Российская идентичность как элемент системы конституционных ценностей
Автор: Виноградова Елена Валерьевна, Гоголев Алексей Михайлович
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Политика и экономика Евразии
Статья в выпуске: 4 (59), 2022 года.
Бесплатный доступ
Трансформации современного мира обуславливают поиск новых подходов к осознанию исторического места России в международном сообществе. В статье предпринята попытка анализа основ российского конституционализма в реалиях правовой государственности, основы которой обусловлены исторически значимыми для судеб российского народа идеями, взглядами, идеалами и ценностями. В качестве цели настоящего исследования хотелось бы обозначить актуализацию работ, институционализирующих российскую идентичность, появление которой в конституционном тексте Российской Федерации произошло в 2020 г. благодаря принятию Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 №1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Конституционное развитие, культурная идентичность, традиционные ценности, становление и укрепление государственного единства, место русского народа в современном мире
Короткий адрес: https://sciup.org/140296664
IDR: 140296664 | DOI: 10.52068/2304-9839_2022_59_4_85
Текст научной статьи Российская идентичность как элемент системы конституционных ценностей
Начать эту статью хотелось бы с цитаты русского ученого В.О. Ключевского, который отмечал: «Вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобного которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времени падения Римской империи» [5, с. 42]. Для современной России, находящейся в активном поиске элементов собственной идентичности, особенно важно сохранить те принятые народом и сохраняемые им на протяжении многих веков ценности, которые запечатлены в искусстве, культуре, религиозных и философских традициях [2, с. 145].
Серьезные конституционные преобразования отражают, по мнению Н.С. Бондаря, зарождение новой политической философии, новой конституционной идеологии. Это предполагает необходимость поиска принципиально новых подходов к пониманию и обоснованию философско-мировоззренческих основ и ценностей современного конституционализма в условиях глобалистского мира [1, с. 46].
Обусловленность дальнейшего развития России укреплением ее суверенитета и идентичности, закреплением их в конституционном тексте определяет их как конституционные ценности. Очевидно, что именно они формируют ориентиры для общества, отражаясь в тексте основных законов страны. С момента закрепления в Российской Конституции положения о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2), ценность обрела не только социально-философское, но и конституционно-правовое содержание. Современное конституционное право нередко оперирует такими категориями, как цели, ценности, приоритеты, имеющими в изначальном смысле не правовое, а скорее философское, социологическое содержание. Поэтому весьма важным видится определение их правового содержания.
Роль Конституции РФ в процессе закрепления ценностей заключается в том, что в ней как в основном законе государства перечисляются предельно обобщенные, выступающие в качестве целей развития общества и государства приоритеты. Таким образом, будучи нормативным правовым актом высшего порядка, Конституция является выражением ценностно-нормативной системы общества. Поэтому весьма важно сформировать восприятие их в качестве ценностей общественным сознанием. Ценностное отношение к закрепленным в конституционном тексте идеям и принципам приобретает регулятивное значение в силу того, что они создают систему нравственно- 86
правовых регуляторов, определяющих аксиологические границы поведения органов публичной власти, институтов гражданского общества, граждан данной страны. Поэтому можно утверждать, что аксиологическая составляющая норм, формирующих конституционные ценности, определяет воздействие Основного закона на поведение человека, которое связано с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентаций.
Следует отметить, что система приоритетных для российского государства ценностей сформировалась не только благодаря буквальному прочтению конституционного текста. Ряд формально не зафиксированных в Конституции ценностей нашли свое место в системе российских конституционно-значимых ценностей в контекстной интерпретации Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, получили свое обоснование в таком качестве справедливость и определенность публичных правоотношений, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства и др., обозначаемые КС РФ как принципы (от лат. Principium – начало). Конституционный Суд за тридцать лет своего существования создал систему принципов, формирующих конституционные ценности. Определяя принцип как концептуальную идею, обобщающую основание некоторой системы, общеправовым принципом можно считать базовое положение, на котором построена научная модель нормативного регулирования общественных отношений. Закрепленные и вытекающие из смысла Конституции, трактуемые в этом качестве Конституционным Судом, они формируют основу правовой системы и определяют направление развития правовой действительности. Конституционные принципы, как отмечает Г.А. Гаджиев, «…в большей степени, чем конкретные конституционные нормы, подвержены трансформации в процессе истолкования, что и обеспечивает динамизм в развитии конституционного права» [3, с. 37].
Полагаем, что в ближайшее время Конституционным Судом Российской Федерации будет зафиксирована правовая позиция, в соответствии с которой российская конституционно-правовая идентичность станет одним из элементов системы конституционно-значимых ценностей, принципом, обладающим должной степенью универсальности, имеющим приоритет в отношении иных правовых актов, распространяющим свое влияние на все субъекты права.
