Роль психоэмоциональной сферы в повышении спортивного мастерства квалифицированных спринтеров
Автор: Назаренко Людмила Дмитриевна, Анисимова Елена Александровна, Новикова Елена Михайловна
Журнал: Поволжский педагогический поиск @journal-ppp-ulspu
Рубрика: Педагогические условия формирования спортивного мастерства
Статья в выпуске: 1 (35), 2021 года.
Бесплатный доступ
Взаимосвязь непрерывного роста спортивных достижений бегунов на короткие дистанции и их положительного психоэмоционального состояния является проблемой, недостаточно хорошо изученной в науке. Потенциал, заложенный в эмоциональной сфере, наряду с двигательными и вегетативными функциями организма, позволяет по-новому взглянуть на поиск подходов к повышению эффективности соревновательной деятельности квалифицированных спринтеров. Стремление к рекордному результату требует высокого нервно-мышечного напряжения, часто превышающего возможности атлета. Спортсмен должен быть психологически готов к таким нагрузкам. Авторами разработана методика управления психоэмоциональной сферой бегунов на короткие дистанции, в которой учитывались генетические и культурно-обусловленные компоненты. Как показали результаты педагогического эксперимента, психологическая подготовленность нередко определяет физическую, техническую и теоретическую подготовленность спринтеров к соревновательной борьбе.
Бег на короткие дистанции, спринтер, психоэмоциональная подготовка, спортивное мастерство, педагогический эксперимент
Короткий адрес: https://sciup.org/142229081
IDR: 142229081 | DOI: 10.33065/2307-1052-2021-1-35-67-73
Текст научной статьи Роль психоэмоциональной сферы в повышении спортивного мастерства квалифицированных спринтеров
Введение. Постоянное стремление к рекордному результату требует от спортсмена высокого нервно-мышечного напряжения. Атлет должен быть психологически готов к таким нагрузкам. Взаимосвязь непрерывного роста спортивных достижений бегунов на короткие дистанции и их положительного психоэмоционального состояния является проблемой, недостаточно изученной в науке.
Целью данной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование значимости управления квалифицированными спринтерами психоэмоциональным состоянием для повышения результативности соревновательной деятельности.
Актуальность. Техника бега на короткие дистанции является наиболее сложной, так как предельно высокая скорость не позволяет контролировать движения и управлять следующими параметрами:
-
а) пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами беговых шагов;
-
б) длительностью взаимодействия с беговой дорожкой;
-
в) фазой амортизации и отталкивания опоры.
Структурное содержание спринтерского бега, а также скорость преодоления соревновательной дистанции обусловлены морфофункциональными особенностями организма спринтера. В связи с этим существенно возрастает значимость функционального состояния к началу состязательной деятельности. Результаты исследования Э. С. Озолина показали, что структура функциональной подготовленности бегуна на короткие дистанции включает в себя психическую, нейродинамическую, энергетическую и двигательную составляющую. Ведущую роль Э. С. Озолин отводит психической деятельности, представленной такими составляющими, как устойчивость психоэмоциональной сферы, напряженность, уверенность в своих силах, психическая работоспособность [Озолин 2004]. Большое значение имеет также уровень развития важнейших психических качеств: восприятия, внимания, двигательной памяти и мышления.
При положительном эмоциональном состоянии спринтера значительно изменятся характер воздействия центральной нервной системы на физиологические органы и работающие группы мышц путем усиления влияния через симпатические нервы. Помимо этого, происходит увеличение выработки адреналина. Активизация симпатоадреналовой системы создает необходимые предпосылки для усиления энергетических реакций в соответствующих физиологических органах и системах для повышения эффективности работы мышц. Выработка адреналина даже при значительных признаках утомления способствует увеличению быстроты беговых шагов [Фомин 2011].
Ухудшение психоэмоционального состояния, появление отрицательных эмоций снижают способность сенсорных центров к своевременной коррекции двигательной деятельности, а также интеллектуальную и физическую работоспособность.
