Роль радиовещания в развитии международного информационного обмена в 30-е гг. XX в
Автор: Санжиева Людмила Буянтуевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Республика Бурятия
Статья в выпуске: 9, 2008 года.
Бесплатный доступ
В условиях формирования информационного общества и возрастания роли межгосударственных коммуникаций в современный период актуальное значение имеет изучение опыта информационного взаимодействия между разными странами в историческом аспекте. Изучение процессов осуществления международного информационного обмена (МИО) приобретает особую важность также в связи с необходимостью обеспечения информационной безопасности Российского государства.
Короткий адрес: https://sciup.org/170169301
IDR: 170169301
Текст научной статьи Роль радиовещания в развитии международного информационного обмена в 30-е гг. XX в
РОЛь РАДИОВЕЩАНИЯ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАцИОННОГО ОБМЕНА В 30-е гг. ХХ в.
В условиях формирования информационного общества и возрастания роли межгосударственных коммуникаций в современный период актуальное значение имеет изучение опыта информационного взаимодействия между разными странами в историческом аспекте. Изучение процессов осуществления международного информационного обмена (МИО) приобретает особую важность также в связи с необходимостью обеспечения информационной безопасности Российского государства.
В ажным этапом в развитии международного информационного обмена явилось предвоенное десятилетие. В 30-е гг. научно-технические достижения в области радио и средств связи обеспечили оперативный сбор, обработку и распространение информации в разных регионах земного шара. Обострение международной напряженности, последовательное продвижение нацистской Германии к войне определили возросший интерес общественности к текущим политическим новостям и требовали оперативного отражения в СМИ. Эти факторы обусловили возрастание информационных потоков, многократное расширение мировой аудитории и интенсивность международного коммуникативного взаимодействия подняли информационный обмен на новый уровень. Они усилили его роль как инструмента целенаправленного политико-пропагандистского воздействия правящих элит на мировое сообщество, определили особенности информационного взаимодействия в изучаемый период и тенденции его развития.
Важнейшим каналом МИО явилось радио, которое обусловило появление новых тенденций в процессе распространения новостей. Эффективность его информационного влияния на мировое сообщество во много раз превышала возможности самой массовой печати. Р-адиовещание усилило взаимосвязанность мирового сообщества и сопричастность международной аудитории с событиями внешнего мира. Оно расширило геополитические аспекты в коммуникативных процессах, позволило преодолевать географические барьеры, вовлекая в них все большее число участников в разных странах. Р-адиовещание придало информированию глобальный характер и усилило его социальную значимость. По данным Международного радиосоюза, в 1934 г. в мире насчитывалось по крайней мере 200 млн. слушателей1, и в дальнейшем их число все возрастало.
В большинстве стран мира вещательные радиостанции были созданы в 1920-е гг. В Р-оссии радиовещание началось с 1919 г. Организация радиопередач в США- относилась к 1920 г., в А-нглии и Франции – к 1922 г., Германии – 1923 г.2 Однако массовое рас- САНЖИЕВА пространение радио получило только в предвоенное десятилетие,
Людмила
Буянтуевна – 1 Галкин А-. А-. Германский фашизм / А-. А-. Галкин. – 2-е изд., перераб. и доп.
к. и. н., н. с. ИМБиТ – М.: «Наука», 1989, стр. 344
СО РАН 2 ГА-Р-Ф. Ф. Р-–6903. Оп. 3. Д. 14. Л. 16
когда серийное производство бытовых радиоприемников сделало их доступными для широких масс. Например, в 1937 г. только в США- было зарегистрировано 25 млн. радиоприемников1.
В исследуемые годы произошло тематическое расширение радиопрограмм, усилилась их содержательная и адресная направленность, что повлияло на рост потребления текущей международной информации во внешней и внутренней аудитории. Р-адиокомпании США-, а затем и других стран, наряду с коммерческо-развлекательными, музыкальными и рекламными передачами, стали оперативно передавать краткие сводки внутренних и зарубежных новостей, транслировать информационные и пропагандистские программы. Б-ольшую аудиторию собирали прямые радиопередачи с места событий, которые происходили за многие тысячи километров. Так, в 1934 г., в дни челюскинской эпопеи весь мир с тревогой и волнением слушал передачи московского радио о жизни ледового лагеря и ходе спасательных работ2. Многомиллионную аудиторию в США- и зоне американского информационного влияния собирали радиорепортажи корреспондента СБ-С У. Ширера из Б-ерлина, Вены, Праги и других кризисных точек Е-вропы3. Значимыми явлениями в указанные годы были трансляции выступлений государственных и политических лидеров, которые стали чаще использовать этот эффективный метод воздействия на внутреннюю и внешнюю аудиторию. Так, 20 ноября 1933 г. состоялось известное радиообращение главы советского государства М. И. Калинина к американскому народу, в котором подчеркивалось огромное значение установления дипломатических отношений между СССР- и США-4.
