Россия периода «Великих реформ» Александра II в восприятии испанского путешественника

Автор: Петрова Ариадна Александровна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Глобализация: полемика цивилизаций

Статья в выпуске: 4 (25), 2012 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается история визита известного испанского ученого А. Паскуаля в Россию, его впечатления от посещения Санкт-Петербурга, Москвы и иных городов, которые он опубликовал в знаменитой работе «Воспоминания о России». «Воспоминания» А. Паскуаля сыграли заметную роль в формировании представлений о далекой северной стране в испанском общественном мнении XIX в

Александр ii, история дипломатии, история нового и новейшего времени, история российско-испанских отношений а. паскуаль

Короткий адрес: https://sciup.org/14031453

IDR: 14031453

Текст научной статьи Россия периода «Великих реформ» Александра II в восприятии испанского путешественника

После восстановления в 1856 г. дипломатических отношений между Испанией и Россией расширились возможности для осуществления контактов и связей между двумя странами не только на официальном уровне. Во второй половине 50-х – 70-е гг. XIX в. испанцы по разным причинам довольно часто посещали Россию и, что особенно важно, делились своими впечатлениями о далекой северной стране с испанской общественностью. Кроме того, следует отметить, что они в своих записках, отчетах, воспоминаниях уже уделяли больше внимания не столько экзотике России, сколько тем изменениям в политическом и экономическом развитии страны, которые происходили в результате реформ Александра II.

В 1872 г. в России побывал испанский ученый–статистик, специалист по лесоводству, основатель Лесотехнической школы близ Мадрида, член королевской академии Испании Агустин Паскуаль и Гонсалес (1818–1884) [2; 3, с. 125; 6, с. 148]. Он был участником Международного Статистического Конгресса в Санкт-Петербурге [Подробнее об этом Конгрессе см.: 1], а затем побывал на Политехнической выставке в Москве, посвященной двухсотлетнему юбилею со дня рождения Петра I и на ярмарке в Нижнем Новгороде.

В 1873 г. в Мадриде был опубликован его отчет о поездке в Россию [4]. Издатели объясняли свой интерес к российским впечатлениям А. Паскуаля тем, что в Испании по-прежнему плохо знают Россию, хотя это держава «первого порядка» («naciуn de primer orden»). А. Паскуаль своей книгой, по их мнению, «закрыл еще одно белое пятно в нашем [испанцев. – А.П.] знании мира», показав через описание Петербурга уровень развития культуры в России, а через рассказ о Политехнической выставке – прогресс в развитии производительных сил страны. В результате читатель получил представление о том как «далеко вперед продвинулась эта огромная империя, благодаря умелой и последовательной политике [Романовых. – А.П.]» [5, с. V–VII].

Свой рассказ о России А. Паскуаль начал с описания путешествия из Берлина в Санкт-Петербург, отмечая при этом, что эта «империя империй» имеет площадь почти 21 млн кмІ. Маршрут его путешествия проходил через Кенигсберг до Эйдку-нена по территории Германии, а затем от Вержболова 892 км по территории России. А. Паскуаль не преминул заметить, что иностранные участники Конгресса добирались от российско-германской границы до Санкт-Петербурга всего сутки «по прекрасной железной дороге, относительно недавно построенной русскими» [4, с. 5–12].

Петербург произвел на испанского ученого огромное впечатление. Впрочем,

Общество

Terra Humana

это не отличало А. Паскуаля от других испанских и европейских путешественников. Другое дело, что это восхищение он подкрепил большим количеством статистических данных о городе и его жителях [4, с. 16–25]. А. Паскуалю понравился регулярный план застройки города, его величественные здания, мосты и набережные. Но особенно его восхитило то, что русским удалось построить такой великолепный город в очень неблагоприятной для такого рода строительства с точки зрения природных условий местности, что, по мнению А. Паскуаля, «уже само по себе свидетельствует об [ огромных – А.П. ] возможностях русских» [4, с. 17].

