Роль социально-гуманитарных наук в системе высшего образования в Кыргызстане

Бесплатный доступ

В настоящей статье рассматривается роль социально-гуманитарных наук в выработке методологического подхода к преподаванию таких предметов, как социальная философия, социальная онтология, социально-философская антропология, социальная экология, философия истории, философия культуры, философия социологии и философия политики. А так же раскрывается социальная природа науки и образования, диалектика их преемственной связи и взаимообусловленности, что позволяет определить значение социально-гуманитарных наук в определении и классификации категориального аппарата данных учебных дисциплин, как условия рационализации содержательной и функциональной стороны в повышении уровня и значимости преподавания в вузе вышеперечисленных учебных курсов.

Еще

Социальная философия, наука, образование, знание, социум, социальные и гуманитарные науки

Короткий адрес: https://sciup.org/170187419

IDR: 170187419   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10246

Текст научной статьи Роль социально-гуманитарных наук в системе высшего образования в Кыргызстане

Актуальность изучения проблемы влияния философских и социальногуманитарных наук на развитие образовательного процесса в Кыргызской Республике, как и во всех странах СНГ постсоветского пространства, продиктована необходимостью исследования объективных условий трансформации высшего образования, соответственно условиям развития рыночных отношений и сложения соответствующих общественных отношений в кыргызстанском обществе. В условиях наблюдающегося социально-экономического кризиса в кыргызстанской действительности, связанного с искусственным внедрением первоначальных, стихийных по сущности, форм рыночной экономики и, как следствие, упадком отечественного производства и ростом безработицы, сопровождающихся понижением материального уровня жизни в среде простых граждан, и их обнищанием, так же возрастает тенденция падения духовно-интеллектуального уровня населения страны.

В сфере социальной жизни кыргызстанского общества катаклизмы коснулись и системы здравоохранения, культуры и воспитания, науки и образования. Уже не секрет, что появляется негативная тенденция роста числа подростков в стране, ко- торые не ходят в школу, что означает возникновение определённого безграмотного контингента из числа кыргызстанской молодежи.

Цель данной работы заключается в установлении диалектической связи между наукой и образованием, раскрытием их взаимодополняющей функциональной миссии в развитии системы высшего образования в стране в условиях глобализации. Научная новизна выбранного подхода состоит в поиске и определении путей выхода из сложившейся неоднозначной ситуации, когда, бесспорно, необходимость поднятия духовно-интеллектуального потенциала членов общества и, в первую очередь, молодого поколения, предполагает развитие на новом уровне надстроечных институтов, в системе которых определяющие роль и место отводятся развитию науки и образования. Примечательно, что с реставрацией института частной собственности на постсоветском пространстве в бывших союзных республиках, а ныне суверенных, независимых государств, происходит их интеграция в экономической, политической и образовательной сферах со странами капиталистического мира. Сопровождается это в условиях глобализации влиянием либеральных западных ценностных стереотипов, оказавших существенное воздействие, в условиях коренной ломки производственноэкономических отношений и процессов в ново обновлённом Союзе Независимых Государств, и на систему просвещения (образования) и обучения общественным, гуманитарным и естественным наукам. Тому способствовали и международные, европейского стандарта, образовательные проекты, такие как, например, Болонский процесс, в составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию) и другие.

Как следствие происходит значительное изменение, дополнение и совершенствование структуры институтов образования во многих странах СНГ, во всех формах и уровнях его проявления, классифицируемые на основные виды, как, первое, общее образование , включающее в себя такие подвиды, как дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.

Второе, профессиональное образование, в структуру которого входят среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалисте (квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения), магистратура и высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

И, наконец, третье, дополнительное образование , состоящее из следующих подвидов: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование; профессиональное обучение.

Если вся вышеперечисленная система образования характеризует методологическую форму передачи знаний, академической и общеобразовательной информации, проще говоря, выполняет функцию процесса просвещения и обучение, по возрастным особенностям, молодого поколения страны, то наука определяет формирование самих разновидностей преподаваемых учебных дисциплин и насыщает их теоре- тическим содержанием. В этом и состоит диалектическое единство и преемственная связь между наукой и образованием.