Популярность в международной аудитории имели передачи английской радиокорпорации Б-и-Б-и-Си (Б-ритиш Б-родкастинг Корпорейшн), американских СБ-С (Коламбия Б-родкастинг Систем) и НБ-С (Нэйшенэл Б-родкастинг Систем),
Немецкого радио (Дейче Зендер). Здесь же следует отметить востребованность советских радиопередач в пролетарских и демократических слоях зарубежных стран, либерально настроенных кругах западной интеллигенции. В 1935 г. Советский Союз вышел на первое место в Е-вропе по вещательной сети5.
Специфической особенностью радиовещания в исследуемый период было содействие в формировании альтернативной коммуникативной среды. Массовое использование радиоприемников увеличило возможности приема разных радиостанций, в том числе и иностранных. Оно облегчало населению разных стран доступ не только к официальным, государственным источникам, но и к альтернативным отечественным и зарубежным, предоставляя тем самым аудитории возможности выбора дополнительной информации, соответствующей ее политическим воззрениям. Однако реализация потребления альтернативных сообщений в разных странах зависела от политической системы государства и уровня его социально-экономического развития и в основном была характерна для стран буржуазных демократий. В частности, это было практически недоступным для основной массы советских людей в связи с незнанием ими иностранных языков и недостатком мощных радиоприемников в быту. В Германии, Италии и Японии населению было строжайше запрещено прослушивание иностранных передач.
Заинтересованность ведущих мировых держав в расширении зоны своего информационно-пропагандистского влияния обусловила появление на радиовещании специальных программ для иностранных слушателей. Уже с 20-х гг. ведущие страны мира стали периодически использовать радио для политического, идеологического и культурного воздействия на другие регионы. В числе первых к зарубежному вещанию приступили колониальные страны. Так, Голландия и Франция начали вести радиопередачи на колонии в 1927 г. и 1931 г.6, что было одним из значимых средств сохранения влияния метрополий на свои владения. В дальнейшем их при меру послед овали другие страны. В 1928 г.
в Токио была открыта специализированная радиостанция, ставшая самой мощной в восточной А-зии, вслед за которой на азиатском континенте стали возникать одна за другой японские радиостанции1.
Постоянная трансляция радиопрограмм на другие страны и регионы началась в 30-е гг., причем вещание уже велось на иностранных языках и имело более широкую сферу воздействия. Так, в конце 1932 г. Б-и-Б-и-Си начала регулярно вести зарубежные программы2. Ч-ерез год Германия открыла иновещание на Северную и Южную А-мерику, А-фрику, А-зию и Е-вропу на английском и немецком языках, а с 1934 г. – испанском и голланд-ском3. В 1933 г. Италия развернула радиопропаганду на Латинскую А-мерику, а в 1935 г., со строительством мощной радиостанции в Б-ари, открыла арабскую службу вещания, охватывающую обширные районы Северной А-фрики и Б-лижнего Востока. В том же году США- стали вести зарубежные радиопрограммы, а Япония начала трансляцию пропагандистских передач на Латинскую А-мерику4. СССР-также увеличивал зарубежное вещание. С пуском в 1936 г. в Москве мощной коротковолновой вещательной станции расширилась трансляция на европейские страны, А-зию, А-фрику, Северную и Южную А-мерику. В 1938–1939 гг. московское радио вело иновещание ежедневно на 10 языках5.
В 1930-е гг. западные страны, с целью усиления своего экономического и идеологического воздействия, возводили радиопередающие станции в колониях и зависимых странах, создавали информационные службы, копирующие структуру европейских компаний. Так, например, в Китае Великобритания и США- строили свои радиостанции для обработки местного населения. К 1940 г. только в Шанхае было около 40 английских и американских радиостанций6.
