Роман Г. Грасса "Жестяной барабан": проблема типологии героя

Автор: Данилкова Юлия Юрьевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 2 (53), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос о типологии героя в романе немецкого писателя Г. Грасса «Жестяной барабан». В качестве двух доминирующих традиций, оказавших влияние на концепцию героя в этом произведении, автор статьи называет роман о художнике и плутовской роман. В статье определяются основные жанрообразующие черты этих жанров. В случае «романа о художнике» выделяются тенденция к саморефлексии, размышления об искусстве, присутствие оппозиции между бюргерским миром и миром творчества, при этом отмечено, что не все эти особенности релевантны для Г. Грасса. Работа сфокусирована на исследовании одной из кардинальных характеристик грассовского героя - оппозиции между художником и бюргерским миром, актуальной для литературы позднего романтизма (Э.Т.А. Гофман). Автор показывает, что мотив «ухода» восходит к литературе романтизма, мотив маски, встречающийся в романе, - к литературе барокко. О главном герое можно говорить как об «аутсайдере». Однако Оскар, предпринявший этот «уход», продолжает жить в бюргерском мире, который и становится, главным образом, предметом его записок, как и история Германии нацистского периода. Повествование Оскара имеет форму воспоминания, исключающего саморефлексию и философию искусства. Автор статьи указывает и на модификацию основных черт жанра героя-плута. В статье исследуется проблема развития героя, показаны основные вехи изменения его отношения к миру «больших». Роман Грасса интерпретируется автором статьи как произведение, испытавшее влияние философии экзистенциализма.

Еще

Г. грасс, роман о художнике, плутовской роман, типология героя

Короткий адрес: https://sciup.org/149127438

IDR: 149127438

Список литературы Роман Г. Грасса "Жестяной барабан": проблема типологии героя

  • Грасс Г. Жестяной барабан. Харьков, 1997.
  • Добряшкина А.В. Гротеск в творчестве Г. Грасса. М., 2010.
  • Зусева В.Б. Метароман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 120-121.
  • Зусева-Озкан В.Б. Историческая поэтика романа. М., 2014.
  • Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. 2: Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе ХХ века. М., 1999.
  • Карельский А.В. От героя к человеку. М., 1990.
  • Манн Т. Путь на волшебную гору. М., 2008.
  • Махов А.Е. Эмблематика: макрокосм. М., 2014.
  • Михайлов А.В. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбаль-да» // Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М., 1987. С. 279-340.
  • (а) Рымарь Н.Т. Барокко поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 27-30.
  • (b) Рымарь Н.Т. Плутовской роман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 165-166.
  • Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М, 1997.
  • Fischer A. Inszenierte Naivität. Zur ästhetischen Simulation von Geschichte bei Günter Grass, Albert Drach und Walter Kempowski. München, 1992.
  • Klaus S. Kunst und die Künstlerexistenz im Frühwerk von G. Grass. Köln, 1989.
  • Krumme D. Günter Grass "Die Blechtrommel". München; Wien, 1988.
  • Marcuse H. Der deutsche Künstlerroman // Marcuse H. Schriften. Bd. 1. Der-deutsche Künstlerroman. Frühe Aufsätze. Springe, 2004. S. 7-546.
Еще
Статья научная