Ролевые обучающие игры молодежи: организация, мотивация, личностно развивающий потенциал

Бесплатный доступ

В статье исследуются теоретико-методологические вопросы организации ролевых обучающих игр молодёжи и обосновывается их личностно развивающий потенциал. Задача решается на примере анализа и апробации ролевой игры «Дебаты», в которой участвует студенческая молодёжь вуза культуры и подростки, посещающие общественную организацию. В игре «Дебаты» умения ораторского мастерства и полемики приобретаются на основе сюжета, имитирующего законотворческую деятельность парламента. Автор обосновывает особенности разработки методического комплекса игрового процесса с учётом структуры игры, её принципов, правил, ролей и некоторых особенностей игровых заданий. В статье дано развёрнутое обоснование того, каким образом данная ролевая игра выполняет обучающую функцию на подготовительном, игровом и постигровом этапах и как управлять развитием мотивации на обучение у играющих. К анализу привлекается наследие М. С. Кагана и А. Н. Леонтьева, разработавших системный подход к исследованию человеческой деятельности, общения и игры. Автор выделяет комплекс личностно развивающих умений, знаний, действий играющей в эту игру студенческой молодёжи, который отличается от такого же комплекса личностных компетенций подростков в зависимости от возраста и опыта участия в игре. Материал прошёл апробацию на внутривузовском и региональном уровне организации и проведения данной игры. Сделан вывод о профессиональной востребованности ролевых обучающих игр, подобных «Дебатам», в учебном процессе вузов культуры, поскольку коммуникативные умения, знания и действия, формируемые в игре, входят в комплекс компетенций, актуальных для современных профессий в системе «человек - человек».

Еще

Ролевая обучающая игра, молодёжь, студенты, школьники старшего подросткового возраста, клубы любителей игры

Короткий адрес: https://sciup.org/144161337

IDR: 144161337   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2020-10113

Список литературы Ролевые обучающие игры молодежи: организация, мотивация, личностно развивающий потенциал

  • Ахматова А. Ю. Теоретические и практические аспекты организации молодёжной ролевой игры «Дебаты» как инновационной формы развития социального творчества подростков // Студенческая наука, искусство, творчество: от идеи к результату : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов (5 апреля 2019 года, г. Краснодар). Краснодар : Изд-во КГИК, 2019. С. 20-23.
  • Игровой метод в информационно-просветительной деятельности // Технологии культурно-досуговых программ / сост. Г. В. Оленина. Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. С. 100-115.
  • Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. Москва : Политиздат, 1988. 319 с.
  • Калинкина Е. Г. Дебаты на уроках истории : учебно-методическое пособие для учителя. Москва : РОССПЭН, 2002. 124 с.
  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание. Москва : Политиздат, 1977. 217 с.
  • Лукша П. и др. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. Москва : [б. и.], 2015. URL: http://rusla.ru/upload/News15/GEF.Atlas-ru.pdf
  • Оленина Г. В., Гекман Н. А. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико-практический анализ // Вестник Московского государственного института культуры. 2015. № 3 (65). С. 130-137.
  • РетюнскихЛ. Т. Философия игры. Москва : Вузовская книга, 2002. 256 с.
  • Сарайкина Ю. А. КВН: от интеллектуальной игры к бизнес-проекту // Современная индустрия досуга: векторы модернизации : материалы межвузовской практической конференции (14 марта 2019 года, г. Москва). Москва : Изд-во МГИК, 2019. С. 137-142.
  • Семено А. А. Игрозависимая молодёжь и её психологические особенности // Вестник Международного института экономики и права. 2013. № 4. С. 39-47.
  • Сун Л. Дебаты как инновационная образовательная технология // Высшее образование в России. 2002. № 12. С. 145-146.
  • Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Москва : ВЛАДОС, 2001. 512 с.
Еще
Статья научная