Роль органов внутренних дел в профилактике экстремизма в молодежной среде (на примере отдельного регионального опыта)
Автор: Капустина Е.Г., Барышников М.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 9 (24), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде; анализируются формы и методы профилактической деятельности органов внутренних дел на примере Орловской области; раскрываются отдельные аспекты координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной национальной политики; авторами предлагается ужесточение контроля по закреплению правил приобретения административного ресурса и установлению лиц, размещающих информацию дискредитирующего характера.
Противодействие экстремизму, молодежная среда, предупреждение правонарушений, противоправные деяния, электронные ресурсы, сайты, формирование правосознания, государственные органы, органы внутренних дел, формы и методы, профилактика, социальная сеть интернет
Короткий адрес: https://sciup.org/170185436
IDR: 170185436 | DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10046
Текст научной статьи Роль органов внутренних дел в профилактике экстремизма в молодежной среде (на примере отдельного регионального опыта)
Противодействие проявлениям экстремизма, формирование у населения и, в первую очередь у молодежи, установок толерантного сознания и поведения, укрепление гражданского мира и согласия в обществе относится к основным функциям органов государственной власти.
В Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии экстремисткой деятельности» дается достаточно широкое определение экстремистской деятельности (экстремизма), а именно возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угро- зой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения[1, ст.1].
Для координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственной национальной политики Российской Федерации утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2, п.17] цели которой направлены на:
-
- создание прочного общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российского многонационального народа (российской нации);
-
- сохранение и развитие этнокультурного многообразия российских народностей;
-
- создание гармонии в национальном и межнациональном (межэтническом) отношении;
-
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от их
расовой принадлежности, языка, национальности, их отношения к религии и иных обстоятельств.
Формирование гражданского самосознания и духовной общности становится все более актуальной в условиях российской действительности, молодежь все чаще вовлекается в преступные сообщества, в том числе и в распространение экстремизма.
Так, по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 7 месяцев 2018 года было зарегистрировано 924 преступления экстремистской направленности и выявлено 574 лица, совершивших преступления в данной сфере [3].
Особая роль в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений принадлежит органам внутренних дел Российской Федерации, которые призваны осуществлять противодействие экстремистской деятельности и терроризму.
Президент Российской Федерации В.В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России отметил: «…среди приоритетных задач органов внутренних дел – противодействие экстремизму. В последнее время количество подобных преступлений выросло на 5%. Мы видим, что ряд группировок действуют дерзко и вызывающе, они используют для разжигания национальнойи религиозной нетерпимости ресурсы социальных сетей, организуют несанкционированные публичные акции, пытаются вовлечь в свои рядымолодёжь. Нужно решительно пресекать деятельность подобных групп, привлекать к ответственности их организаторов. Любые незаконные действия, направленные на раскол общества, на дестабилизацию ситуации, – это серьёзнаяугроза общест-ву»[4].
В соответствии с Приказом МВД РФ от 17.01.2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [5, п.9.7], сотрудники полиции принимают все необходимые меры, направленные на предупреждение совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан; осуществляют мероприятия по проверке докумен- тов в целях выявления лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим и экстремистским организациям, а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, зажигательные, химические, сильнодействующие ядовитые вещества, наркотические средства и психотропные вещества, террористическую и экстремистскую литературу.
Сотрудники подразделений по противодействию экстремизму проводят мониторинг СМИ и ресурсов сети Интернет в целях установления фактов опубликованной информации, носящей террористический и экстремистский характер, а также сведений, которые содержат информацию о несанкционированных митингах и акциях протеста, осуществляют оперативноразыскные мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений, участвуют в правовой пропаганде и информировании населения о результатах работы.[5, п. 17].
Так, на примере работы сотрудников Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Орловской области раскроем отдельные аспекты предупредительно-профилактической работы в сфере информационного противоборства и профилактики совершения правонарушений экстремистского характера.
В целях установления лиц, размещающих информацию дискредитирующего характера в отношении представителей власти, правоохранительных органов, а также пропагандирующую экстремизм и терроризм в 2018 году сотрудниками ЦПЭ УМВД региона направлено 17 запросов об IP-адресах пользователей к лицам, осуществляющим опубликование материалов (модераторам) сайтов «Орлец» и «Орел-ньюс». При этом в рамках реализации полномочий правоохранительных органов, предусмотренных статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено 11 фактов размещения, публикации и демонстрации материалов экстремистского и террористического содержания, направлено 11 поручений на их блокировку в Управление Роскомнадзора по Орловской области. В целях удаления из социальных сетей противоправного контента, а также привлечения граждан к административной и уголовной ответственности за ее опубликование и размещение сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Орловской области достаточно результативно используется автоматизированная поисковоаналитическая система поиска и мониторинга открытого пространства социальных сетей с доступом через сеть Интернет -«SEUS». За период использования «SEUS» выявлено 2 административных правонарушения по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, установлено 28 пользователей социальной сети «ВКонтакте» на личных страницах, которых размещены материалы экстремистского характера.