Р-адио позволило нацистской Германии осуществлять свою информационнопропагандистскую экспансию в ближние и отдаленные регионы. Зарубежное вещание стало важнейшим инструментом усиливающегося коммуникативного влияния Германии на другие страны. Р-адиовещание расширило границы нацистского информационного пространства, сделало возможным использование «грязных» технологий, начиная от вторжения в границы информационного пространства других стран, прямого обмана аудитории и до сравнительно безобидной музыкальной обработки информационно-политических программ для привлечения зарубежных слушателей.
В 1933 г. иновещанию на германском радио отводилось 45 минут в сутки, а в 1937 г. – уже 47 часов 15 минут. В 1940 г. по нацистскому радио передавалось 240 программ на 31 иностранном языке общей продолжительностью 87 часов в сутки7.
В довоенный период все крупные внешнеполитические политические акции Германии, направленные на территориальные приобретения, – плебисцит в Сааре, полное освобождение Р-ейнской области, аншлюсс А-встрии, присоединение Судетской области и Ч-ехословакии, возвращение Мемеля, нападение на Польшу предварялись шумными пропагандистскими кампаниями в прессе и радио, которые мощными информационными потоками направлялись на объект притязаний.
Геббельс первым открыл новый эффективный канал информационной диверсии – использование немецких радиоприемников для активного нацистского проникновения в другие страны. В начале 1935 г., при подготовке проведения плебисцита в Сааре, туда было заброшено большое число дешевых германских радиоприемников, настроенных на немецкие радиостанции и распространявших фашистскую пропаганду, шантаж и нацистские угрозы. Этот прием оказал глубокое психологическое давление на население Саарской области. Е-го деструк- тивное воздействие привело к тому, что 90% участников плебисцита высказались за воссоединение с Германией.
С учетом полученного в Сааре эффекта, такие же приемники были использованы министерством пропаганды в 1938 г. в А-встрии. Для пропагандистского обеспечения аншлюсса в стране было распространено 25 тыс. приемников, по которым шла прогерманская обработка радиослушателей1. Новый канал вкупе с официальным германским радио повысил проницаемость немецкой зарубежной радиопропаганды, усилил ее эффективность и расширил ареал распространения. Подготовленные министерством пропаганды радиопередачи, выступая в качестве альтернативного источника, затрагивали национальные чувства немецкого населения в Сааре, А-встрии, Судетах, восхваляли Гитлера, пропагандировали тему германского величия, акцентировали внимание на притеснении немецкого населения. Они формировали негативный имидж законного правительства, выпуская о нем поток отрицательной информации.
Германская радиоинформация носила деструктивный, подрывной характер, направленный на формирование «пятой колонны». Призывы к возрождению германской нации, ее объединению повышали действенность этого канала, содействовали привлечению новых сторонников и формированию «пятой колонны». Они соответствовали запросам местных нацистов и немецкого меньшинства, обеспечивая необходимую моральную подготовку последующих агрессивных действий Гитлера. Информационный натиск, шантаж, угрозы пугали остальную часть населения, деморализуя и обезоруживая ее, нацеливая на бездействие и покорность перед агрессором.
Информационные вторжения нацизма были эффективными способами масси- рованного информационного воздействия на зарубежную аудиторию, направленными на идеологическую и психологическую обработку населения, с дальнейшими целями оккупации этих стран. В годы Второй мировой войны вторжение воюющих держав в информационное пространство противников стало систематическим, и было одним из эффективных методов ведения войны.
Б-ыстрое развитие иновещания как эффективного метода идеологического и пропагандистского влияния на зарубежную аудиторию было следствием обострения геополитических противоречий между ведущими капиталистическими державами, их борьбы за сферы влияния и овладение стратегически важными регионами мира. Во всех странах иновещание финансировалось и контролировалось правительственными органами. Р-адиовещание усиливало значимость МИО как инструмента осуществления своих политических и идеологических целей разными государствами, содействовало начальному этапу формирования альтернативной коммуникативной среды, без которой немыслим современный информационный плюрализм.
Таким образом, радио стало важным компонентом в системе международных коммуникаций, придало мощный импульс развитию международного информирования, стало новым эффективным каналом МИО. Оно обеспечило массовость зарубежной аудитории и предопределило начальный этап глобализации в информационной сфере. В то же время оно углубляло противоречия между участниками МИО, приводило к информационным войнам на локальном уровне, требовало постоянного усовершенствования приемов и методов пропагандистского вещания, дифференцированного подхода к зарубежной аудитории. Негативным проявлением этих процессов стало явное и завуалированное использование агрессивными государствами МИО в своих подрывных целях.