Значительная часть российских впечатлений испанского ученого связана с работой Статистического Конгресса, проходившего в Петербурге с 19 по 31 августа 1872 г. и которому, по мнению А. Паскуаля, в России придавалось большое значение [4, с. 34–79]. На первом заседании Конгресса присутствовал сам император, что было зафиксировано А. Паскуалем. Он отметил большое внимание к Конгрессу со стороны столичной аристократии, местных финансистов и предпринимателей, а также членов императорской семьи. В частности, на первом заседании с приветственным словом к собравшимся обратился великий князь Константин Николаевич, подчеркнувший важность статистики, которая (и это особо выделил А. Паскуаль) «дает научное знание о человеке политическом и социальном…, что позволяет определить социальную политику государства на будущее» [4, с. 38, 40].

Испанский ученый дал довольно подробное описание программы Конгресса, решений, которые на нем были приняты, отметив: «Мы навсегда запомним этот праздник статистики в Санкт-Петербурге. У этой нации есть все, чтобы реализовать самые грандиозные планы…», и далее иронически заметил, что «никогда в Петербурге, по свидетельству представителя Испании при этом дворе сеньора Э. де Му-руаги, благодаря которому мы и попали на этот Конгресс, не видели вместе столько испанцев» [4, с. 78].*

Кроме краткого отчета о проделанной испанской делегацией работе, А. Паскуаль на основе увиденного им во время посещения Политехнической выставки в Москве и ярмарки в Нижнем Новгороде, а также впечатлений от поездки по железной дороге из Петербурга в Москву, а затем до Нижнего Новгорода, попытался показать «достижения русского народа, мало-известные в Испании по причине трудности для средиземноморского человека познакомиться с ними [непосредственно] из-за другого климата, языка, привычек» [4, с. 78].

Среди величайших успехов России со времен Петра I («императора-революционера, который хотел сделать богатыми всех русских») [4, с. 84] А. Паскуаль прежде всего обратил внимание на железные дороги. О них он писал постоянно, отмечая, что со времени начала строительства первой железной дороги в 1836 г. Российская империя сделала огромный шаг вперед, причем буквально в последние 15 лет (25 верст в 1838 г., 973 версты в 1853 г. и 13 068 верст в 1872 г.) [4, с. 128–129]. Он отметил, что большинство дорог начали строить за счет государства или благодаря государственно-частному партнерству, а на сегодняшний день государству принадлежит лишь 194 версты [4, с. 80–83]. Причем с каждым годом их эксплуатация приносит все больший доход в связи с растущими пассажирскими и грузовыми перевозками. Он с одобрением относился к планам России по строительству железных дорог в Сибирь и Центральную Азию. В связи с этим А. Паскуаль не преминул заметить, что тогда «на Восток наконец-то двинется европейская цивилизация, родоначальница промышленности и свободы». «Железные дороги вернут Востоку свет христианства», – писал далее испанский ученый [4, с. 127].

Наряду с железными дорогами внимание А. Паскуаля, специалиста по лесоводству, привлекла организация лесного хозяйства в России, ибо лесов в стране много и их использование многопланово, тем более, что транспортировать лес легко, так как есть железные дороги, реки, озера. С точки зрения испанского ученого, организация управления лесным хозяйством, находящегося в ведении Министерства государственных имуществ (Ministerio de fincas y propiedades de Estado), проста и экономична, поскольку, как в этом, так и в других вопросах, правительство опирается на «советы ученых» (consejos cientificos). «Русское лесное хозяйство развивается по пути прогресса и процветает, как и все в России в последние 15 лет», – писал А. Паскуаль [4, с. 90–91, 94]. В частности, он также отмечал, что прибыли в сельском хозяйстве за это время возросли вдвое, «несмотря на проблемы, связанные с освобождением крестьян», в 3 раза выросла внешняя тор- говля, активно развивалась промышленность и т. д. И все эти успехи, по мнению испанского ученого, связаны с разумным использованием получаемых доходов, ибо в соответствии с императорским указом от 22 мая 1862 г. в России установлена «гласность» государственного бюджета, его доходов и расходов, и эта «гласность» реальна [4, с. 94–95].

