Роль полиморфизма гена фактора некроза опухоли (ФОН-A) в прогнозировании развития ингибиторов у больных гемофилией
Автор: Каргин В.Д., Солдатенков Виталий Евгеньевич, Капустин Сергей Игоревич, Бураков Вадим Витальевич, Титов А.Г., Блинов М.Н.
Журнал: Вестник гематологии @bulletin-of-hematology
Рубрика: История
Статья в выпуске: 1 т.10, 2014 года.
Бесплатный доступ
Полиморфизм гена, фактор некроза, ингибиторы, гемофилия
Короткий адрес: https://sciup.org/170171577
IDR: 170171577
Текст статьи Роль полиморфизма гена фактора некроза опухоли (ФОН-A) в прогнозировании развития ингибиторов у больных гемофилией
Каргин В.Д., Солдатенков В. Е., Капустин С. И., Бураков В. В. Титов А. Г., Блинов М. Н.
ФБГУ «Российский научно-исследовательский институт гематологии и трансфузиологии Федерального медико-биологического агентства»
РОЛЬ ПОЛИМОРФИЗМА ГЕНА ФАКТОРА НЕКРОЗА ОПУХОЛИ (ФНО-а) В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ИНГИБИТОРОВ У БОЛЬНЫХ ГЕМОФИЛИЕЙ
Важнейшей проблемой лечения и профилактики у больных гемофилией в настоящее время является возникновение у них в ходе заместительной терапии ингибиторов — антител к факторам VIII или/и IX свертывания крови. В связи с этим выявление прогностических факторов возникновения ингибиторов, в том числе генетических маркеров, у больных гемофилией представляет собой важную научно-практическую задачу.
Материалы и методы: Исследована группа из 92 больных (гемофилия А — 80, гемофилия В — 12 человек), которые находились на лечении в хирургической клинике Российского НИИ гематологии и трансфузиологии в период 2009-2012 гг. Контрольную группу составили 86 доноров крови мужского пола.
Результаты: Ингибиторная форма заболевания выявлена у 14% (из них у 9 (7,2%) больных гемофилией А и у 1 (8,3 %) — гемофилией В), антитела к фактору VIII свертывания крови в титре от 0,8 до 6,4 ЕД/мл. Генотипы ФНО-а у пациентов с гемофилией распределились следующим образом: гетерозиготный генотип — 308 GA встречался среди больных в 1,5 раза чаще, чем в группе здоровых мужчин (26,1% против 17,4%, соответственно; OR =1,7; 95% CI: 0,8-3,5; р = 0,2), однако данное различие не было статистически значимым. Примечательно, что гомозиготное носительство аллеля -308А гена ФНО-а не было выявлено ни среди пациентов, ни в контрольной группе. У больных с ингибиторной формой гемофилии гетерозиготный генотип ФНО-а обнаружен у 3 (23,1 %) пациентов, тогда как при отсутствии антител к факторам VIII/IX он был выявлен у 21 (26,6%) пациента. Таким образом, в исследованной нами группе больных гемофилией характер распределения генотипов ФНО-а не зависел от наличия ингибитора. Частота обнаружения ингибиторной формы заболевания в группе пациентов, гетерозиготных по гену ФНО-а, оказалась ниже, чем у больных с нормальным генотипом.
Заключение: Выявлена тенденция к значительному повышению частоты встречаемости генотипа -308 GA у пациентов, страдающих тяжелой формой гемофилии. Определение полиморфизма гена ФНО-а может быть использовано для обследования больных с тяжелым течением гемофилии как возможный маркер высокого иммунного ответа на терапию концентратами факторов свертывания и риска развития ингибиторов.