Роль протеиназно-ингибиторного дисбаланса в патогенезе системного воспаления и активации сосудисто-гемостатических реакций у больных с обострением хронической обструктивной болезни легких
Автор: Цеймах И.Я., Кореновский Ю.В., Костюченко Г.И., Момот А.П., Корнилова Т.А., Крамарь И.П., Шойхет Я.Н.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 1 т.28, 2013 года.
Бесплатный доступ
В работе анализируются механизмы системного воспаления, активации гемостатических реакций у больных с обострением хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). В основную клиническую группу включены 74 пациента с признаками инфекционнозависимого обострения ХОБЛ. Из них у 25 пациентов (подгруппа 1) в составе комплексного лечения применялась антиоксидантная терапия с использованием Nацетилцистеина, у остальных 49 (подгруппа 2) - традиционная терапия. Контрольную группу составили 36 человек, никогда не куривших, не страдающих хроническими болезнями органов дыхания, а также ревматологическими и онкологическими заболеваниями. Протеиназноингибиторный дисбаланс оценивали иммуноферментными методами определения матриксных металлопротеиназ ММП1 и ММП9, тканевого ингибитора металлопротеиназ ТИМП1, пептида, активирующего нейтрофилы НАП2. На фоне проводимой терапии исследовали также динамику содержания эндотелина1 и Dдимера. В качестве показателей активности системного воспаления использовали уровни Среактивного белка и интерлейкина6. У больных с обострением ХОБЛ в периферической крови выявлено повышение содержания матриксных металлопротеиназ. Уровень металлопротеиназы ММП9 находился в обратной корреляционной взаимосвязи с показателем Среактивного белка. При назначении антиоксидантной терапии, в отличие от группы с традиционным лечением, наблюдалось снижение показателя интерлейкина6, повышение содержания матриксной металлопротеиназы9, что ассоциировалось со снижением уровня Dдимеров и уменьшением тромбогенного риска.
Обострение хобл, показатели системного воспаления, матриксные металлопротеиназы, d-димеры
Короткий адрес: https://sciup.org/14919821
IDR: 14919821
Текст научной статьи Роль протеиназно-ингибиторного дисбаланса в патогенезе системного воспаления и активации сосудисто-гемостатических реакций у больных с обострением хронической обструктивной болезни легких
ХОБЛ занимает 4–5-е место в мире среди причин смертности в возрастной группе старше 45 лет, оставаясь единственным заболеванием с все возрастающим уровнем смертности [4]. По прогнозу экспертов ВОЗ, к 2020 г. ХОБЛ войдет в первую тройку болезней, лидирующих по показателям смертности, обусловливая ежегодно около 4,7 млн смертей. Обострение ХОБЛ является основной причиной госпитализаций пациентов в стационар. Заболевание характеризуется прогрессированием воспалительных изменений в нижних отделах дыхательных путей и развитием системных проявлений [4, 6, 10]. До 80% этиологических факторов обострения составляют бактерии, вирусы и атипичные патогены. У значительной части пациентов наблюдается хроническая колонизация дыхательных путей бактериальными возбудителями. В связи с преобладающей ролью инфекционных факторов ключевым механизмом патогенеза воспаления в период обострения заболевания становятся нейтрофилы, осуществляющие свои функции во взаимодействии с системой мононуклеарных фагоцитов [4, 6]. Бактерицидные и элиминационные функции этих клеток опосредуются механизмами повышения их протеолитической активности, выработки в процессе кислород-зависимого фагоцитоза большого количества активных кислородных радикалов и продуктов окисления. Протеиназно-ингибиторный дисбаланс и окислительный стресс, которые развиваются при воздействии бактериальных патогенов и курения, рассматриваются исследователями как основные механизмы и причины прогрессирования деструкции легочной ткани и развития эмфиземы [1, 4, 6, 10].
