Роль некоммерческих объединений в осуществлении государственной культурной политики применительно к отечественному предпринимательству

Автор: Марзоева А.В.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 2, 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются особенности проведения государственной культурной политики по отношению к отечественному частному предпринимательству. Для их аналитической оценки вводится понятийное различение социального взаимодействия на макро-, мезо- и микроуровнях. Государственная политика в сфере предпринимательства реализуется на мезоуровне, где происходят процессы взаимодействия сообществ и организаций, а также проявляются их интересы и возможности. Общественные структуры при этом выступают как посредники между государством и микроуровнем, то есть предпринимателями и частными лицами. Показано, что некоммерческие организации выполняют значимую компенсаторную функцию по отношению к тем сферам социокультурной жизни общества, где прямое воздействие макроуровня на микроуровень затруднено, не обеспечено административными ресурсами или полномочиями. Дается представление об идеально функционирующих партиях, движениях и объединениях в социокультурной сфере, взаимодействие которых строится на взаимодополняемости, а не на конкуренции и борьбе. Устойчивость такого социального механизма предлагается обеспечить созданием разветвлённой общественно-государственной структуры, осуществляющей сбор, обработку, распространение информации о социально-культурных процессах, проблемах и жизненно важных интересах различных общественных групп на мезо- и микроуровнях.

Еще

Культура, государственная культурная политика, частное предпринимательство, мезоуровень, нормы и ценности, некоммерческие организации и объединения, фандрайзинг, эндаумент, финансирование, развитие, модели культурной политики

Короткий адрес: https://sciup.org/149144987

IDR: 149144987   |   DOI: 10.24158/fik.2024.2.20

Текст научной статьи Роль некоммерческих объединений в осуществлении государственной культурной политики применительно к отечественному предпринимательству

Введение . Чтобы использовать возможности некоммерческих объединений в культурной политике, необходимо способствовать гармоничному сочетанию государственных и частных интересов на макро- и микроуровне, причем первый из названных соотносится со всем обществом, а второй - с отдельными социальными группами, бизнес-сообществами, частными фирмами и т.д.

Формирование и проведение культурной политики на макроуровне позволяет нации сохранять себя, не теряя самоидентификацию, укрепляя её на исторических этапах своего существования. Культура на микроуровне представляет собой мир, дающий людям возможность обрести индивидуальность и самореализоваться в рамках существующей системы политических и экономических отношений. В переломных фазах трансформации на макроуровне именно микроуровень берет на себя роль инварианта общества и нации. Даже инерция проводившейся культурной политики регулирует происходящие социокультурные процессы в обществе (Гавров, 2019).

Проведение государственной культурной политики1 путём вовлечения в данный процесс гражданского общества способствует развитию социума. В этой связи нам видится актуальной активизация мезоуровня, который призван стать пространством взаимодействия для макро- и микроуровней. Мезоуровень преимущественно интегрируется из общественных структур, которые составляют основу гражданского общества. Активное его функционирование открывает возможности для эффективного осуществления государственной культурной политики по отношению к частному предпринимательству, которое присутствует в самых различных областях человеческой деятельности.

Построенная нами конструкция взаимодействия обозначенных трех уровней призвана стать инструментом воздействия государства на отечественное предпринимательство (рис. 1).

Макроуровень

Выработка государственной культурной политики

Рисунок 1 – Схема воздействия на предпринимательство через структуры гражданского общества

Figure 1 - Scheme of Impact on Entrepreneurship through Civil Society Structures

Методика исследования . В исследовании использовался метод концептуального (логического, понятийного) моделирования механизмов отечественной государственной культурной политики по отношению к частному предпринимательству, а также метод условного проектирования, позволивший гипотетически наметить некоторые перспективы совершенствования государственной культурной политики в плане механизмов ее воздействия на частное предпринимательство и использования возможностей последнего.

Результаты исследования . В контексте целей настоящего исследования ограничимся рассмотрением трех направлений государственной культурной политики: в отношении деятельности учреждений культуры и искусства; поддержки государством тех или иных коммерческих бизнес-структур (микроуровень); деятельности общественных организаций, ассоциаций, и движений, функционирование которых основывается на коллективных и личных инициативах, составляющих мезоуровень.

