Россия! Встань и возвышайся!

Автор: Решетников Леонид Петрович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Обустройство России: вызовы и риски

Статья в выпуске: 7, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье дается ретроспективный анализ прошлого Российского государства, становления российской государственности и цивилизации. Подчеркивается важность восстановления истинной, нефальсифицированной истории для дальнейшего развития России.

Россия, государственность, православие, история

Короткий адрес: https://sciup.org/170166483

IDR: 170166483

Текст научной статьи Россия! Встань и возвышайся!

РЕШЕТНИКОВ Леонид

В этом году исполняется 1150 лет со дня образования государ-ства Российского. Сто пятьдесят лет тому назад эта дата была официально признана в Российской империи, и в 1862 г. по повелению Александра II было торжественно отмечено 1000-летие России.

Поэтому указ президента Д.А. Медведева о проведении в 2012 г. празднества в честь 1150 -летия российской государственности вполне логичен. Его цель — «дальнейшая консолидация россий-ского общества». Понятно, что нынешняя дата является, пре -жде всего, поводом для популяризации отечественной истории. Почему именно сегодня необходимо говорить об историческом просвещении? Думается, ответ очевиден: сегодня подавляющая часть нашего народа не знает истории своего Отечества. Сегодня всем мыслящим и любящим свою родину людям стало очевидно, что русская история нуждается в защите. Ибо народ, не знающий своей истории, впадает в духовное и физическое рабство, а затем исчезает вовсе.

Но прежде чем отстаивать российскую историю, надо ответить на вопрос: а что такое Россия? Вопрос на самом деле чрезвычайно сложный, и ответ на него лежит, в первую очередь, в духовно сакральной области. Беспристрастный анализ русской истории убе-дительно показывает, что главной направляющей силой и сверхза дачей нашего государства со времен крещения была духовная идея. «Святая Русь», «Москва — третий Рим», «православие, самодержа-вие, народность» — все эти понятия были не пропагандистскими формулами дореволюционной России, а смыслом ее существова ния, ее сверхидеей, сверхзадачей.

Россия — это, конечно, не Российская Федерация, не Советский Союз и даже не Российская империя. «Что такое Русь: она есть под -ножие престола Господня», — писал святой Иоанн Кронштадтский1. В этих словах заключается духовная составляющая России как исто -рического явления. Если рассматривать феномен России как госу дарства, то он, на наш взгляд, заключается в следующем: верность Христу и свидетельство о Нем миру через государство, построенное по примеру Небесного Иерусалима.

Конечно, это — идеал. В реальной жизни России случалось вся -кое, в т.ч. и серьезные отступления от идеала. Но он был тем крите-рием, по которому православный народ мог определять, правильно ли он живет. Вплоть до начала ХХ в. барометр русского самосозна ния всегда верно указывал на отклонение от идеала, и народ через покаяние возвращался на свой путь, предназначенный, как он считал, ему свыше. Те, кто отпадал от идеала Святой Руси, отвергался обществом, получая у верую -щих прозвища «вор» и «злодей».

Русскими нас сделала православная вера. По этому поводу митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Чудо сопровождает Россию сквозь века. В конце Х в. вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели — рус -ский народ <„> вопреки обстоятель-ствам, условиям, возможностям, выгоде, расчету. С этого “вопреки” и начинается русская история»1. Именно православ-ная вера очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству. Православная государственность сделалась характер ной чертой дореволюционной России, тем, что отличало ее от других цивилиза ций. Но сегодня, несмотря на требования президента очистить историю России от искажений, отечественная историческая наука в ряде случаев преуменьшает или игнорирует роль православия в истории нашей страны. Как справедливо отмечает доктор исторических наук А.Н. Боханов, все еще «продолжаются попытки иска -зить русскую национальную память и вывести православие за рамки русской истории, хотя это совершенно невоз можно! Ведь без православия и вне пра-вославия отыскать смысл в русской исто -рии невозможно»2.

В то же время в целом ряде сочинений отмечается, что православие как объек-тивная реальность вопреки всему спасало нас и от монголов, и от псов рыцарей, и от Карла Шведского, и от Наполеона. Вера в Бога вдохновляла лучших людей России на служение ей — будь то ратный подвиг, научная деятельность или художествен ное творчество. Поэтому на православие нельзя смотреть как на «главную беду» России, причину ее отсталости. Ненависть к православию часто определялась нена вистью к самой России как самобытной и уникальной стране.

В пропагандистской литературе довольно часто и бездоказательно наше самодержавие предстает как форма вос-точного деспотизма. Однако на самом деле «самодержец» имел самое тяжкое, самое жесткое ограничение своей вла сти - ограничение верой. Она требовала от него полного самоотречения во имя России и ее народа, абсолютной личной ответственности за все, что происходит в стране, полной бескорыстности монар шего служения. Согласно учению церкви, царь отвечал за Россию перед Богом, а народ отвечал за Россию перед царем. В этой связи понятия политической и лич ной свободы, столь важные для Запада, отходили на второй план.

Исходя из сказанного, можно сделать предположение, согласно которому рус ская самодержавная монархия представ ляла собой исключительное явление миро вой истории. Ее нельзя поставить в один ряд ни с республиканским правлением, ни с тоталитаризмом, ни с каким либо иным светским государством. Потому что, согласно решениям VI Вселенского собора, только между православной монархией и православной церковью может быть симфония властей.

