГАТТ процесс формирования групп по торговым интересам усиливался , активно развиваясь в ВТО сегодня. В масшатабе организации мы можем наблюдать 27 официально признанных коалиций. Данные группы обладают как перекрестными там и противоположными инетресами, различным потенциалом и, порой, несопоставимыми возможностями оказывать влияние на ход переговорного процесса. Но всех их объединяет идея сотрудничества и защиты интересов своих участников. Поскольку, процесс ведения переговоров перешел за рамки двустороннего к переговорам с представиетлями коалиций, последних можно условно разделить на 4 группы:

  • •        региональные альянсы, например группа африканских стран,

группа стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (АКТ), АТЭС, Меркосур, ЕС;

  •    специфические группировки, такие как группа наименее развитых стран, группа стран новых участниц, малые страны с уязвимой экономикой, страны с переходной экономикой;

  •    крупные коалиции, обладающие особым влиянием, связанные торговыми интересами, например G-20, G-90, G-33, а также Кернская группа и коалиция стран НАМА (NAMA - nonagricultural market access) [4];

  •    формальные альянсы – в качестве примера может служить ЕС. Впрочем, пример ЕС, когда группу стран внутри ВТО представляет единый орган (в данном случае Комиссия ЕС), пока что единичен для ВТО.

Современные коалиционные группировки внутри ВТО поражают степенью институционализации, многие из них добились не только значимости, но и существенных успехов, действуя согласованно. Под данное определение попадают группа-20, группа-33, группа наименее развитых стран (НРС), группа АКТ, Африканская группа, группа малых стран с уязвимой экономикой (SVEs), группа Карибского сообщества и Кернская группа [3]. Известны также коалиции, существовавшие долгое время, а затем утратившие былую силу, к примеру, Группа Квадро, состоящая из США, Канады, ЕС и Японии. Противоречия внутри альянса раскрылись на Тр етьей Министерской конференции в Сиэтле в 1999 г., у представителей государств были выявлены различия в стратегических подходах к проведению нового раунда, что значительно ослабило их дальнейшее сотрудничество в рамках альянса.

В последнее время определенные развивающиеся страны приглашаются к участию в консультациях в узком кругу в своем официальном качестве – координаторов коалиций. Данная практика началась с прямого включения коалиций в процессы принятия решений ВТО в ходе подготовки Министерской конференции 2001 г. в Дохе. На Министерской конференции в Гонконге процесс переговоров в «зеленой комнате», переименованный в Консультативную группу председателя, функционировал как «псевдопарламентская» система, в которой различные группы стран были представлены своими координаторами: Африканская группа – Египтом, АКТ/Группа–90 – Маврикием, Группа наименее развитых стран – Замбией, Группа–20 – Бразилией, Группа–33 – Индонезией, и принимали активное участие в консультациях в узком кругу [2]. Координаторы группировок выбираются всеми участниками коалиций, на них возлагается обязанность представления интересов всего альянса. Позиция координатора является сменяемой и зависит от отношения стран-участниц коалиции к текущему координатору. Рассматривая общее количество коалиционных объединений в рамках ВТО, можно выделить группировки структурно более сложные и весомые, такие как: Кернская группа, G-20, G-33, коалиция стран НАМА.

Кернская группа берет свое название от австралийского города Кернс, где в 1986 году состоялось ее первое заседание. Кернская группа (Cairns group) - это группа стран, в экспорте которых значительное место занимают сельскохозяйственные продукты. На их долю приходится более 25% мирового экспорта сельскохозяйственной продукции [5]. В состав группы входят 19 государств - как развитых, так и развивающихся (Аргентина, Австралия, Боливия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Коста Рика, Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия, Пакистан, Парагвай, Филиппины, ЮАР, Таиланд и Уругвай). Координатором коалиции выступает Австралия. В ходе многосторонних торговых переговоров Уругвайского раунда, а теперь Доха-раунда члены группы выступают обычно с общими предложениями по вопросам регулирования мировой торговли сельскохозяйственной продукцией. Часто Кернскую группу рассматривают как пример успешной коалиционной группировки, созданной в области международных торговых переговоров. Действуя коллективно, страны-члены смогли оказать большее влияние на исход переговоров по сельскому хозяйству, чем, если бы каждая из них действовала независимо друг от друга. Кернской Группе успешно удалось внести вопрос сельского хозяйства в повестку Уругвайского раунда. В конечном итоге это привело к формированию Международного соглашения по вопросам сельского хозяйства внутри ВТО (Agreement on Agriculture).