В сложившейся реальности ряд перечисленных форм и организаций данного уровня использует социальный юридический статус в частных и коммерческих интересах (Каменец, 2016). Минимизация рисков приспособления общественных организаций к индивидуальным бизнес-стратегиям является одной из задач построения конструкции взаимодействия макро- и мезоуровней (см. рис. 1). К таким рискам относится нарушение баланса государственных, общественных и частных интересов в сторону последних.

Нами рассматривается цель государственной культурной политики, которая состоит в том, чтобы создать социально ответственного предпринимателя. Соответственно, в направлении достижения этой цели перестраиваются возможности общественных структур мезоуровня. Отдельно выделим такой их мощный ресурс, как некоммерческие организации (НКО). Среди них особое место занимают организации, которые осуществляют культурную или социокультурную деятельность, а также выполняют такие функции, которые не входят в полномочия и возможности государственных органов и учреждений (благотворительные акции, культурно-просветительские программы и др.).

Некоммерческие структуры и объединения создаются и функционируют в различных организационно-правовых формах, таких как благотворительные фонды, ассоциации, общественные, а также религиозные организации, некоммерческие партнёрства, союзы, фонды и др.

Обсуждение . Рассмотренные выше организационные формы некоммерческих общественных структур встречаются на макро- и на микроуровне экономики социокультурной сферы, хотя и не занимают в них доминирующее положение. Как правило, программы и проекты подобных объединений и организаций ориентированы на социально незащищенные группы, для которых они осуществляют информационно-просветительскую деятельность. Кроме того, некоммерческие организации восполняют дефицит в деятельности государственных органов и учреждений, а также решают проблемы специалистов в сфере культурной деятельности, которые не обеспечены возможностью штатного трудоустройства. Таким образом, специалисты находят применение своему опыту в рамках социокультурных проектов, программ и различных инициатив. Для людей с альтруистическим отношением к обществу некоммерческие организации и объединения являются возможностью реализовать как внутренние потребности, так и иные цели, направленные на достижение общественных благ, поскольку по своей природе гражданские инициативы в сфере культуры имеют, как правило, ценностно-нормативную ориентацию на общественное служение. Таким образом, некоммерческие организации и объединения осуществляют компенсационную функцию в отношении тех сфер общественной жизни, где ослабевает внимание государства или его полномочия являются недостаточными. Эта функция особенно востребована в отношении незащищённых слоёв населения, которые не имеют собственных механизмов защиты своих прав в государственных и муниципальных структурах. В качестве примера можно обозначить творческую деятельность инвалидов из этой категории граждан. Или, скажем, сферу деятельности автономной некоммерческой организации по содействию социальным и культурным проектам «Наследие»1 можно охарактеризовать как исследовательскую, благотворительную, военно-патриотическую, издательскую, краеведческую, затрагивающую международные отношения, молодежную, музейную, научную, национально-культурную, образовательную; организация оказывает поддержку социально-незащищенным слоям населения, помощь семье и детям, ведет просветительскую, творческую, экологическую деятельность, стремится к развитию гражданского общества. При этом источники финансирования организации весьма разнообразны: она получает доходы от деятельности своих предприятий, предоставления платных услуг, за счет членских взносов и выплат из федерального бюджета.

В государственных структурах и учреждениях также ослаблена и просветительская функция, поэтому следует учитывать возможности некоммерческих организаций в этой сфере. Так, в последние годы созданы автономные некоммерческие организации «Общество “Знание”», «Большая российская энциклопедия» и др. Их просветительская активность неуклонно набирает силу. Есть примеры НКО и с большим стажем. Скажем, региональная общественная организация «Центр духовно-нравственного единения “Будущее”»2 была создана в 1998 г. с целью реализации проекта

«Будущее России», направленного на развитие движения за единение российского народа на основе нравственного долга, воспитание у граждан чувства нравственной ответственности за судьбу Родины и творческой активности во всех сферах жизни во имя сохранения достоинства России. Данная НКО также пользуется поддержкой государства в финансовом отношении.

Важной формой взаимодействия является грантовая помощь НКО со стороны бюджетов разных уровней. Так, межрегиональная общественная благотворительная организация «Вера, Надежда, Любовь» реализовала проект «Ставропольский краевой консультационный центр по вопросам интеграции и адаптации мигрантов, лиц без гражданства» с использованием средств, выделенных на развитие гражданского общества Фондом президентских грантов1.

