Роль понятий теории действия Х. Арендт в концепции "человека могущего" П. Рикёра
Автор: Сидорова Мария Алексеевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 3 (27), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу применения понятий теории действия Х. Арендт в герменевтической феноменологии П. Рикёра. В работе рассматривается влияние, оказанное на рикёровскую концепцию «человека могущего», таких категорий философии Арендт, как «плюральность» и «совместное бытие друг-с-другом». Раскрывается преемственность идей политической философии Арендт в этике П. Рикёра. Предлагается историко-философская реконструкция значений одностороннего диалога Рикёра с теорией действия Арендт. Статья состоит из трех смысловых частей. Она начинается с характеристики основных аспектов концепции «человека могущего» как одной из основных теорий герменевтической феноменологии Рикёра. Затем дается анализ ключевых понятий, с помощью которых Арендт описывает сущностные характеристики действия; предлагается нарративный подход к ее теории. В третьей части статьи раскрывается значение категорий политической философии Арендт в рикёровской концепции этико-морального субъекта, реализующего образ «человека могущего». В работе показано, что Рикёр применяет арендтовские термины плюральности и совместности для описания этики общественных отношений. Задавая вопрос о «субъекте вменения», французский философ спрашивает не только об этико-моральной жизни индивида, но и ставит проблему определения человека как политического существа. На каком основании Рикёр превращает феномен института в предмет этики и какова роль понятий теории действия Арендт в этом превращении, каким образом Рикёр осуществляет переход от этики к политике и какова функция политической философии Арендт в этом переходе - вот одни из основных вопросов, ответы на которые раскрыты в данной статье.
Х. арендт, п. рикёр, плюральность, совместное бытие друг-с-другом, этика, политика, действие, "человек могующий"
Короткий адрес: https://sciup.org/147203125
IDR: 147203125 | DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-47-54
Список литературы Роль понятий теории действия Х. Арендт в концепции "человека могущего" П. Рикёра
- Арендт Х. Vita active, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.
- Арендт Х. О насилии. М.: Новое издательство, 2014. 147 с.
- Вдовина И.С. Поль Рикёр: практическая мудрость философии//Поль Рикёр в Москве. М.: Канон+, 2013. С. 267-276.
- Кастийо М. Понятие этики и морали в учении Поля Рикёра//Поль Рикёр в Москве. М.: Канон+, 2013. С. 139-151.
- Петровская Е.В. Великая нарратология//Поль Рикёр в Москве. M.: Канон+, 2013. С. 207-225.
- Рикёр П. Время и рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. Т. 1. 313 с.
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2002. 624 с.
- Рикёр П. Я сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. 416 с.
- Рикёр П. Модель текста: осмысленное действие как текст//Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 1. С. 25-44.
- Рикёр П. Мораль. Этика. Политика//Поль Рикёр в Москве. М.: Канон+, 2013. С. 75-90.
- Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет//Поль Рикёр в Москве. М.: Канон+, 2013. С. 23-48.
- Шульга Е.Н. Герменевтика Поля Рикёра и современные проблемы эпистемологии//Поль Рикёр в Москве. М.: Канон+, 2013. С. 237-255.
- Arendt H. The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 349 p.
- Benhabib S. Hannah Arendt and the Redemptive Power of Narrative//Social Research. 1990. Vol. 57, no. 1: Philosophy and Politics II. P. 167-196.
- Comparan C.A.G. Arendt and Ricoeur on Ideology and Authority//Ricoeur Studies. 2014. Vol. 5, no. 2. P. 64-80.
- Kristeva J. Hannah Arendt: Life is a Narrative. Toronto: University of Toronto Press, 2001. 100 р.
- Ricoeur P. Action, Story and History: On Rereading The Human Condition//Salmagundi. 1983. No. 60. P. 60-72.
- Ricoeur P. Pouvoir et violence//Ricoeur P. Lectures 1. Autour du politique. Paris: Editions du Seuil, 1991. P. 20-42.
- Taminiaux J. Phenomenology and the problem of action//Philosophy Social Criticism. 1986. Vol. 11. P. 207-219.