При высоком нервно-мышечном напряжении в рамках соревновательной деятельности эмоциональное состояние выполняет специфическую регулирующую функцию, способствующую повышению эффективности выполняемых действий [Найдиффер 2007; Попов 2009]. По мнению авторов, обобщенная эмоциональная оценка действий противника, выражающаяся, например, в образных оборотах («парит над дорожкой»), выполняет функцию пространственно-временных и пространственно-силовых ориентиров, определяющих параметры беговых шагов. Возникающие эмоциональные характеристики, в свою очередь, способствуют выявлению более эффективных способов выполнения соревновательных упражнений. Благодаря точной эмоциональной оценке движений совершенствуется координация, уточняются двигательные представления об особенностях выполнения элементов беговых шагов и всего моторного акта в целом.
В физиологическом аспекте скорость беговых шагов обусловлена подвижностью нервной системы, быстротой смены процессов возбуждения торможения в нервных центрах. Подвижность нервных процессов, как полагает В. С. Фомин, обеспечивает быстроту включения мышечных групп в работу и смены их сокращения и расслабления [Фомин 2011].
Согласно концепции функциональной системы П. К. Анохина, функциональная подготовленность атлета определяется изменением тех или иных показателей, а также и характером взаимодействия различных компонентов функциональной подготовленности [Анохин 1973: 5–61]. Скорость спринтера зависит не только от деятельности опорно-двигательного аппарата, но также от работы сложных центральных механизмов управления движениями, в состав которых входят также сенсорные центры, занимающие большое место в достижении высоких спортивных результатов [Назаренко, Анисимова 2015; Озеров 2012; Озолин 2004].
Умение воспринимать бег на короткие дистанции с эстетической точки зрения позволяет лучше понять особенности индивидуальной техники беговых шагов: прекрасное – есть рациональное, высокотехничное. В совершенной технике бег спринтера четко проявляется: плавность, высокий уровень равновесия, идеальная оценка, выверенная траектория каждого движения. Красивые по форме беговые шаги экономичны. Высокое мастерство находит свое выражение в максимальной скорости выполняемых действий. Движения высококвалифицированного бегуна оцениваются по следующим критериям:
-
а) высокий эмоциональный подъем;
-
б) степень соответствия действий правилам соревнований, а также законам физики;
-
в) творческий характер выполнения моторных актов, основанных на эмоциональном импульсе.
В ходе соревновательной деятельности спринтер не думает об эстетике своих беговых шагов. Азарт спортивной борьбы, особый стиль бега, как высшая степень проявления достигнутого мастерства, обеспечивает его успех. Спортивное совершенствование невозможно без высокого эмоционального подъема. Управление движениями в обстановке высочайшего нервно-мышечного напряжения, острой конкуренции – главное условие их эффективности.
Двукратный олимпийский чемпион в беге на спринтерские дистанции В. Борзов подчеркивает значимость моделирования своих действий перед стартом. Опытный бегун предлагает мысленно представить, как идеально с точки зрения техники ты принимаешь старт, как максимально быстро, не думая о соперниках, бежишь по дистанции. Спортсмену необходимо превзойти не только своих противников, но, прежде всего, самого себя.
Методика и организация исследования. Для проверки эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 квалифицированных бегуна 17–20 лет, имеющих уровень 1 спортивного разряда или кандидата в мастера спорта. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой из которых было отобрано по 12 спринтеров.
Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень физической и технической подготовленности легкоатлетов. Показатели физической подготовленности оценивались по следующим тестам: бег на 30 и 60 м (с) с высокого старта; бег на 300 и 600 м (с); прыжок в длину с места (см); тройной, пяти- и десятикратный прыжок (м); толкание ядра (5 кг), вперед и назад (4 кг).
Показатели технической подготовленности бегунов устанавливались по нескольким критериям (в баллах): прямолинейность бега; свобода и легкость движений; расположение частей и звеньев тела в пространстве. Уровень физической и технической подготовленности спринтеров оценивался группой независимых экспертов, тренеров высокой квалификации с большим опытом педагогической деятельности (не менее пяти лет) по разработанным нами критериям.