Вместе с тем было бы ошибкой представлять относительный характер самостоятельности науки и образования, как якобы бы непреодолимую и несвязанную грань между ними, между учёным и педагогом, в системе которых на деле существуют взаимопроникающие друг в друга и взаимно обуславливающие друг друга признаки, черты, свойства и особенности.

Так, если говорить о диалектическом влиянии науки на образование, то оно во многом определяется особенностью самого познавательного процесса. В этом случае наука выполняет не только собственно познавательную функцию, наряду с другими функциями, такими как, мировоззренческой, производственной и культурной, но и образовательную функцию. И было бы неверным непосредственно выводить науку из образования, как это видно из примера, когда один из российских авторов однозначно признает и утверждает, что «наука», рассматриваемая в контексте проявления ее образовательной функции, «является феноменом образования» [1]. Рассмотрим, что это означает на деле?

В истории философии понятие «феномен» рассматривается как «явление, данное в чувственном созерцании» [2], или «явление, данное нам в опыте чувственного познания» [3]. Иными словами, феномен представляет собой лишь то явление, которое возможно познать только на уровне чувственного восприятия, вне раскрытия его сущности, то есть содержательной стороны. Однако в философии есть и другое понятие, «ноумен», как постигаемое разумом и составляющее сущность, то есть основу, феномена. Вот что пишется по этому поводу в философской энциклопедической литературе: «ноумен это объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно воспринимаемого феномена» [4].

Следовательно, выходит, что если этот феномен, определяемый выше отмеченным автором, как соответствующая форма зависимости науки от образования, представляет собой лишь на уровне чувственного созерцания «доступное человеческо- му познанию явление», которое, одновременно, «противополагаемо непознаваемой сущности» данного явления, представляемого как ноумен» [3]. То получается, что признавая науку как феномен образования, тем самым принижается роль и значимость данной науки, которая представляется лишь как явление, доступное человеческому познанию только на уровне чувственного восприятия. В этом случае получается, что это явление, понимаемое как наука, противоположно самому образованию, представляемому как сущность, то есть само содержание, данного явления, выступающее как ноумен, логически умопостигаемое, в отличие от чувственно воспринимаемого феномена.

Подтверждением возникшего противоречия у данного автора в суждении о попытке представить науку как якобы феномен образования, является последующий текст из его изложения, когда он далее справедливо пишет: «…достижения, идеи и рекомендации науки заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке» [1]. То есть речь здесь идёт о первично определяющей роли науки по отношению к самому образованию. Объясняется это тем положением, что познавательная функция науки заключается не только в чувственном восприятии, но и в абстрактно-логическом раскрытии сущности природных явлений, общества и человека, и в рационально-теоретическом постижении мира, в открытие его законов и закономерностей, в объяснение различных явлений и процессов, и производство нового научного знания [5].

На самом же деле наука является первоначальной и определяющей стороной образования, ибо она даёт эмпирический и теоретический материал для педагогической деятельности, как способу концентрации, анализу и синтезу полученной суммы научной информации, с последующей формой изложения данного накопленного научного знания в лекциях, учебно-методологической литературе, элек- тронных текстах и другой учебной литературе.

Ведь и сама наука представляет собой систематизированную сумму знаний относительно выработки теоретических и методологических принципов и правил педагогической деятельности, направленной на рациональное использование и профессиональную форму передачи научных знания и положений относительно той или иной проблемы.

Вместе с тем было бы ошибочным абсолютизировать соотношение между наукой и образованием в том виде, в каком оно было приведено вышеуказанным автором. Связано это с тем обстоятельством, что, как и наука, сама педагогическая деятельность, в рамках образовательного процесса, так же предполагает осуществление научно-познавательной функции, вытекающей из необходимости лектору не только механически передавать аудитории собранную научную информацию, но и творчески осуществлять собственные научные изыскания, фильтрацию и обобщение теоретического материала. И более того - проводить самостоятельную формулировку своих теоретических выводов и выдвижение гипотез, несомненно, способствующих как совершенствованию образовательной сферы, так и развитию самих научных дисциплин.

Правильное понимание значимости науки и образования, и их рациональное развитие, способствующие обеспечению повышения интеллектуального потенциала молодежи и ее воспитание как сознательных и активных членов кыргызстанского общества, во многом предопределяется уровнем разработанности научных исследований как в области естественных наук, так и, в особенности, общественных и гуманитарных наук. И особое место и роль отводится здесь именно социальнофилософским наукам, призванным, в условиях тотального господства и навязывания, извне, на постсоветском пространстве и, в частности, в Кыргызстане, либерально-демократических ценностей и установок, выработать собственные идеологические ориентиры видения народнодемократического обустройства общест- венного строя. А так же выработке соответствующих собственных мировоззренческих взглядов и убеждений в конкретноисторическом социуме.