Другой сильной группой развивающихся стран, является G-20 (Группа 20 развивающихся стран) возникшая в рамках Доха-раунда, накануне министерской конференции в Канкуне в 2003 г., в противовес совместному предложению США и Евросоюза по сельскому хозяйству. Весомая роль коалиции G-20 состоит, прежде всего в том, что на сегодняшний день, в ее состав входят 23 развивающихся государства, представители Латинской Америки, Африки и Азии представляющих собой 60% населения мира, 70% фермерских хозяйств и 26% мирового экспорта сельскохозяйственных товаров. Кординатором группы, как и инициатором ее создания, выступает

Бразилия. Ключевой идеей при создании коалиции было, привлечь к участию основных игроков в области сельского хозяйства, динамично-развивающихся Индию и Китай и максимально заручиться их помощью в вопросах экспортных субсидий и в поддержке местного производителя. Для достижения этой цели, Бразилии пришлось пойти на уступки и смягчить свой жесткий подход к либерализации доступа на рынок товаров аграрного сектора. Группа G-20 является очень весомой коалицией и серьезным игроком в области разрешения сопоров по вопросам сельского хозяйства в рамках ВТО.

Крупную коалицию G-33, вверившую координацию Индонезии, также называют «Друзья специальных продуктов» («Friends of special products») в сельском хозяйстве. G-33 была создана в 2003 г., перед раундом в Канкуне. Участниками G-33 являются 46 стран, настаивающих на гибкости применения тарифных ограничений для развивающихся стран. Участники придерживаются идеи ограниченного открытия рынка в сельском хозяйстве и настаивают на возможности самим определять список специальных товаров, на которые им не придется предусматривать снижение тарифов или изменять квоту. Страны также выступают с идеей специальных защитных мер для развивающихся стран, противостоят волатильности рынка и внезапному росту импорта. В области сельского хозяйства коалиция отстаивает оборонительные интересы. Группа включает в себя страны одновременно входящие в группировку наименее развитых стран и в группу G-20. G-33 сложно назвать гомогенной группой, так как в ней состоят как крупные страны экспортеры сельскохозяйственных товаров, так и Индия и Китай, занявшие оборонительную позицию по вопросам сельского хозяйства.

Вопрос, связанный с доступом на рынки промышленных товаров является одним из ключевых вопросов Доха раунда. В 2001 г. перед проведением раунда была сформирована коалиция стран НАМА «Друзья амбиций» (NAMA, Friends of Ambitions), в ее составе 35 участников - все страны ЕС, а также, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, США, Швейцария, Япония. Группа стран НАМА «Друзья амбиций» выступают за полную отмену тарифов в отдельных промышленных секторах (например, в отношении химических продуктов, промышленного оборудования, велосипедов). США, ЕС и другие развитые страны хотят, чтобы государства с крупными и быстрорастущими рынками, такие как Китай, Индия и Бразилия, присоединились к секторальным инициативам. Последние возражают, поскольку в соответствии с мандатом раунда Доха, участие в таких инициативах является добровольным. Под воздействием невозможности найти компромисс в вопросах торговле промышленными товарами на конференции в Гонконге в 2005 г., развивающиеся страны создают свою коалицию НАМА-11. Ведущими инициаторами ее создания выступили Аргентина, Бразилия, Индия, им также удалось привлечь в группировку Боливию, Венесуэлу, Египет, Индонезию, Намибию, Тунис, Филиппины и ЮАР. Позже Боливия приостановила участие к группировке, тем самым число участников сократилось до десяти, не изменив названия.

Можно отметить, что в рамках ВТО идет активная коалиционная борьба, оказывающая вляние на ход переговорного процесса. Главы государств-членов организации понимают, что гораздо выгоднее «быть вместе» и «выступать вместе», если на первое место ставить экономические, а не региональные или политические интересы. Несмотря на возможные противоречия, коалиции внутри ВТО формируются, прежде всего, вокруг торговых интересов, наличие альянсов позволяет противодействовать концентрической модели принятия решений, обеспечивая при этом достаточный уровень представительства всех стран-членов.

Статья