Роль специфического каменного сырья в освоении среднего течения реки Селенги палеолитическими популяциями

Автор: Рыбин Е.П., Хаценович А.М., Гунчинсурэн Б., Шелепаев Р.А., Одсурэн Д., Болорбат Ц., Маргад-эрдэнэ Г., Попов А.Ю.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: XXII, 2016 года.

Бесплатный доступ

Бассейн р. Селенги и ее притоков являлся в палеолите одним из наиболее заселенных регионов Центральной Азии. Недавние геохимические и петрографические исследования указали на то, что толща силицитов, пригодных для использования при расщеплении, вместе с вмещающими ее пермскими отложениями, пересекает правые притоки среднего течения р. Селенги. В этих долинах известно свыше 70 палеолитических местонахождений, каменные индустрии которых основаны на этой разновидности сырья. Обнаружение здесь в результате разведок новых памятников начального и раннего верхнего палеолитаХуджиртын-1, -2 и Арцтын-Гол-1 дает возможность очертить ареал этих индустрий. Полученные данные позволяют говорить о том, что сырьевой фактор являлся одним из определяющих при освоении человеком данного региона.

Еще

Северная монголия, палеолит, силицит, каменная индустрия

Короткий адрес: https://sciup.org/14522341

IDR: 14522341

Текст научной статьи Роль специфического каменного сырья в освоении среднего течения реки Селенги палеолитическими популяциями

Бассейн среднего течения Селенги, исходя из насыщенности выявленных на настоящий момент стратифицированных палеолитических стоянок и памятников с поверхностным залеганием материала, являлся одним из самых заселенных регионов в Северной и Центральной Азии. На протяжении около 200 км в зоне его субширотного простирания на территории севера Центральной Монголии, от впадения в Селенгу ее левого притока р. Хануй-гол до впадения р. Орхон, известно более 70 палеолитических местонахождений, и список их по мере дальнейшего изучения продолжает увеличиваться. Столь высокая для Южной Сибири и Центральной Азии интенсивность обитания не может объясняться только стратегически выгодным географическим положением, позволяющим беспрепятственно перемещаться по долине главной реки и ее притоков. Не менее важным, а порой и детерминирующим фактором существования человеческих популяций и их поселенческой мобильности в эпоху палеолита было наличие в изучаемом регионе каменного сырья, пригодного для первичного расщепления и последующей обработки. В 2014 – 2015 гг. геохимическое и петрографическое изучение состава коллекций верхнепалеолитических памятников и свит, вмещающих толщи пород, расположенных в долинах притоков Селенги р . Их-Тулбэрийн-Гол и Харганын-Гол, показали, что древний человек для раскалывания отбирал местные осадочные породы – силициты – на открытых источниках из толщи или в виде отдельностей по склонам гор [Рыбин, Шепелев, Ха-ценович, 2014].

Тулбурская свита, иногда называемая также «базальтовой», совместно с подстилающей ее хар-ганской или «туффитовой» свитой, со ставляют верхнюю часть непрерывного разреза отложений пермской системы, который, в данном сегменте Центрально-Азиатского складчатого пояса, относится к хануйгольской серии Селенгинского вулканического пояса. Тулбурская свита представлена потоками базальтов, трахибазальтов, андезитов, их туфами, туфоалевролитами, с редкими слоями силицитов (кремнистых пород с небольшой долей обломочного материала). Харганская свита характеризуется схожим составом пород, однако в ее разрезе преобладают вулканогенно-осадочные породы. По мощности слои силицитов слагают первые проценты от всей мощности хануйгольской серии. Отложения хануйгольской серии прорваны силлами долеритов и монцонитов мощностью до 200 м. В районе распространения горизонты пород хануй-гольской серии, как правило, имеют субширотное простирание, при субмеридиональной ориентировке долин рек. Тулбурская свита верхней перми распространена широтной полосой вдоль северного склона хребта Бурэн-Нуру от сомона Баян-Агт на западе до города Эрдэнет на востоке. Отложения свиты обнажаются от реки Балигийн-Гол на западе до реки Бухын-Гол на востоке (рис. 1).