Кроме того, согласно данным А. Паскуаля, в России при Александре II уделялось большое внимание народному образованию (instrucciуn pъblica), в том числе профессиональному. Например, доходы от лесного хозяйства использовались не только для организации охраны и воспроизводства лесов, но и для создания и содержания лесных школ (училищ). «В России… тратят много для того, чтобы освободить народ от рабства и невежества», – писал он. И хотя в этом вопросе успехи, по мнению путешественника, пока не велики (150 учеников начальных школ на 10 тыс. жителей, в то время как в Испании – 700 учеников на 10 тыс. жителей), тем не менее ситуация изменилась в лучшую сторону [4, с. 96–97].

Прогресса в области лесного хозяйства России удалось добиться и благодаря тому, что большое внимание уделялось статистике: с 1865 г. в стране действовала специальная Комиссия по статистике, которая, наряду с Географическим обществом и другими научными учреждениями, осуществила сбор данных о природных богатствах России и их использовании, а итог был отражен в соответствующей карте. По мнению А. Паскуаля, эта карта является чрезвычайно полезным документом, позволяющим видеть достижения и перспективы развития российской экономики [4, с. 99]. То, что ученый уделил столь большое внимание этому событию, объяснялось не в последнюю очередь тем, что в Испании он занимался, не без сопротивления со стороны властей, такой же проблемой.

Поразила его экспозиция, посвященная медицине, где были показаны новейшие методы исследования здоровья человека. Причем, как замечал автор «Воспоминаний», представлена аппаратура, производимая не только за рубежом, но и в России [4, с. 105–106].

В области развития индустрии наибольших успехов Россия, по мнению А. Паскуаля, достигла в текстильном производстве, по крайней мере на выставке оно было представлено лучше всего. Кроме того, развито производство фарфора, бумаги, карандашей, а также металлургия и добыча каменного угля. «Пока существует отставание в сфере производства паровых машин и станков… В этой сфере господствуют Англия и Германия», – заявлял испанский ученый. Однако он отметил, что в России и в этой области наметились серьезные сдвиги – новые ткацкие станки, машины для производства сахара, лесопильные машины, электроизмерительные приборы, изобретены русскими инженерами и учеными [4, с. 110–116]. Кроме того, во время пребывания в Петербурге он посетил Невский завод (Семенникова и Поле-тики), который «производит хорошие паровозы, вполне достойные века» [4, с. 72].

Особое внимание А. Паскуаля привлек выставочный павильон, в котором были представлены народные промыслы (industria domйstica). По его мнению, сохранив в каждой провинции народные промыслы, Россия избежала экономических ошибок Европы, ибо такого рода производство для внутреннего потребления не требует больших капиталов и обеспечивает население без особых усилий нужными товарами. Тем более что продукция, производимая семьей или объединением семей, с его точки зрения, не особенно отличается от той, которую производит современная промышленность; а обувные базары в провинции ничем не отличаются от обувных лавок Москвы и Санкт-Петербурга, в которых также продается много обуви ручной работы [4, с. 119–120]. «Деревянные изделия из Новгорода, кружева из Вятки и Вологды, шали из Оренбурга – восхитительны», – писал он [4, с. 120].