В настоящее время изучена роль ряда протеиназ в патогенезе воспалительных заболеваний легких, в частности семейства матриксных металлопротеиназ (ММП) – ММП-1, ММП-8, ММП-9 [1, 4]. Их активность регулируется тканевыми ингибиторами матриксных металлопротеиназ (ТИМП). Считается, что ТИМП-1 и ТИМП-2 играют основную роль в регуляции деструкции легочной ткани и замедлении процессов сосудистого роста. В то же время значительной представляется роль несбалансированной продукции протеиназ и их эндогенных регуляторов не только в повреждении соединительнотканных элементов паренхимы легкого, но и в таких механизмах системного воспаления, как нарушение взаимодействия клеток и внеклеточного матрикса, облегчение миграции клеток из сосудов вследствие деструкции коллагена базальной мембраны, регуляция ангиогенеза с помощью индукции выработки эндотелиальных факторов роста (ЭФР), ремоделирование ткани, противоопухолевая защита [12, 14, 15]. Многие варианты генетического полимор- физма ММП повышают риски развития сердечно-сосудистых заболеваний, включая заболевания коронарных артерий, инсульты, атеросклероз крупных артерий. В экспериментальных исследованиях установлено, что ММП-2 и ММП-9 играют критическую роль в разрыве миокарда при инфаркте, а также в развитии аневризмы брюшного отдела аорты [14]. Недавно показано, что ММП-3 и ММП-9 могут оказывать защитное действие на атеросклеротические бляшки, ограничивая их рост и увеличивая их стабильность, в то время как ММП-12, напротив, способствует расширению площади поражения и дестабилизации процесса [14, 15]. Эти данные согласуются с результатами клинических исследований характера системных воспалительных проявлений ХОБЛ. В числе последних ведущая роль принадлежит развитию сердечнососудистых заболеваний, в том числе фатальных коронарных тромбозов и аритмий, и тяжести их проявлений [5, 7, 10].
Увеличение активности медиаторов системного воспаления сопряжено с активацией гемостатических реакций [2, 3]. К числу таких механизмов взаимодействия факторов воспаления и гемостаза относят: экспрессию тканевого фактора и активацию внешнего пути свертывания крови при повреждении эндотелия и тканевых структур в очагах воспаления под воздействием протеаз лейкоцитов; стимулирующие эффекты цитокинов – интерлейкинов-6 и 8 (ИЛ-6, ИЛ-8) – на пролиферацию и агрегационную функцию тромбоцитов; повышение образования матриксных металлопротеиназ при активации плазминогеном их предшественников.
Среди причин летальности больных ХОБЛ отмечается высокая частота тромбоэмболии легочной артерии
(ТЭЛА), достигающая 50% [11]. Причем прижизненная диагностика ТЭЛА у пациентов с тяжелым обострением ХОБЛ осуществляется приблизительно в 30% случаев. Изучение патогенеза системного воспаления позволит лучше понять его механизмы и разработать новые подходы к профилактике и снижению тяжести коморбидных заболеваний, летальности больных с обострением ХОБЛ. Цель исследования: анализ нарушений протеиназно-ингибиторного баланса во взаимосвязи с механизмами системного воспаления и эндотелием опосредованной активации гемостатических реакций у больных с инфекционно-зависимым обострением ХОБЛ.
Материал и методы
В основную группу включено 74 больных с клиническими признаками инфекционно-зависимого обострения ХОБЛ, имевших 2 или 3 положительных критерия согласно классификации N.R. Anthonisen (1987) [10]. Средний возраст пациентов составил 59,60±1,18 лет. Преобладали пациенты мужского пола (табл. 1).
Индекс массы тела (ИМТ) составлял 26,10±0,70 кг/м2, индекс курения (ИК) – 34,30±1,91 пачка-лет. В изучаемой группе пациентов обращала на себя внимание широкая распространенность болезней сердечно-сосудистой системы. Кроме хронического легочного сердца, диагностированного у 39 (52,7%) пациентов, 55 (74,3%) больных страдали гипертонической болезнью, у 38 (51,4%) выявлены симптомы хронической сердечной недостаточности (ХСН) согласно критериям Национальных рекомендаций ВНОК и ОССН по диагностике и лечению (2009), у 13 (17,6%) – ИБС, у 5 (6,8%) – желудочковые и
Таблица 1
Сравнительная характеристика больных с инфекционно-зависимым обострением ХОБЛ
Оценка степени дыхательной недостаточности (ДН) выполнялась с применением пульсоксиметрии и газоанализатора крови “ABL5” (Radiometer, Дания), что позволило дифференцировать больных по степени тяжести и типу дыхательной недостаточности в соответствии с Российскими рекомендациями (2007) [4]. Преобладали пациенты с I степенью и гипоксемическим типом ДН. У всех больных проводились динамическая оценка функции внешнего дыхания в тесте с бронходилататором при спирографии, микробиологическое исследование мокроты и бронхиальных смывов. У 51,4% больных выделены бактериальные возбудители, в т.ч. S. Pneumonia – у 10,8%, Acinetobacter – у 10,8%, H. Influenza – у 9,5%, K. Pneumonia – у 8,1%, P. aeruginosa – у 5,4%, Enterobacter – у 4,1%, S. aureus – у 2,7%.