Первый палеолитический памятник Доролж, относящийся к этому петрографическому району, был обнаружен в 1999 г. в устье р. Эгийн-Гол. В 2007 г. состоялись разведки отряда ИАЭТ СО РАН в западном направлении от р. Их-Тулбэрийн-Гол, по правым притокам р. Селенги – Балигийн-Гол, Хануй-Гол, Джаргалантийн-Гол, Унэгэдийн-Цаган-Гол. Всего было открыто 11 новых археологических пунктов, содержащих разновременные комплексы верхнего палеолита, и один пункт на р. Хануй-Гол, предположительно, со среднепалеолитическим компонентом [Гладышев и др., 2007]. Во всех вышеуказанных долинах были выявлены пластинчатые индустрии начального и раннего этапов верхнего палеолита.

Выявленная в 2014–2015 гг. связь палеолитических памятников с распространением отложений пермской системы, вмещающей толщу силицитов в долинах Их-Тулбэрийн-Гол и Харганын-Гол, позволила сделать предположение о расселении верхнепалеолитических популяций по всем правым притокам р. Селенга. Стало ясно, что комплексы всех известных в описываемом в регионе палеолитических объектов базировались на одном и том же сырье, происходящем из пермских отложений. Исходя из этого, долины притоков Селенги, прорезающих пермские отложения, могли стать перспективным полигоном для обнаружения палеолитических комплексов. Для верификации этой гипотезы в течение 2015–2016 гг. были проведены геологоархеологические разведки. В 2015 г. был обследован левый борт долины р. Нарийн-Тулбэрийн-Гол. В 2016 г. направлением маршрута были выбраны притоки Селенги, расположенные к востоку от Их-Тулбэрийн-Гол – Арцтын-Гол и Худжиртын-Гол. В последней долине были обнаружены два палеолитических местонахождения.

Стоянки Худжиртын-1 и -2 расположены в среднем течении р. Худжиртын-гол, правого притока Селенги, в 14 км от места впадения. Расстояние между памятниками по прямой со ставляет 4 км. Широкая долина этой реки имеет меридиональное направление.

На правом и левом бортах долины выделяются полуцирки, сформированные склоновыми шлейфами. На одном из склонов по правому борту было обнаружено местонахождение Худжиртын-1 (49°17ʹ00,2ʹʹ с.ш.; 103°15ʹ52,3ʹʹ в.д.) с поверхностным залеганием артефактов, изготовленных из си-лицитов. Собранная коллекция, обладающая ви-

Рис. 1. Геологическая карта распределения пермских отложений и распространения палеолитических памятников в среднем течении р. Селенги (по: [Badarch et al., 1999]).

Рис. 2. Материалы разведочных работ. 1 – Худжиртын-1; 2–7 – Худжиртын-2.

дом, характерным для раннего верхнего палеолита, включала в себя сколы-заготовки: отщепы – 12 экз., пластинчатые отщепы – 2 экз., пластины – 12 экз. (ширина 20–30 мм, у 3 экз. – >30 мм). Орудия пред- ставлены тремя предметами, включающими две крупные ретушированные пластины, в том числе, и с резцовыми сколами (рис. 2, 1), и ретушированный отщеп.

По левому борту долины, на локализованном участке пологого склона площадью около 50 кв. м., имеющем юго-восточную экспозицию и обращенном в сторону распадка ныне высохшего притока основной реки, на местонахождении Худжир-тын-2 (49°16ʹ01,7ʹʹ с.ш.; 103°40ʹ52,7ʹʹ в.д.), были обнаружены каменные артефакты, изготовленные из силицитов, характерных для тулбурской свиты. Расположение памятника является типичным для поселенческих предпочтений палеолитических обитателей притоков Селенги. Подъемный комплекс памятника характеризуется наличием массивных пластин – 3 экз., два изделия относились к мелким пластинам. Также был обнаружен леваллуазский отщеп с выпуклой фасетированной площадкой и конвергентной огранкой дорсальной поверхности (рис. 2, 3). Был найден концевой скребок на дистальном окончании крупной пластины c бипродольной огранкой (рис. 2, 2).

На участке, возвышение которого относительно дна распадка составляет около 15 м, согласно падению склона, составляющего здесь около 15°, был заложен шурф размерами 2 × 1 м. При раскопках было выявлено 5 литологических слоев, вскрытая мощность достигала 170 см от дневной поверхности. Артефакты залегали в двух верхних слоях на глубину до 70 см.