В рамках аналогичной схемы финансирования ведет свою деятельность НКО «Региональное общественное движение “Ресурсный центр социальных технологий Республики Саха (Якутия)”». Его цель – создание системы идеологической работы через реализацию общественных инициатив и продвижение в регионе ценностей и практики гражданского общества2.

Вовлекая в свою деятельность новые слои населения, в том числе представителей отечественного предпринимательства, некоммерческие организации становятся партнёрами государства в предложенном нами механизме взаимодействия макро- и мезоуровней. Одной из задач культурной политики в этом направлении должно стать продвижение ценностей социально-ответственного бизнеса, а следующим шагом может стать вовлечение деловых структур в софи-нансирование некоммерческих организаций и объединений. Тем самым будет запущен механизм саморазвития в контуре «мезо- – микроуровень».

Еще одним важным компонентом мезоуровня являются политические партии, движения и отдельные лидеры общественного мнения (Шадрикова, 2008), которые вносят свою лепту в политические, социальные и культурные процессы, протекающие в стране. Здесь государственная культурная политика должна создать механизмы устойчивого сотрудничества на принципах взаимного дополнения, а не конкуренции и борьбы. Для достижения этой цели предлагаем создать общественно-государственную структуру разветвлённого типа, основными функциями которой станут сбор, обработка, распространение информации о значимых социально-культурных процессах в обществе, а также о проблемах и жизненно важных интересах различных групп населения на мезо- и микроуровнях. Данная структура должна иметь собственные каналы вещания и быть относительно независимой юридически и функционально от административной власти. Благодаря такой форме организации артикуляция интересов различных групп и организаций на микро- и мезоуровнях станет более доступной и широкой.

Следующим компонентом мезоуровня являются организации различных конфессий. Кроме религиозных постулатов (Шахов, 2019; Гриднева, Матанцев, 2020; Исаева, 2018), они базируются на ценностных ориентирах, регулирующих поступки как отдельной личности, так и целых этносов, территориально локализованных групп населения. Накоплен многовековой культурный потенциал, который существенно пересекается с традиционализмом и социокультурным поведением отдельных народностей. Процесс духовного производства включает в себя не только распространение, усвоение и создание культурных ценностей и благ, но и формирует интеллектуальные, эмоциональные и моральные качества людей.

Общеизвестно, что экономическое поведение людей в определённой степени предопределяется конфессиональной принадлежностью. Например, протестантизм понимает труд каждого члена как добродетель. В православии наивысшей ценностью является духовность, а также справедливость. Таким образом, очевидно, что государственная культурная политика должна проводиться дифференцированно в отношении различных конфессий и этнических групп. В соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства, последнее не финансирует деятельность религиозных организаций, однако в соответствии со ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»3 оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. В предложенном нами механизме взаимодействия мезоуровень используется как проводник системы ценностей, которые необходимы, кроме прочего, для создания идеала социально-ответственного бизнеса. Поэтому необходимо акцентировать внимание общественности на продуктивности использования системы религиозных норм и ценностей, применимых для мирской жизни.

Рассмотренные механизмы и возможности компонентов мезоуровня в части проведения культурной политики на микроуровне являются мощным ресурсом макроуровня.

Мезоуровень включает в себя также структуры гражданского общества, которые выступают в качестве посредников между государственными институтами, органами власти и обществом, обеспечивая достижение взаимопонимания акторов в социальной, экономической, политической и культурной сферах. Находясь между двумя мирами – государственных и негосударственных структур, гражданское общество является производным от обоих, поскольку включает в себя признаки социальной стратификации официального мира и общественной дифференциации жизненного.

Степень участия в гражданских структурах зависит от наличия общности соответствующих позиций и взглядов, от уровня солидарности населения.

Экономическое пространство социокультурной сферы включает в себя макроэкономику (государственный сектор культуры), микроэкономику (частный сектор) и мезоэкономику (гражданский сектор)1.

