Роль паллиативной помощи в формировании принятия смерти пациентом и его близкими
Автор: Эльмурзаева А.А.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 6-3 (22), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены понятие и предпосылки формирования в современной культуре системы паллиативной помощи, а также разностороннее влияние, которое эта система оказывает на общественное сознание, прежде всего - на близкое окружение безнадежно больного пациента. Рассмотрена точка зрения Ж. Бодрийяра, согласно которой ситуация вытеснения опыта умирания и смерти за рамки видимости общества и культуры связана с глубинным страхом, вызываемым фактом конечности человеческой жизни. Рассмотрены также исторические предпосылки формирования института паллиативной помощи - существующие и по сей день традиционные обряды перехода человека от жизни к смерти, практикующиеся в странах Азии и Латинской Америки. Данные обряды свидетельствуют о внеисторической значимости опыта смерти и умирания для сохранения социального единства. А в настоящее время профессиональные институты, выполняющие схожие функции, играют значительную роль в обеспечении основ гуманистической этики.
Паллиативная помощь, смерть, умирание, гуманизм, общественное сознание, личный опыт
Короткий адрес: https://sciup.org/140283765
IDR: 140283765
Текст научной статьи Роль паллиативной помощи в формировании принятия смерти пациентом и его близкими
Annotation
The article deals with the concept and the sources of formation of a palliative care system in modern culture, and the impact this help makes to the public consciousness, first of all - on the inner circle of hopelessly ill patient. The point of view of J. Baudrillard is considered, according to which the situation of replacing the experience of dying and death beyond the limits of the visibility of society and culture is associated with deep fear, caused by the fact of the finiteness of human life. The historical prerequisites for the formation of the institution of palliative care are also considered - the existing traditional rites of the person's transition from life to death, practiced in the countries of Asia and Latin America. These rituals testify to the non-historical significance of the experience of death and dying for preserving social unity. At the present time, professional institutions that carry out similar functions play a significant role in providing the foundations of humanistic ethics.
Основной задачей и главной нравственной нормой профессиональной медицинской деятельности является сохранение жизни пациента с использованием всех возможных средств. Однако в медицинской практике существует ряд ситуаций, в которых продление жизни пациента невозможно в силу объективных обстоятельств, а задачей медиков становится поддержание максимально стабильного состояния пациента, снижения его моральных страданий и обеспечение наилучшего ухода до момента его смерти[2].
В данный момент большое количество пациентов в Российской Федерации имеет неизлечимую или терминальную стадию хронических заболеваний, поэтому становится актуальным вопрос об оказании таким пациентам соответствующей помощи, т.е. о паллиативном лечении. В современном обществе, современной культуре идея права человека на достойную смерть интенсивно обсуждается в двух направлениях: как проблема эвтаназии и как проблема создания и организации хосписов (паллиативной социально-медицинской помощи умирающим)[5].
Паллиативная (от лат. pal — прикрываю, защищаю) медицина, используемая на этапе, когда все средства радикальной медицины использованы, эффект отсутствует и пациент умирает. Цель паллиативной помощи — достичь как можно лучшего качества жизни тяжело больных и умирающих пацинетов и их семей. Своевременное и полное оказание паллиативной помощи также решает ряд гуманистических задач: улучшение психологического состояния пациента, примирение его и семьи с процессом умирания, психологическая поддержка пациента и его близких[3].
Подобные задачи являются следствием неприятия смерти и отношения к ней как к чрезвычайному, исключительно событию, вызывающему шок и ступор не только у умирающего, но и у его окружения. Подобная установка - результат стремления современной культуры «задвинуть» опыт смерти и умирания на дальний план повседневного человеческого опыта. Стандарты современной массовой культуры стремятся вытеснить болезни, старение и умирание из поля зрения человека, что делает его беспомощным при столкновении с реальностью болезни и смерти[1]. Научно-технические достижения современной медицины, в значительной мере, ослабили силу этого страха благодаря возможности продлевать жизнь пожилых и тяжело больных людей. Однако в обществе развивается дискуссия о необходимости траты ресурсов на такого рода деятельность.