Все обнаруженные артефакты имели свежую непатинизированную поверхность со следами карбонатной корки. В слое 1 было выявлено 8 артефактов: отщепы – 5 экз., пластины – 2 экз., пластинка. Наиболее многочисленный комплекс был представлен в слое 2. Всего было найдено 14 экз. артефактов. Более половины комплекса – 9 экз. – составляют крупные пластины и их фрагменты, отщепы – 4 экз., обломок 1 экз. В коллекции выделяются бипродольная остроконечная пластина с фасетированной площадкой (рис. 2, 4 ), крупная полуреберчатая пластина (рис. 2, 7 ), пластина с фасетированной ударной площадкой и эпизодической ретушью (рис. 2, 5 ), срединный вентральный резец на пластине (рис. 2, 6 ).

Учитывая отно сительно крутой угол падения склона в шурфе, можно предположить, что в этом месте произошло эрозионное срезание склона, выявившее залегавший ранее на значительной глубине культурный слой. Предварительно можно предположить, что в отложениях памятника содержатся два культурно-хронологических компонента – комплексы начального этапа верхнего палеолита с характерными бипродольными крупными пластинами (сл. 2) и раннего верхнего палеолита (сл. 1).

К западу относительно Худжиртын-Гол располагается еще один правый меридиональный приток Селенги – р. Барун-Нарийн-Гол (местным жителям она известна, как Арцтын-Гол). Здесь также было выявлено местонахождение с поверхностным залеганием материала Артцтын-Гол-1 (49°19ʹ18,1ʹʹ с.ш.; 103°34ʹ13,6ʹʹ в.д.), в коллекции которого присутствует 2 удлиненных пластины правильной формы и 4 отщепа.

Широкое распространение схожих каменных индустрий, обнаруживаемых в одних и тех же геоморфологических локусах, основывавшихся на одном и том же каменном сырье, позволяет предположить существование в среднем течении Селенги взаимосвязанных популяций, основывавшихся при изготовлении артефактов на осознанном отборе разновидностей сырья, обладающих необходимыми для использовавшейся технологии свойствами. Основная часть этих комплексов относится к ранним стадиям верхнего палеолита, в некоторых случаях возможно предполагать и более ранний возраст объектов. Распро странение подобных индустрий на таком же сырье фиксируется и в долине р. Хойт-Тамир-Гол в Центральной Монголии, где также присутствуют небольшие участки пермских отложений. Здесь известен стратифицированный памятник верхнего палеолита Цацын-Эрэг-2. Индустрия содержит леваллуаз-ские острия, скошенные острия, нуклеусы-резцы, нуклеусы для производства крупных о строконеч-ных пластин в бипродольной системе скалывания, характерные для начального верхнего палеолита [Simonet et al., 2012]. Показанная картина распределения специфических культурных традиций во взаимодействии с конкретным типом сырья подводит к предположению, что сырьевой фактор играл основополагающую роль в расселении человека с начального этапа верхнего палеолита Монголии и, вероятно, являлся одной из основных причин, обусловивших выраженную, по сравнению с соседними регионами, интенсивность заселения долин среднего течения Селенги, которые пересекают толщи силицитов в составе пермских отложений.

Список литературы Роль специфического каменного сырья в освоении среднего течения реки Селенги палеолитическими популяциями

  • Гладышев С.А., Лбова Л.В., Рыбин Е.П., Эрдэнэ-Очир Н. Разведочные работы в бассейне реки Хануй-гол (Монголия, Булганский аймак)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных тер
  • риторий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007. -Т. XIII. -С. 49-53.
  • Рыбин Е.П., Шелепаев Р.А., Хаценович А.М. Исследования источников каменного сырья палеолитических объектов долин рек Их-Тулбэрийн-Гол и Харганын-Гол в Северной Монголии//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -Т. XX. -С. 87-90.
  • Badarch G., Makhbadar Ts., Orolmaa B., Tomurtogoo O., Khosbayar P. Geological map of Mongolia. Scale 1:1000000. -Ulaanbaatar: Institute of Geology and Mineral Resources MAS, 1999.
  • Simonet A., Tseveendorj D., Goutas N., Magail J., Moulle P.-E., Arrellano A. Tsatsyn Ereg 2: campagne 2012 de la mission archeologique Monaco-Mongolie//Bul. de la Musee d’Anthropologie Préhistorique de Monaco. -2012. -No. 52. -P. 113-123.
Статья научная