Россия и Китай в системе глобальных вызовов: основания новой парадигмы сотрудничества

Бесплатный доступ

Актуальность исследования российско-китайских отношений и значения их как международных лидеров обусловленная возрастанием рисков вооруженных конфликтов, экономической борьбы, идеологического противостояния. Проведение Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины обострило отношения с геополитическими конкурентами и подняло проблему выстраивания парадигмы современного многополярного мира. В условиях геополитического, информационного, экономического и идеологического противостояния между центрами силы, обращает на себя внимание позиция Китая. Формально-логический анализ предпринимаемых субъектами международных отношений шагов, закрепленных в высказываниях лидеров государств, официальных представителей, а также прослеживаемых в нормативных правовых документах и исторической ретроспективе, приводит к выводам о том, что политический вектор Китая предполагает установление устойчивых интересов, как в отношении России, так и в отношении «коллективного Запада».

Еще

Многополярный мир, миропорядок безопасность, сотрудничество

Короткий адрес: https://sciup.org/170197803

IDR: 170197803   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-2-1-36-38

Текст научной статьи Россия и Китай в системе глобальных вызовов: основания новой парадигмы сотрудничества

Конец Второй Мировой войны обозначил новый миропорядок, которые просуществовал до того момента, когда СССР прекратил свое существование. В первой половине XXI века обозначилась концепция поиска новой архитектуры мирового порядка в общественно-политической дискуссии получившая название «многополярного мира».

В этой связи, на устойчивость российско-американских отношений во всем мире влияют третьи страны, представленные в различных блоках, особую роль при этом эксперты отводят Китаю.

Политическое и экономическое влияние Китая в мире неуклонно растет и вызывает обеспокоенность.

Для российской стороны, Китай традиционно рассматривается как союзник, который позволяет уравновесить внешнеполитические разногласия с участниками блока НАТО, в первую очередь, США.

Рассматривая российско-китайский альянс как противовес США и НАТО в обеспечении безопасности, с точки зрения выбранной автором парадигмы, отмечается, что военно-политическое сотрудничество активно развивается - первым шагом стало подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в 2001 году, подкрепляющий Шанхайское (1996) и Московское (1997) соглашения с привлечением и других участников о об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы [5].

О военном сотрудничестве в сфере безопасности свидетельствуют и проводимы с 2005 года учения «Мирная миссия», совместные маневры военно-морских сил [3].

Идея многополярного мира получила большой отклик в ряде стран ЮгоВосточной Азии, в том числе и в Китае. Поэтому в общественной дискуссии как в России, так и в странах «западного мира», много внимание уделяется альянсу России и Китая как локомотивам нового миропорядка.

Многополярный мир рассматривается как инструмент противодействия гегемонии и угроз суверенитету национальных государств. Как ни странно, но еще в 1997

году появилась Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка [2].

Однако, переходя от анализа военно- политического направления к экономическому, ситуация не кажется такой очевидной.

Экономическое могущество Китая было обусловлено политикой экономических реформ, которая включала в себя открытость для иностранных инвестиций.

В качестве первоочередного фактора, отмечается политика экономической открытости – Кайфан. Инструмент, который был выбран для привлечения иностранных инвестиций, имеет давнюю историю, хотя, оценивается некоторыми исследователями как относительно новый. Речь идет об открытых экономических зонах [4].

Так, отмечается, что к 2002 году в Китае было уже шесть специальных экономических зон, более тридцати государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а также зоны свободной торговли, таможен- ные пространства, районы и территории имеющие специальный торговый и налоговый статус.

В структуре внешнего торгового оборота Китая Россия, хоть и постепенно нара- щивает свое присутствие, но, по-прежнему, уступает США, странам ЕС и АСИАН, Японии.

Как справедливо отмечает И.С. Виноградов, в рамках парадигмы «пояса добрососедства», Китай определил направления усиления геополитических и внешнеэкономических связей, такие как Африка, Латинская Америка, страны Центральной Азии. Действия китайских властей в этих направления подтверждают, что на рубеже XX-XXI вв. Китай сознательно избрал но- вую внешнеполитическую концепцию, основанную на защите многополярного мира [1].

С одной стороны, это делает Китай значительным экономическим союзником, с другой, важные внешнеэкономические связи с США и странами НАТО могут сделать уязвимой его внешнеполитический курс на сближение с Россией.

Список литературы Россия и Китай в системе глобальных вызовов: основания новой парадигмы сотрудничества

  • Виноградов И.С. Эволюция геополитической стратегии Китая на рубеже XX-XXI вв. // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. - 2018. - № 1. - С. 75-85.
  • Портяков В.Я. Видение многополярности в России и Китае и международные вызовы // Сравнительная политика. - 2013. - №1 (11). - С. 86-97.
  • Сафронова Е.И. Многополярность и российско-китайское сотрудничество в контексте ШОС // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2016. - Т. 21. №21.- С. 98-118.
  • Чжен Ся Ин. Становление КНР как мировой экономической державы и её роль в глобальной экономике // Российско-китайский научный журнал "Содружество". - 2018. - № 24. - С. 4-7.
  • Эриашвили Н.Д., Гасанов К.К. Правовые основы межгосударственных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Вестник Московского университета МВД России. - 2012. - №4. - С. 142-148.
Статья научная