Поэтому, на наш взгляд, весьма своевременными будут теоретические исследования российской идентичности как системы, состоящей из разных элементов – исторического, культурного, правового и т. п. Очень важно в этих исследованиях учитывать, что Россия многонациональна, ее история связала судьбу русского народа с судьбой многих других. Аксиома, что становой хребет России сформирован русскими, предопределен их наибольшей численностью, глубокой исторической связью с землей России, уникальностью богатства культурного потенциала языка и мысли – почвы для существования реальной, а не мистической и не заемной совести русского человека.
Переоценка корневых ценностей, формирующих идентичность россиян, предопределяет поиск ориентиров, способных возродить в новых условиях лучшие качества русского типа личности. Возрождение русского характера, русской души и русского духа – это единственная жизнеспособная основа для возрождения народа в целом, его экономической, гражданственной, политической, правовой, культурной, религиозной, идеологической идентичности.
Что значит быть русским и что отличает русский тип личности от личностей других народов России и мира на фоне общих черт и свойств? Достанет ли русскому человеку силы, чувств, воли, мысли, действия для противостояния агрессивно, подчас весьма жестко навязываемой чуждой идеологии?
Вопросы, пробудится ли в русском человеке совесть истинно свободной личности, то есть совесть, побуждающая к миру и согласию как внутри своего народа, так и в отношении других народов, всегда возникали в работах великих русских мыслителей. Вернадский, Рерих, Бердяев, Соловьёв и многие другие искали и предлагали свой ответ на вопрос, обретет ли русский человек смысл жизни, достойный и достаточный для восстановления глубокой исторической перспективы России в мировом развитии человечества. В реалиях сегодняшнего дня мы полагаем возможным объединить эти разрозненные элементы в общую систему, определяемую как российская конституционно-правовая идентичность. В предыдущих исследованиях [4, с. 47–52] было предложено использовать различные подходы к пониманию ее сущности. Социологический, который сводится к перечислению добродетелей и пороков русского народа с последующим уравновешиванием поступков и проступков. Философско-культурологический, суть которого – в проникновении во внутренний (душевный и духовный) нравственный мир отдельной личности. Классическая русская литература вся пронизана поиском нравственной основы характера русского человека. Это неранжированный перечень добродетелей и пороков, достоинств и недостатков, приобретений и потерь. Русская нравственная жизнь – это постоянная борьба внутри личности часто противоположных желаний, чувств, мыслей, поступков. Этот подход, практически философский, опасен потенцией подмены реальной личности личностью надуманной, реального характера – характером вымышленного персонажа. Здесь есть возможность соскальзывания с этики, постоянно обнаруживающей себя поступком, в психологию и эстетизм, которые часто могут ограничиться изображением сферы переживания, лишенного поступка.
Полагаем, что еще один подход предопределен реализацией суверенной национальной правовой идеи. Основание такого подхода детерминировано переплетением правосознания с исторически значимыми для судеб народа идеями и взглядами, идеалами и ценностями, представлениями, чувствами и эмоциями. Право документально отражает внутреннюю нравственную позицию всех чаяний душевной и духовной жизни русского народа.
Именно русская нравственная идеи отражена в конституционном тексте в формуле: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации» [7]. Что кроется внутри этого текста? Российское государство как мощнейший способ организации общества, используя правовые методы для воздействия на общественную жизнь, последовательно и неуклонно реализует идею сложившегося государственного единства всех народов в федеративном устройстве государства. В развитии положений преамбулы Конституции России сегодня видим связь русско- го народа, реализующего через публичную власть право в модели, в которой, как писал немецкий юрист Г. Кельзен, «…и власть, и право реально исходит от народа» [6, с. 14].
Исторически сформировавшаяся специфическая единая система национальных ценностей, уникальность философского, религиозного, правового и культурного наследия – вот основа российской конституционной идентичности, закрепленная на самом высоком уровне, нуждающаяся в исследовании ее элементов.
Список литературы Российская идентичность как элемент системы конституционных ценностей
- Бондарь Н.С. Философия российского конституционализма: в контексте теории и практики конституционного правосудия // Философия права в начале ХХI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М.: Летний сад, 2010. С. 46.
- Виноградова Е.В. Грани современного российского конституционализма. М.: Ритм, 2021.
- Гаджиев Г.А. Принципы права и право из принципов. Конституционные суды и законодательные органы - друзья и соперники на арене конституционной политики // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 2 (63). С. 37.
- Гоголев А.М. Отражение культурной идентичности в российских суверенных конституционных ценностях // Мир политики и социологии. 2019. № 11. С. 47-52.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций / послеслов., коммент. А.Ф. Смирнова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. С. 42.
- Hans KelsenPure Theory of Law. 2 ed. 1960. С. 542.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).