В 1 полугодии 2018 сотрудниками полиции УМВД России по Орловской области [6] инициировано и проведено 18 профилактических мероприятий по предупреждению вовлечения молодых людей в деятельность экстремистских организаций, юридической ответственности за правонарушения в рассматриваемой области, проведенных в режиме работы «круглых столов», обучающих семинаров и ознакомительно-правовых лекций, в том числе для аудитории обучающихся образовательных организаций среднего общего (полного) образования, средних профессиональных и высших образовательных организаций.
Следует отметить, что наиболее часто в электронных ресурсах интернета размещаются материалы, склоняющие к выражению недовольства конституционным строем страны, деятельностью правительства и иных институтов власти, проводимой пенсионной реформой, низкой заработной платой, отсутствием льготных выплат и пособий отдельным категориям граждан, ростом цен на продукты, жилищно-коммунальные услуги и т.п., что оказывает негативное влияние на население. Чаще всего жертвами таких интернет-ресурсов является молодежь, которая участвует в различных противозаконных акциях, в том числе в виртуальных, пропагандирующих радикальный ислам.
Формирование экстремизма среди молодежи представляет особую опасность, так как связано с внушением противозаконных идей в групповом сознании молодого поколения, что влияет на моральные ценности, стандарты поведения в обществе, оценки друг друга. Организаторы виртуальных радикальных сообществ воздействуют на сознание молодых людей, создавая миссийный образ и оправдывая совершение экстремистских действий, что способствует вовлечению большой аудитории молодежи, особенно находящейся в социально опасном положении, попавшей в трудную жизненную ситуацию, потерявшей веру в жизнь, справедливость, ждущей понимания и поддержки, а главное желающей легкого и быстрого заработка.
Поэтому комплекс мероприятий, направленных на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде, реализуемый в деятельности органов государственной власти, должен быть направлен в первую очередь на проведение систематических мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде с вовлечением гражданского общества и института образования; целенаправленную работу по формированию установок личности, соблюдение норм закона и систематизацию комплекса эффективных мер мониторинга СМИ и сети Интернет. Конкретные формы и методы проводимых мероприятий должны отражаться в стратегии национальной безопасности, государственной политике Российской Федерации по противодействию экстремизму и основываться на концептуальном подходе тесного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.
Для реализации тщательного контроля в законодательстве необходимо закрепить правила приобретения административного ресурса, статуса его владельцев, их обязанности и права по отношению к третьим лицам, размещающим информацию на сайте, а в виртуальных социальных сетях запретить регистрироваться под псевдонимами (никнеймами). Но при этом, как указывает в своем исследовании Данилюк А.Л. необходимо устранить в информационном пространстве различные проблемы, такие как «установление личности, разместившей террористический или экстремистский материал в социальной сети (беспроводные технологии, например, WiFi; продающиеся свободно сетевые платы с переменным IP-адресом, что исключают обнаружение такого лица); идентификация лица как автора экстремистского материала, предоставившего такой материал в сеть Интернет, а не просто как владельца средства вычислительной техники, с помощью которого в сети был размещен матери-ал»[7, стр. 1374].
Таким образом, полагаем, что необходимо популяризировать моральные ценности, формировать правовое сознание молодежи, в первую очередь несовершеннолетних в образовательных организациях, начиная с раннего школьного возраста. Необходим комплекс мероприятий, который должен складываться из законодательных, административноуправленческих, социальных, технических форм и санкций в отношении собственников сайтов, компании, предоставляющих доступ к интернету, а также позволит оперативно выявлять, мониторить средства массовой информации и удалять информацию экстремистского содержания из социальных сетей, привлекая виновных лиц к ответственности.
Именно профилактические мероприятия позволят минимизирование распространение экстремизма в молодежной среде и значимая роль в этом возложена на органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции должны активно проводить мероприятия, направленные на предупреждение экстремистской деятельности и взаимодействовать с государственными институтами и институтами гражданского общества, осуществляя целевые мероприятия, а именно: повысить роль студенческих объединений, их влияние на мировоззрение и ценности молодежи; проводить беседы с обучающимися по знанию законодательства в сфере противодействия экстремизму; принимать участие в межвузовских конференциях и круглых столах по обозначенной проблематике; взаимодействовать с педагогами и воспитателями в целях проведения бесед, тренингов с обучающимися; создавать молодежные дружины (отряды), привлекая студентов к охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий; развивать формы и методы социальной работы в Российской Федерации; проводить мониторинг деятельности неформальных общественных объединений.
Список литературы Роль органов внутренних дел в профилактике экстремизма в молодежной среде (на примере отдельного регионального опыта)
- О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года №114-ФЗ // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 25.09.2018г.).
- Портал правовой статистики [Электронный ресурс]: Генеральной прокуратура Российской Федерации // сайт URL: http://crimestat.ru/offenses_map.
- Расширенное заседание коллегии МВД России от 28 февраля 2018г. [Электронный ресурс]: сайт URL //http://www.nykhas.ru.
- О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: [Электронный ресурс]: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19 // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 25.09.2018г.).
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 25.09.2018г.).
- Официальный сайт УМВД России по Орловской области [Электронный ресурс]: // сайт URL:. https://57.xn-b1aew.xn-p1ai.
- Данилюк А.Л. Молодежный экстремизм в сети интернет как социальная проблема // Экономика и социум. 2017. № 1-2 (32). С. 1370-1375.