Анализ результатов тестирования показал, что различий по уровню физической и технической подготовленности бегунов КГ и ЭГ не наблюдается (р > 0,05). В КГтрениро-вочный процесс осуществлялся в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции, утвержденной Всероссийской федерацией легкой атлетики (ВФЛА). В ЭГ применялась разработанная нами методика управления психоэмоциональной сферой спринтеров.
При напряженной соревновательной деятельности эмоциональная составляющая является, по мнению И. С. Колесника и А. А. Артеменкова, ведущей соразмерностью параметров: психоэмоционального состояния, физической и технической подготовленности, обеспечивающей стабильность и надежность соревновательной деятельности [Колесник 2007; Артеменкова 2013].
Эффективность соревновательной деятельности определяется точностью оценки ситуации, сопоставлением психоэмоционального состояния предыдущего выступления и в настоящий момент, степенью психоэмоциональной готовности спортсмена к состязанию.
При разработке методики управления психоэмоциональной сферой бегунов на короткие дистанции мы исходили из основополагающего положения о том, что психике свойственны генетически обусловленная (врожденная) и культурно обусловленная (воспитание и самовоспитание) составляющие. На тренировочных занятиях мы разъясняли спортсменам, что добиваясь мастерства в преодолении спринтерской дистанции путем психологической установки, спортсмену под руководством тренера необходимо повторять специальные упражнения до тех пор, пока он не достигнет уровня совершенства, позволяющего говорить о новом, индивидуальном стиле бега.
Большое внимание уделялось формированию понимания того факта, что ошибки в технике беговых шагов сковывают каждое движение спортсмена. Многократное повторение специальных беговых упражнений и их многовариантных комбинаций до момента озарения позволяет спринтеру осознать свои возможности. Интенсивная концентрация на психоэмоциональном состоянии в момент собственного лучшего спортивного достижения снижает степень негативного воздействия внешних раздражителей, ограничивающих свободу и легкость движений.
Появление чувства независимости от отрицательного влияния внутренних и внешних воздействий позволяет направить нервно-мышечные усилия бегуний на точное выполнение поставленной двигательной задачи. Спортсменам разъяснялось, что идеальное воспроизведение пространственно-временных и пространственно-силовых параметров беговых шагов должно начинаться с психологического настроя на многократное повторение каждого бегового упражнения, когда любая новая попытка выполняется на более высоком техническом уровне.
Роль подготовительных действий не ограничивается улучшением функционального состояния организма и разогреванием работающих мышц. Подготовительные действия были направлены на обеспечение психоэмоционального подъема, необходимого для идеального выполнения техники беговых шагов в соответствии с морфофункциональными и генетическими особенностями спортсмена.
Перед выступлением на любых соревнованиях спринтеру разъяснялось, что они не должны бояться проиграть, главной должна быть психологическая установка: превзойти самого себя. Настрой на улучшение своего прежнего достижения без оглядки на соперника освобождает от страха.
Улучшению умственной и физической работоспособности спортсменов способствует положительный психоэмоциональный фон тренировочных занятий, обеспечивающий чувство удовлетворенности характером взаимодействий атлета с тренером, с партнерами по команде; условиями проведения тренировки; содержанием двигательных заданий доступной сложности; понятным, образным объяснением предстоящей задачи; разнообразием предлагаемых спортивным педагогом физических упражнений, способствующих повышению спортивного мастерства; динамикой результатов соревновательной деятельности.
Значимым структурным компонентом методики управления психоэмоциональной сферой спортсменов является сознание атмосферы успешности: при выполнении поставленной тренером задачи атлет должен чувствовать уверенность в себе, в своих силах. Это требует от тренера глубоких, всесторонних знаний о фенотипологических особенностях каждого ученика, мотивах выбора данной спортивной деятельности, планах спортсмена в соответствии со своими возможностями и способностями.