Не мог А. Паскуаль пройти и мимо павильонов выставки, посвященных российской армии и флоту. Он отметил, что «Россия сегодня – это морская держава» обладающая большим военным и торговым флотом (344 и 2572 корабля соответственно). Особенно важно, что есть уже и пароходы, и корабли строятся в России (корабельные верфи Кронштадта), а вооружение для кораблей производят Ижорский и Обуховский заводы [4, с. 141–145]. А все началось с Петра I, который, по мнению А. Паскуаля, «открыл для русских океанскую торговлю» [4, с. 144]. А. Паскуаль изложил историю создания и сегодняшнее состояние армии Российской империи, ее организацию, систему подготовки офицерского корпуса, отметив, что военные расходы составляли в 1872 г. 1/3 часть государственного бюджета [4, с. 157], тем самым подчеркнув, что армии и флоту, особенно в последние 15 лет, в России уделялось огромное внимание.

Общество

Terra Humana

Большой интерес и особое восхищение вызвала у А. Паскуаля экспозиция, посвященная системе народного образования, поскольку «в России понимают его важность» [4, с. 203]. На него произвели впечатление макеты типовых начальных сельской (на 45 детей) и городской школ, его впечатлила та гармоничная («воспитание тела и духа») система воспитания, которая практиковалась в 70-е гг. XIX в. в земских школах [4, с. 204–205]. Он также особо отметил, что в России школы могут открывать органы местного самоуправления, общества и частные лица ( Это право было им предоставлено «Положением о начальных и народных училищах» 1864 г. – А.П. ). А. Паскуаль считал, что этот опыт необходимо использовать и в Испании [4, с. 205–206].

Довольно подробно испанский ученый рассказал о «промышленных школах» (las escuelas industriales) в России, то есть о профессиональном образовании, ибо этот вопрос особенно интересовал его соотечественников. В частности, он выделил Политехническую школу в Москве, готовящую специалистов по работе с металлом, Технологический институт в Санкт-Петербурге, Художественную школу в Москве (Строгановка), заметив, что в Испании этому вопросу пока не уделялось должного внимания [4, с. 208–209].

Ученый высказал одобрение, что Россия в сфере профессионального среднего и высшего образования шла по пути Германии, чью систему высшего образования (особенно университеты) он считал «лучшей в мире» на тот период [4, с. 211].

Политехническая выставка в Москве произвела на А. Паскуаля хорошее впечатление, он счел ее очень полезной, прежде всего по той причине, что устроителям удалось соединить общее и особенное, т. е. показать на фоне мировых научных, технических и экономических достижений вклад каждой страны, и, прежде всего России, в развитие мировой экономики и культуры [4, с. 213].

После посещения Политехнической выставки в Москве участники Конгресса отправились по железной дороге («409, 52 верст – поезд прошел за 26 часов») в Нижний Новгород, чтобы посетить знаменитую ярмарку, «отличающуюся от выставки тем, что на ней не только демонстрируют настоящее и будущее, но также продают и покупают» [4, с. 220]. В этом разделе автор познакомил читателя с историей Древней Руси, эпохой татаро-монгольского нашествия, историей Нижнего Новгорода, его достопримечательностями, в частности, упоминался памятник защитникам отечества Минину и Пожарскому [4, с. 219]. Далее автор отметил, что ярмарки в Нижнем Новгороде ежегодные, с большим количеством участников. Продукция из России здесь обменивается на товары из других стран, таким образом, по мнению А. Паскуаля, ярмарка служит регулятором рынка, связывая Балтийский и Азиатский регионы, Восток и Запад [4, с. 220].

Много внимания в своем рассказе о России испанец уделил Кавказу и Средней Азии, их природе, полезным ископаемым, описанию своеобразия народов, населяющих эти части Российской империи [4, с. 159–196]. А. Паскуаль одобрял политику России в этом регионе, отмечая, в частности, что «Россия дала Кавказу то, чего он не имел ранее; а именно: спокойствие, а также право, государство, социальные институты, образование, но главное – дороги» [4, с. 170].