В современных социо-гуманитарных науках споры вокруг этикомедицинских проблем, связанных со смертью человека, сводятся к противоборству двух главных подходов к пониманию жизни, нашедших воплощение в концепции качества жизни, в основе которой лежат прагматические идеи, и концепции самоценности жизни. Первая позиция рассматривает смерть как часть естественного цикла, и расценивает жизнь человека преимущественно с позиции полезности. Для представителей второй точки зрения сохранение жизни немощным, тяжело больным, инвалидам, престарелым и другим «экономически невыгодным» для общества людям значимо позитивным эффектом в виде формирования в обществе системы норм практического гуманизма[4]. Система паллиативной помощи принимается обеими этими подходами, но, разумеется, с различным обоснованием ее необходимости.
В рамках биоэтики ставится также вопрос об особом состоянии пациентов, получающих паллиативную помощь. Продолжающаяся медикализация различных сфер общественной жизни ведет к все большему распространению такого явления, как «смерть в больнице». То есть, пациент, находящийся в тяжелом состоянии, опутан проводами и трубками медицинской техники, находится в такой реальности, в которого умаляется значение самого факта умирания человека и испытываемого им страха смерти, а также воздействия этой смерти и умирания на его близких[6].
Родственники и близкие пациента также испытывают постоянный стресс, связанный с его состоянием, и также нуждаются в профессиональной помощи, направленной на формирование сознательного и спокойного принятия процесса постепенного умирания близкого человека. Особенным драматизмом сопровождается ситуация неизлечимой болезни и следующего за ней умирания ребенка. Парадоксальным образом, систем паллиативной помощи, направленной на детей, развивается куда медленней, чем аналогичная система для взрослых пациентов. Так, в Российской Федерации она только начинает складываться при активном участии государства[7]. Ряд специалистов, исследующих этот феномен, предполагают, что данное явление является следствием упомянутой выше тенденции общества «вытеснять» из сферы внимания травмирующий опыт умирания в целом, и в особенности - в отношении детей.
Отдельным аспектом в рассматриваемой проблеме является создание в обществе конструктивного диалога по поводу нормативности паллиативной помощи, ее общественной значимости. Важным звеном этих процессов должно стать признание неизбежности смерти, ее естественности и нормативности. В частности, в странах Латинской Америки и в Азии для подобных целей создаются службы «акушеров в смерти», оказывающих широкий спектр услуг тяжело больным и умирающим людям. А также членам их семьи и другим близким. Современная паллиативная помощь, по сути - профессиональный аналог такого рода традиционных институтов, играющий огромную роль во включении смерти в социальное пространство и в снижении негативного восприятия естественных процессов.
По этой причине примирение пациента и его близких с неизбежностью неизлечимого заболевания и смерти - одна из основных этических задач, выполняемых системой паллиативной помощи. А развитие самой системы такой помощи - задач общества и государства.
Список литературы Роль паллиативной помощи в формировании принятия смерти пациентом и его близкими
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: "Добросвет" 2000 - 387 стр.
- Бялик М.А. Хоспис: этический выбор // Медицинское право и этика. 2012. - № 3. - С. 48-57.
- Г. Л. Микиртичан, О. И. Кубарь, О. К. Очкур. Некоторые этико-правовые аспекты паллиативной помощи в России // СБОРНИК ТЕЗИСОВ VIII КОНФЕРЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА КЛИНИЧЕСКОЙ БИОЭТИКИ «ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БИОЭТИКА. М., 2011.
- Жарова М. Этические проблемы окончания жизни человека // Научно-культорологический журнал "RELGA". №10 [208] 15.07.2010. Электронный ресурс. Режим доступа: www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2668&level1=main&level2=articles
- Лях К.Ф. Страх смерти как экзистенциальное измерение отношения человека и общества к СПИДу / К.Ф. Лях // Наука и образование - 2015: Международная научно-техническая конференция. - Мурманск: МГТУ, 2015.
- Михайлова Н. М., Рощин И. Ф. Этические аспекты деменций позднего возраста: проблемы и решения// Клиническая и специальная психология, №2, 2013.
- Прыкин А. В., Шаронов А. Н. Об оказании паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации// Вестник Росздравнадзора, 2015. №4. - С. 9-12
- Хрусталев Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник. Хрусталев Ю.М. 2015. - 400 с.