Результаты и их обсуждение. После завершения педагогического эксперимента для выявления динамики исследуемых показателей было проведено повторное тестирование в аналогичных условиях. Сопоставительный анализ результатов педагогического эксперимента показал, что систематическое выполнение тренировочной нагрузки в соответствии с разработанной методикой спортивной подготовки каждого спринтера, способствовало улучшению результатов в обеих группах: в КГ и ЭГ.
При этом бегуны ЭГ продемонстрировали явное преимущество, по сравнению со спортсменами КГ. Так, например, если в КГ исходные показатели бега на 30 м с высокого старта составили 3,13±0,23 с, к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились до 3,12±0,22 с (р > 0,05),то в ЭГ при исходные данные - 3,13±0,19 с -к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,11±0,20 с (р < 0,05). В КГ исходные показатели выполнения тройного прыжка с места составили 7,67±0,46 м, к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились до 8,11±0,61 м (р > 0,05); в ЭГ, соответственно, исходные показатели – 7,63±0,59 м, к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 9,12±0,67 м (р < 0,045). Подобная динамика более существенного улучшения показателей физической подготовленности бегунов ЭГ была установлена и по другим тестам.
Уровень технической подготовленности спринтеров также улучшился в обеих группах при разных показателях. Так, в КГ исходная оценка прямолинейности бега составила 2,78±0,17 балла, к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились до 2,93±0,14 баллов (р > 0,05); в ЭГ,соответственно, исходные показатели - 2,79±0,21 балл - к завершению педагогического эксперимента возросли до 3,27±0,19 баллов (р < 0,05).
В КГ исходные показатели свободы и легкости движений составили 3,36±0,21 балл, к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились до 3,41±0,27 баллов (р > 0,05); в ЭГ, соответственно, исходные данные (3,31±0,20 баллов) к завершению педагогического эксперимента возросли до 4,11±0,27 баллов (р < 0,05). Улучшение показателей технической подготовленности бегунов ЭГ были установлены и по другим контрольным упражнениям.
Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что психоэмоциональная сфера спортсменов является важной составляющей подготовки атлетов. Положительное психоэмоциональное состояние способствует более тесному взаимодействию между различными компонентами функциональной подготовленности, что является основой для роста показателей спортивного мастерства. Улучшение эмоциональной сферы способствует выделению адреналина, усиливающего энергетические реакции в функциональных системах, и повышению умственной и физической работоспособности. Для достижения запланированного результата спортсмену необходимо давать соответствующую психологическую установку. Концентрация внимания бегуна на своем психоэмоциональном состоянии в момент высшего спортивного достижения снижает негативное воздействие внешних раздражителей, повышает свободу и легкость движений. Точное воспроизведение пространственно-временных и пространственно-силовых параметров специальных беговых упражнений связано с психологическим настроем на их многократное повторение на более высоком техническом уровне. Основное назначение подготовительных действий состоит в обеспечении психоэмоционального подъема в соответствии с морфофункциональными и энергетическими особенностями спринтера.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики психологической подготовки квалифицированных спринтеров.
Список литературы Роль психоэмоциональной сферы в повышении спортивного мастерства квалифицированных спринтеров
- Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5-61.
- Артеменков А. А. Психофизическая дезадаптация человека: Теоретические аспекты // Теория и практика физической культуры. 2013. №2. С. 9-13.
- Колесник И. С. Личность боксера. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2007. 202 с.
- Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена. М. Физкультура и спорт, 2007. 224 с.
- Назаренко Л. Д. Анисимова Е. А. Воспитание в спорте. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2015. 80 с.
- Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: "Феникс+", 2012. 320 с.
- Озолин Э. С. Психология - фактор, определяющий успех в спорте (по стр. зарубеж. печати) // Теория и практика физической культуры и спорта. 2004. №1. С. 26-41.
- Попов А. Л. Спортивная психология. М.: Флинта, 2009. 149 с.
- Фомин В. С. Физиологическое обоснование эффективности управления спортивной подготовкой высококвалифицированных спринтеров. М. МОГИФК, 2011. 74 с.