Все пациенты получали антибактериальную терапию и бронходилататоры короткого действия или бронходи-лататор длительного действия – формотерол. В связи с неэффективностью использования дозированных ингаляторов глюкокортикоидов и бронходилататоров пациентам назначались системные глюкокортикоиды (преднизолон) в соответствии с рекомендациями GOLD (2010) [10].
В группу контроля вошли 36 человек: 26 мужчин (72,2%) и 10 (27,8%) женщин, не страдавших хроническими заболеваниями органов дыхания, а также ревматологическими и онкологическими заболеваниями, никогда не куривших, их средний возраст составил 58,40±1,52 лет.
С целью оценки влияния антиоксидантов на механизмы системного воспаления, ассоциированного с обострением ХОБЛ, больных основной группы разделили на 2 подгруппы. В подгруппе I 25 пациентов в составе комплексной терапии получали парентерально N-ацетилцистеин в дозе 600 мг/сут. в течение периода от 7 до 10 дней; остальные 49 человек (подгруппа II) – традиционное лечение обострения ХОБЛ. Обе подгруппы были сопоставимы по возрасту, полу, индексу курения и тяжести клинических проявлений ХОБЛ, однако частота выявления тяжелой гипоксемии во подгруппе II была на 12% выше. Критериями достижения фазы ремиссии считались общепринятые критерии клинического излечения и положительная динамика показателей функции внешнего дыхания [4, 10].
Содержание матриксных металлопротеиназ ММП-1 и ММП-9 в сыворотке крови, играющих важную роль в механизмах деструкции и репарации ткани, а также их эндогенного регулятора ТИМП-1, определялось методом иммуноферментного анализа с применением реагентов фирмы “RayBiotech”, Inc. (США). Для определения элас-толитической активности нейтрофильных лейкоцитов в периферической крови иммуноферментным методом (реагенты фирмы “RayBiotech”, Inc., США) оценивали со- держание пептида, активирующего нейтрофилы НАП-2. Последний относится к семейству хемокинов. Его основная физиологическая роль заключается в стимуляции высвобождения нейтрофильной эластазы. Ряд других механизмов действия НАП-2 аналогичен интерлейкину-8 и связан с миграцией лейкоцитов в очаг воспаления. В экспериментальных исследованиях показано, что его экспрессия на человеческих моноцитах индуцируется при их активации бактериальным эндотоксином [3, 8]. Определялись показатели активности системного воспаления, ассоциированного с ХОБЛ, – С-реактивный белок (СРБ) и интерлейкин-6 (ИЛ-6) высокочувствительным тестом твердофазного иммуноферментного анализа с использованием тест-систем фирмы “Peninsula Laboratoris Inc.” (США). Концентрацию маркеров эндотелиальной дисфункции и тромботической готовности – эндотели-на-1 (ЭТ-1) и D-димера измеряли иммуноферментным методом с использованием набора реагентов той же фирмы. Плазменное содержание D-димеров определяли методом иммуноферментного анализа реагентами фирмы “Axis–Shield PoC AS” (Норвегия).