Одним из важных и определяющих путей и моментов в достижении выше обозначенных целей и задач является проблема апробации данных социальнофилософских идей в самой системе образования. Когда эти научно-теоретические знания, к слову, во многом превосходящие выработанные на бытовом уровне логические постулаты, как положений и допущений, принимаемых без каких-либо конкретных доказательств, находят применение в педагогической деятельности, как в общеобразовательных, так и высших учебных заведений страны.

К тому же, если в системе образования, в особенности, высшего образования, в условиях господства глобальной культуры и информационного общества, осуществляется трансформация и передача, и воспроизведение культурных или идеологических, и ментальных ценностей между субъектами, из числа международного контингента обучающихся, то в виду недостаточного уровня развития отечественных социально-философских наук и знаний, это, с неизбежностью, сопровождается нивелированием национальной и культурной идентичности, накладывающей, в целом, негативный отпечаток на интеллектуальный и моральный облик молодёжи развивающихся стран или, как принято говорить, стран третьего мира. К числу которых, к сожалению, относится и Кыргызстан.

Потому справедливым является признание и такого фактора, что «современная образовательная деятельность осуществляется в контексте реалий рубежа веков – состояния экономики, политики, экологической обстановки, национальных и международных отношений», вышеупомянутой «глобализации культуры», а так же, «дегуманизации общества, кризиса классической системы образования и т.д.» [5].

Что касается наук и, в особенности, социально-философского профиля, как направления гуманитарного просвещения или образования членов общества, то они выполняют идейно-теоретическую и, одновременно, политическую функцию формирования личностного убеждения или мировоззрения населения страны, выработки их гражданской позиции и социально-политической активности. Именно потому социально-философские науки охватывают и отражают все стороны общественной жизни человека и, в целом, общества, а именно их исторические, антропологические, экологические, этнографические, культурные отношения и свойства. Это, в свою очередь, способствует становлению в системе высшего образования таких учебных дисциплин, как социальная философия, социальная онтология, социально-философская антропология, социальная экология, философия истории, философия культуры, философия социологии и философия политики.

Таким образом, задачи и перспектива модернизации форм и методов образовательной деятельности, и определение новых ориентиров образования, находятся в диалектической взаимозависимости с реформами, ожидаемыми в системе общественных и, прежде всего, социальнофилософских, наук, а так же в естествознании.

Именно выработка общественнофилософских знаний, является условием гуманистического обустройства действительности [7]. И профессиональная форма их освещения и передача в образовательном процессе, в рамках педагогической деятельности, в виде научной информации, обучающемуся студенческому контингенту страны, позволит формированию в кыргызстанском обществе целостного представления об особенностях и различиях явлений и процессов в социальноэкономических, политических и духовнокультурных институтах и отношениях кыргызстанской действительности.

Список литературы Роль социально-гуманитарных наук в системе высшего образования в Кыргызстане

  • Куликова И.Г. Наука и образование в современном обществе. Электронная газета. Главная выпуск № 59, июнь 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/67/7/nauka-i-obrazovanie-v-sovremennom-obshchestve.
  • Михайлов К.А. Феномен // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. - 2-е изд., исп. и допол. - М.: Мысль, 2010.
  • Феномен. Философский энциклопедический словарь. 2010.
  • Ноумен. Философская Энциклопедия. В 5-х т. // Под редакцией Ф.В. Константинова.- М.: Советская энциклопедия. 1960-1970.
  • Место и роль науки в жизни современного общества и культуры. Сциентизм и антисциентизм. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lects.ru/istandphil/node58.php.
  • Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования: Гуманистические и гуманитарные аспекты. Тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Яковлева, Ирина Владимировна.
  • Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskii-analiz-problem-razvitiya-rossiiskogo-vysshego-obrazovaniya-gumanistich#ixzz4OwOMeTtX
  • Зиневич Ю.А., Гуревич П.С., Широкова В.А. Философские науки. - М., Гуманитарий, 2014.
Еще
Статья научная