Формирование взаимодействия происходит в два этапа. На первом из них, в ходе реализации государственной культурной политики, органы целеполагания и управления разрабатывают нормативные документы, программы и другие акты, призванные обеспечить правовую основу и обоснованность решений в сфере культуры. Далее проекты решений проходят апробацию в гражданском и культурном секторе среди независимых экспертов, заинтересованных представителей общественности, гражданского общества и творческих союзов. Данный этап придаёт культурной политике открытость, раскрывает заинтересованность в её поддержке со стороны деятелей культуры, потенциальных инвесторов и иных явных и косвенных субъектов. Основой негосударственного финансирования культуры должны стать инвесторы. Это означает, что гражданский частный сектор становится посредником между государством и коммерческими структурами, обеспечивая их деятельность по принципу встречного финансирования.

Государство финансирует социально значимые инициативы в области культуры через реализацию целевых программ, проектов и мероприятий. Тем самым оно создаёт дополнительные правовые возможности для софинансирования признанных обществом социально значимых объектов национального достояния. Экспертиза и рекомендации по классификации (отнесению) данных объектов должна осуществляться через гражданский сектор.

Второй этап предлагаемой модели подразумевает включение Министерства культуры РФ в процесс бюджетного финансирования после определения реальной платежеспособности населения и финансовых возможностей коммерческого сектора. Эффективного финансирования сферы культуры можно достигнуть, кроме прочего, путём вовлечения гражданских структур в качестве равноправных участников уже на первом этапе принятия решений.

Одним из видов финансирования некоммерческих организаций является фандрайзинг, включая проектный и оперативный. Это одна из базовых стратегий мезоэкономики социокультурной сферы. Оперативный фандрайзинг включает в себя действия, которые направлены на восполнение пробелов в работе социокультурных организаций, находящихся в кризисном состоянии (выплаты зарплат, покрытие коммунальных, материальных расходов и др.). К проектному фандрайзингу относится деятельность, направленная на развитие и совершенствование некоммерческих организаций. Фандрайзинг не ставит задачи по формированию основных фондов, вопрос извлечения прибыли также отходит на второй план в этом контексте.

Фандрайзинг как явление возник в США в сфере деятельности некоммерческих неправительственных организаций, не поддерживаемой частным или государственным сектором экономики. В начале 1980-х гг. в результате кризиса в США произошло значительное сокращение государственного финансирования социально-культурных проектов. Диверсификация источников финансирования некоммерческих проектов привела к появлению новых видов и форм фандрайзинга, в том числе не подлежащих налогообложению2.

В начале 1990-х гг. развитие деятельности некоммерческих организаций способствовало зарождению фандрайзинга в России, здесь он был неразрывно связан с продвижением благотворительной деятельности.

Другим источником финансирования НКО является эндаумент. Он представляет собой целевой фонд, сформированный из средств, полученных на основе договора пожертвования или завещания.

Особенность целевого капитала состоит в том, что его средства только инвестируются, а не расходуются на текущие нужды, что способствует укреплению финансовой базы организации и позволяет некоммерческим организациям оставаться на самообеспечении, то есть быть автономными и независимыми.

Таким образом, на условиях делового партнерства, характерных для социокультурной ме-зоэкономической сферы, формируется особая социальная общность получателей финансовой помощи и инвесторов, в которой интересы всех взаимодействующих сторон органично сочетаются для достижения общего социального блага.

Список литературы Роль некоммерческих объединений в осуществлении государственной культурной политики применительно к отечественному предпринимательству

  • Гавров С.Н. Государственная культурная политика между прошлым и будущим: к выходу в свет учебного пособия "Основы государственной культурной политики Российской Федерации" // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 181-183. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-3-181-183 EDN: RFJGPK
  • Гриднева О.В., Матанцев Д.А. Некоторые вопросы правосубъектности религиозных объединений в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 12-15.
  • Исаева А.А. Сравнительно-правовой анализ конституционных прав религиозных объединений // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 437. С. 210-217. DOI: 10.17223/15617793/437/30 EDN: YYNVZJ
  • Каменец А.В. Экономика социокультурной сферы. М., 2016. 228 с.
  • Шадрикова А.А. Некоммерческие организации в России: репрезентация в политическом процессе // Власть. 2008. № 12. С. 15-19. EDN: KAQYNB
  • Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М., 2019. 877 с.
Статья научная