Характер распределения изучаемых показателей оценивали критерием Шапиро–Уилка с использованием пакета компъютерных программ для статистического анализа Sigmaplot 11.0. Результаты тестирования показали нормальное распределение показателей матриксных металлопротеиназ, тканевого ингибитора ТИМП-1, хемоки-на НАП-2, близкое к нормальному – распределение показателей С-реактивного белка и интерлейкина-6, эндо-телина-1. Данные представлены в виде среднего арифметического выборочной совокупности X и стандартной ошибки среднего m. При нормальном распределении изучаемые параметры сравнивали с использованием t-критерия Стьюдента для связанных и несвязанных между собой выборок, а также метода линейного корреляционного анализа. Для оценки показателя D-димеров, не имевшего нормального распределения, для сравнения двух несвязанных групп применяли критерий Манна– Уитни, а при сравнении двух связанных выборок – критерий Вилкоксона. За критический уровень значимости результатов исследования принимали p<0,05.
Результаты и обсуждение
Средняя продолжительность стационарного лечения в подгруппах I и II была примерно равной и составила соответственно 19,9±1,0 и 19,2±0,9 дней. На фоне проводимой терапии во всех случаях наблюдалось уменьшение выраженности клинических симптомов – кашля, степени гнойности и объема мокроты, одышки по шкале Borg [4], интоксикации, а также нормализация температуры. У ряда пациентов при достижении клинической ремиссии установлено возрастание емкостных и динамических показателей проходимости дыхательных путей при спирографии (ФЖЕЛ, ОФВ1). До лечения у больных с инфекционно-зависимым обострением ХОБЛ при анализе показателей протеиназно-ингибиторного баланса определено статистически значимое повышение содержания в периферической крови ММП-1 и ММП-9 в сравнении с контрольной группой (табл. 2).
Таблица 2
Динамика показателей протеиназно-ингибиторного баланса у больных с инфекционно-зависимым обострением ХОБЛ на фоне противовоспалительной терапии
Показатели |
Контрольная группа |
Группа больных |
р1 |
|||
до лечения |
p |
после лечения |
p |
|||
ММП-1 (пг/мл) |
4,1±0,25 |
5,2±0,24 |
<0,01 |
4,9±0,22 |
<0,02 |
<0,001 |
ММП-9 (пг/мл) |
56,2±4,13 |
69,3±3,36 |
<0,02 |
63,3±3,35 |
>0,1 |
<0,01 |
ТИМП-1 (пг/мл) |
830,8±22,82 |
788,5±18,71 |
>0,1 |
825,0±17,15 |
>0,1 |
<0,01 |
НАП-2 (пг/мл) |
84,9±2,02 |
69,7±1,72 |
<0,001 |
75,0±2,17 |
<0,01 |
<0,01 |
Примечание: р – уровень статистической значимости различий между группой больных и группой контроля; р1 – уровень статистической значимости различий в группе больных до и после лечения.
(r=–0,55; p<0,05), сила которой нарастала в период обострения (r=–0,65; p<0,05). Эта корреляция сохранялась применительно к отношению ММП-9/ ТИМП-1 (r=–0,52; p<0,05).
Матриксные металлопротеиназы продуцируются преимущественно моно-нуклеарными фагоцитами, которые у больных с обострением ХОБЛ во взаимодействии с нейтрофилами играют ключевую роль в воспалении. Считается, что рост их сывороточного содержания может быть связан как с избыточ-
Таблица 3
Динамика показателей системного воспаления и сосудисто-гемостатических реакций у больных с инфекционно-зависимым обострением ХОБЛ на фоне антиоксидантной терапии
ной продукцией активированными моноцитами крови, так и со стимуляцией образования активных форм из предшественников металлопротеиназ под действием продуктов окислительного стресса [9, 12]. По нашему мнению, причиной повышенной активности ряда металлопротеиназ является длительно сохраня-