Особое неприятие у современных про тивников возрождения России вызывает император Николай II, который заметно отличался от государственных деятелей его эпохи. Между тем, целый ряд иссле-дователей видит в нем сочетание мудрости царя Соломона, кротости праведного Иова Многострадального и готовности к муче ничеству первых христиан. Поскольку православная монархия - это сотрудни чество царя, церкви и народа, следова тельно, когда это сотрудничество исче зает, исчезает и монархия. И Николай II отрекся от престола именно потому, что большая часть народа вследствие духов -ного кризиса не захотела иметь царя.

В данной связи уместно вспомнить слова святителя Николая Сербского. В 1932 г. он писал: «Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили свои головы его чада и милли оны подданных»3. Стремление противни - ков возрождения России забыть об этом, о профессиональных и человеческих каче -ствах государя приводит их к иному выводу — что «Николай II проиграл страну».

Таким образом, сложившийся идеоло -гический дискурс подводит нас к важному политическому вопросу: какой должна быть Россия? Думается, что авторитарная форма правления, опирающаяся на союз с церковью и народом, помогла ей высто-ять. Видимо, самой историей России предназначено быть империей, иначе она погибнет как цивилизация. Однако надо четко определиться, что мы понимаем под словом «империя». Оно несет в себе, прежде всего, духовный смысл. В таком случае империю надо понимать как кон гломерат разных народов, отличных друг от друга по языку и вере, но признаю щих три скрепляющих основы: единого державного правителя, государствообра зующие нацию и веру, а также единство территории.

Все это вместе взятое создало особую рус скую православную цивилизацию. Многие народы, живущие в российской империи, не ощущали себя колониально зависи мыми от метрополии. Они имели возмож ность сохранять свою самобытную культуру и управление. Да и сам термин «русский» означал не национальную, а государствен ную и духовно нравственную принадлеж ность к определенной стране, имеющей свою государственную систему ценностей. Можно ли себе представить «французского алжирца» или «английского индийца»? В России же существовали русские татары. русские поляки, русские армяне, русские немцы и русские евреи.

Можно также предположить, что в 1917 г., когда рухнула Российская импе-рия и русский народ согласился поста вить земное царство выше Небесного, то другие народы России перестали видеть в нем носителя сакральной власти. И хотя Российская империя и Советский Союз имели в определенной степени террито риальную преемственность, но в духовно нравственном отношении они являлись антиподами. Нынешняя Российская Федерация тоже до сих пор является не только правопреемником СССР, но во многом — его духовно - нравственным наследником.

Последствия развала империи в 1917 г. и даже квазиимперии в 1991 г. тяжело сказались на жизни всех народов России, но больше всего — русского. Русский мир оказался раздробленным. На этом фоне недоброжелатели исторической России раздувают как местный, так и русский национализм. Любой местный антирусский национализм, в какие бы одежды он ни рядился, в первую оче редь идет во вред своему собственному народу, потому что крушение России как единого государства неминуемо приве дет к порабощению и гибели всех наро дов, ее населяющих, к возрождению фашизма, а значит выразится в распаде российской государственности. Ведь фашизм (нацизм) является такой же богоборческой идеологией, пришедшей с Запада, как и марксизм. Похоже, что этого до сих пор не понимают сегодняш ние националисты, вопиющие: «Хватит кормить Кавказ» и пр. Такие примитив -ные лозунги находят поддержку у части нашей молодежи, упущенной государ ством в идеологическом плане в трудные 1990-е гг.

В то же время надо понимать, что рус ский народ как самый многочисленный в нашей стране, ставший историче ски ее системообразующим элементом, несет перед Богом ответственность за те народы, которые живут вместе с ним. Любой, кто выступает за образование так называемой «русской республики», за отделение каких либо территорий от России, — есть вольный или невольный враг России. Если исходить из того, что Россия обречена либо погибнуть, либо стать империей, то надо иметь в виду, что как империя она создавалась и может ей стать не для того, чтобы повелевать дру гими народами, а для того, чтобы проти востоять мировой лжи.

В данной связи остановимся еще на одном аспекте. В народном восприятии история состоит из мифов. Это совершенно естественно, т.к. многим людям легче вос-принимать не научные выкладки, изло женные сухим языком цифр и выводов, а мифологизированный вариант тех или иных событий, представленный под соот ветствующим углом зрения. Исторические мифы при всем их идеологическом много образии «сущностно разделяются на две группы. Одна включает мифы созида-тельные, другая — разрушительные»1. В

России определенными силами в течение долгого времени народному сознанию навязывались разрушительные мифы, которые стали основой «исторических» знаний значительной части наших граж-дан. Как писал известный исследователь В.Р. Мединский, «мифы рождаются в народном сознании. Но их порой исполь-зуют и политики. А некоторые мифы спе-циально создаются для ведения политиче -ской пропаганды»1.

Разрушение в 1917 г. традиционной российской государственности, сверже ние легитимной власти царя вынуждало революционеров создавать исторические мифы, оправдывающие их насильствен -ный приход к власти, революционный, а не эволюционный подход к решению возникающих социально политических проблем. Но и сегодня в нашем обществе и политической элите еще есть те, кто не желает расставаться с советским прошлым. Не с героическими подвигами нашего народа в советское время, а с советским идеологическим восприятием отечествен ной истории.

Безо всякого преувеличения можно утверждать, что русская история относится к числу наиболее оболганных. Задача вос -создания подлинной, многоцветной и многомерной картины нашего историче ского быта сродни работе реставратора. Надлежит слой за слоем снимать то, что «прилипло» к ней и испортило ее истин ный облик, чтобы открыть во всей красе настоящее лицо России.

Позволю себе закончить рассуждения бессмертным словами А.С. Пушкина: «Россия! Встань и возвышайся!»

Статья научная