Рассказывая испанскому читателю о России периода великих реформ Александра II, А. Паскуаль постоянно обращался и к истории государства Российского. При этом он опирался на материалы, представленные устроителями Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I и организованной его почитателями. Поэтому неудивительно, что А. Паскуаль в «Воспоминаниях» говорил о доромановском периоде в истории Руси, как о периоде тяжелом, порой ужасном, то есть как о фактически напрасно потерянном страной времени, а все достижения России он связывал с Романовыми. «Прогрессом в своем развитии Россия обязана Романовым», – писал он. Например, Алексей Михайлович своими преобразованиями подготовил, по его убеждению, почву для реформ Петра I [4, с. 136–137, 197–198]. Кроме того, автор, особенно в рассказе о железных дорогах, народном образовании, промышленности 60–70-х гг. XIX в., постоянно подчеркивал, что скачок в развитии Россия совершила за последние 15 лет только потому, что Александр II правильно усвоил уроки Петра I.

В описании Москвы испанский ученый не оригинален. По его мнению, «Москва – это город, который представляет Азию в Европе», «русская Мекка», которая сохраняет свою духовную власть над страной с древности и по сию пору. Если «Санкт-Петербург, как и все столицы, – это приют согласия, т. к. множество архитектурных стилей переплелись в нем, но без национального колорита, – писал он, – то

Москва – это русский город». «Путешественник, который прибывает в Москву из Санкт-Петербурга, – отмечал испанский ученый, – думает, что он попал в другую страну… национальный характер пронизывает всю архитектуру и планировку города Москвы». «Великолепна панорама Москвы…, – писал Паскуаль. – Население – 399 321 человек, площадь города, как у Парижа, а дома – низенькие, сельские, провинциальные», но много церквей и монастырей и в центре всего этого Кремль – «могущественный великан», который многократно перестраивали, что, по мнению автора, «отражает трагическую и героическую историю русского народа, всегда в боевой готовности, всегда в движении вперед» [4, с. 83, 122–123, 123–124]. Такое восприятие Москвы, ее противопоставление Петербургу – один из устойчивых мотивов, который свойственен запискам испанских путешественников, побывавших в России в разное время.

Таким образом, российские впечатления А. Паскуаля интересны тем, что он акцентировал внимание читателя на достижениях России, а ее отличие от других стран он трактовал не как отсталость, а как своеобразие развития, связанное с особенностями истории страны. В целом, в его рассказе об империи эпохи Александра II преобладал позитивный взгляд на страну и на произошедшие в ней в результате реформ изменения.

Изданные в Мадриде в 1873 г. «Воспоминания о России» сразу привлекли внимание испанской общественности, оказав заметное влияние на формирование представлений о далекой северной стране в общественном мнении той поры. После их публикации усилился интерес испанцев к изучению прошлого и настоящего России, возросло их стремление к активизации контактов и связей с россиянами. Отчет А. Паскуаля о Международном Статистическом Конгрессе и Политехнической выставке в Москве не остался незамеченным и в России. Вклад испанского ученого в развитие дружественных отношений между Испанией и Россией был высоко оценен в обеих странах, поскольку публикация его «Воспоминаний» стала одним из факторов, способствовавших нормализации испанороссийских отношений, осложнившихся в 1868–1874 гг. в связи с нестабильной внутриполитической ситуацией в Испании в годы «демократического шестилетия».

Список литературы Россия периода «Великих реформ» Александра II в восприятии испанского путешественника

  • Анучин Е.Н. Международный статистический конгресс. 8-я сессия. -Петербург, 1872.
  • Mapa forestal de Espaсa en siglo XIX. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.marm.es/ca/biodiversidad/temas/montes-y-politica-forestal/mapa-forestal/index2010-11-11_20.53.39.7172.aspx
  • Olivo y Otero Manuel. Enciclopedia popular. T. II. -Paris, 1859.
  • Pascual Agustнn. Recuerdos de Rusia. -Madrid, 1873.
  • Prologo//Pascual Agustнn. Recuerdos de Rusia. -Madrid, 1873.
  • Sanz Guitiбn Pablo. Viajeros espaсoles en Rusia. -Madrid, 1995.
Статья научная