Показатели |
Контрольная группа |
Подгруппы больных |
|||
I |
II |
||||
до лечения |
после лечения |
до лечения |
после лечения |
||
СРБ (мг/л) |
3,3±0,14 |
11,9±2,94 |
11,7±2,44 |
11,5±2,20 |
13,9±3,52 |
p |
- |
<0,01 |
<0,01 |
<0,001 |
<0,01 |
p1 |
- |
- |
- |
>0,1 |
0,1 |
p2 |
- |
- |
>0,1 |
- |
>0,1 |
ИЛ-6 (пг/мл) |
2,8±0,74 |
6,2±0,50 |
4,3±0,51 |
5,9±0,69 |
5,1±0,67 |
p |
- |
<0,001 |
>0,1 |
<0,01 |
<0,05 |
p1 |
- |
- |
- |
>0,1 |
>0,1 |
p2 |
- |
- |
=0,01 |
- |
>0,1 |
ЭТ-1 (фмоль/мл) |
0,3±0,04 |
2,7±0,73 |
2,3±0,91 |
2,3±0,72 |
1,8±0,63 |
p |
- |
<0,01 |
<0,05 |
<0,01 |
<0,05 |
p1 |
- |
- |
- |
>0,1 |
>0,1 |
p2 |
- |
- |
>0,1 |
>0,1 |
|
D-димер (мг/л) |
0,1±0,01 |
1,6±0,38 |
0,6±0,18 |
1,3±0,24 |
1,2±0,27 |
p |
- |
<0,001 |
<0,01 |
<0,001 |
<0,001 |
p1 |
- |
- |
- |
>0,1 |
>0,05 |
p2 |
- |
- |
<0,05 |
- |
>0,1 |
Список литературы Роль протеиназно-ингибиторного дисбаланса в патогенезе системного воспаления и активации сосудисто-гемостатических реакций у больных с обострением хронической обструктивной болезни легких
- Аверьянов А.В., Самсонова М.В., Черняев А.Л. и др. Аспекты патогенеза эмфиземы легких у больных ХОБЛ//Пульмонология. -2008. -№ 3. -С. 35-38.
- Кузник Б.И. Клеточные и молекулярные механизмы регуляции системы гемостаза в норме и патологии. -Чита: Экспресс-издательство, 2010. -832 с.
- Мейл Д., Бростофф Д., Рот Д.Б. и др. Иммунология/пер. с англ. -М.: Логосфера, 2007. -568 с.
- Респираторная медицина: руководство в 2 т./под ред. А.Г. Чучалина. -М.: ГэотарМедиа, 2007. -1616 с.
- Anthonisen N.R., Connett J.E., Enright P.L. et al. Hospitalization and mortality in the Lung Helth Study//Am. J. Respir. Crit. Care Med. -2002. -Vol. 166 (3). -P. 333-339.
- Barnes P.J., Shapiro S.D., Pauwels R.A. Chronic obstructive pulmonary disease: molecular and cellular mechanisms//Eur. Respir. J. -2003. -No. 22. -P. 672-688.
- Barnes P.J., Celli B.R. Systemic manifestations and comorbidities of COPD//Eur. Respir. J. -2009. -No. 33. -P. 1165-1185.
- Eagan T.M.L., Ueland T., Wagner P.D. et al. Systemic inflammatory markers in COPD: results from the Bergen COPD Cohort Study//Eur. Respir. J. -2010. -No. 35. -P. 540-548.
- Fu X., Kao J.L., Bergt C. et al. Oxidative crosslinking of tryptophan to glycine restrains matrix metalloproteinase activity: specific structural motifs control protein oxidation//J. Biol. Chem. -2004. -Vol. 279 (8). -P. 6209-6212.
- Global initiative for chronic Obstructive Lung Disease (GOLD). Global strategy for the diagnosis, management, and prevention of chronic obstructive pulmonary disease. NHLBI/WHO workshop report [Электронный ресурс]. -URL: www.goldcopd.org (дата обращения 12.12.2011).
- Gunen H., Gulbas G., In E. et al. Venous thromboemboli and exacerbations of COPD//Eur. Respir. J. -2010. -No. 35. -P. 1243-1248.
- Nagase H., Visse R., Murphy G. Structure and function of matrix metalloproteinases and TIMPs//Cardiovasc. Res. -2006. -Vol. 69 (3). -P. 562-573.
- Toews G.B. Impact of bacterial infections on aiway diseases//Eur. Respir. Rev. -2005. -No. 14. -P. 62-68.
- Van den Steen P.E., Dubois B., Nelissen I. Biochemistry and molecular biology of gelatinase B or matrix metalloproteinase 9 (MMP9)//Crit. Rev. Biochem. Mol. Biol. -2002. -Vol. 37 (6). -P. 375-536.
- Van Hinsbergh V.W.M., Koolwijk P. Endothelial sprouting and angiogenesis: matrix metalloproteinases in the lead//Cardiovasc. Res. -2008. -Vol. 78 (2). -P. 203-212.