Российская промышленность в условиях санкционных ограничений: проблемы и новые возможности
Автор: Субботина Т.Н., Абубакаров М.У.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 1-2 (107), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализировано влияние санкционного давления в условиях геополитического кризиса на российскую промышленность. На основе открытых за 2022-2023 гг. данных авторами определена степень влияния на отрасли промышленности, выявлены негативные и положительные последствия санкционного давления. По результатам исследования обобщена информация об используемых стратегиях приспособления российских промышленных предприятий к санкционному давлению и сделан вывод о том, что санкции привели не только к возникновению комплекса проблем, повлиявших на производственные процессы предприятий, но и создали новые возможности для развития отдельных отраслей промышленности.
Санкционное давление, отрасли российской промышленности, обрабатывающая промышленность
Короткий адрес: https://sciup.org/170202895
IDR: 170202895 | DOI: 10.24412/2411-0450-2024-2-1-143-146
Текст научной статьи Российская промышленность в условиях санкционных ограничений: проблемы и новые возможности
В условиях геополитического кризиса и санкционной политики российская промышленность столкнулась с серьёзными вызовами. Санкции напрямую оказали влияние на производственные процессы многих предприятий: запрет на авиасообщение между ЕС и Россией, отказ бронирования морских контейнерных линий [1], отсутствие доступа российских и белорусских автоперевозчиков в ЕС, привели к необходимости поиска альтернативных путей поставки комплектующих в Россию и нового подхода в вопросах распределительной логистики [2], а также смене ключевых поставщиков необходимых составляющих для производства многих товаров, развитию импортозамещения, переходу на производственное оборудование российских производителей.
Введение санкций в 2022 г. против Российской Федерации спровоцировало уход некоторых зарубежных компаний с российского рынка, а также возникновение неопределённости, что привело к приостановке программ развития и инвестиций. Причины ухода иностранных компаний были не только политические в связи с российско-украинским конфликтом, но и трудности поставки товаров и комплектующих из-за закрытых границ (с конца февраля 2022 г. страны Евросоюза, Албания, Норвегия, Великобритания, Канада и другие государства закрыли воздушное пространство для российских самолетов).
Введённые санкции в 2022 г. по масштабу были намного сильнее санкций 2014 г., хотя и имели секторальную ориентацию, но из-за большого набора санкционных ограничений повлияли на широкий спектр отраслей экономики. В целом западные санкции были направлены на финансовую, энергетическую и транспортную отрасли, поставки товаров, технологий и оборудования. Крупные российские банки были отключены от системы межбанковских платежей SWIFT, деятельность платежных систем MasterCard и Visa была приостановлена на территории РФ. Были заморожены активы Центробанка РФ, размещённые за рубежом, из-за чего Россия технически лишилась возможности расплачиваться с нерезидентами.
К концу 2022 г. рост ВВП, составлявший 3,5% за январь-февраль, сменился рецессией в -2,1%. Однако это было намного меньше прогнозируемого снижения Минэкономразвия России, Банка России, МВФ в 8-10%, что позволило предотвратить обвал российской экономики.
Влияние санкционного давления на конкретную отрасль российской промышленности зависело от импортозависимости предприятий данной отрасли, наличия иностранных производителей на территории РФ, опыта адаптации к санкционным мерам 2014 г. Так, высокий уровень им-портозависимости был характерен для производства машин и оборудования, производства электроники и компьютеров, лекарственных средств. В 2022 г. наиболее высокая зависимость компаний была от импорта машин и оборудования (отсутствие реальных аналогов в России отметили руководители 40% предприятий), деталей, компонентов и агрегатов (34%), зависимость от импорта сырья и материалов (31%) [3]. Наибольшее падение наблюдалось в производстве автотранспортных средств (-44,7% при его росте в 2021 г. на 14,7%) и в обработке древесины (-12,5%).
По данным исследования ВШЭ, 65% предприятий обрабатывающей промышленности столкнулись с негативными последствиями санкций, основными из которых стали рост цен на сырьё, материалы и комплектующие (41%); трудности с импортом товаров и услуг (31%); логистические проблемы (22%); проблемы с обслуживанием оборудования (19%). Производственные предприятия столкнулись с увеличением сроков поставки (lead time): заказы вместо 2-3 месяцев поступали с большой задержкой, доходящей до 8-9 месяцев [4], что является критичным для предприятий, реализующих логистическую систему just-in-time.

Рис. 1. Основные негативные последствия санкционного давления 2022 г. на российскую промышленность [3]
Негативные последствия в большей степени проявились в автомобилестроении, металлургии, производстве электротехники, химической промышленности, производстве резиновых и пластмассовых изделий (70-80% предприятий). Санкции повлияли и на фармацевтическую промышленность, в которой большая часть субстанций импортируется и характерна высокая сосредоточенность иностранных компаний, которые ушли из России или прекратили инвестиции. В цветной металлургии сохраняется дефицит отдельных вид руд (хром, марганцевые руды, бокситы, олово, титан, свинец, вольфрам и др.), освоение которых малорентабельно и запасы внутреннего рынка покрываются импортом.
Около 28% предприятиям промышленности удалось использовать сложившуюся ситуацию для развития (рис. 2): крупный бизнес смог увеличить свою долю на традиционных рынках (9%), освоить ниши для производства новых продуктов (7%), выйти на новые рынки (6%). Положительное последствие санкционного влияния для малого и среднего бизнеса заключалось в привлечении квалифицированных кадров (4%).

0% 1% 2% 3% 4% 5% 6% 7% 8% 9% 10%
Рис. 2. Основные положительные последствия санкционного давления 2022 г. на российскую промышленность [3]
Среди обрабатывающих производств наиболее значительно заметны показатели роста в 2022 гг. фармацевтической промышленности - рост на 8,6%. В фармацевтической отрасли предприятиями, нарастившими объёмы продаж, выручку и чистую прибыль, стали «Р-Фарм», Биокад, Генериум, Валента Фарм, Фармацевтический синтез, Фармстандарт-Уфавита, Ак-рихинский химико-фармацевтический завод, Алтайские витамины, Эвалар.
По данным Росстата на конец декабря 2023 г., в третьем квартале экономика выросла на 5,5%. Обрабатывающая промышленность за 11 месяцев 2023 г. показала рост на 7,5%, где в лидерах машиностроение (23,3%), металлургия (9,5%) и химическая отрасль (6,2%). Максимальный рост производства за одиннадцать месяцев 2023 г. по сравнению с январем-ноябрем 2022 г. (более 10%) показали отрасли, связанные с выпуском компьютеров и периферии, оптических и электронных изделий (+34,7%), производством прочих транспортных средств (+29,5%), готовых металлических изделий (+27,4%), с изготовле- нием мебели (+25,9%), электрического оборудования (+22,6%), с производством кожи и выпуском кожевенных изделий (+13,2%), выпуском автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+12,7%).
Главными драйверами роста являются гособоронзаказ и бюджетные вливания в импортозамещение. Предприятия быстро переориентировались на внутренний рынок, а логистические проблемы стимулировали импортозамещение, модернизацию производственно-технологической базы и максимальную загрузку мощностей, которая во II квартале 2023 г. составила 80,9%, обновив исторический максимум. По данным Банка России в 2023 г. 2/3 из 514 компаний инвестировали в поддержание и обновление производственных мощностей (в основном, это производители готовых металлических изделий, компьютеров и электроники, электрооборудования, мебели). Успешный опыт адаптации промышленных предприятий показал, что в основном были использованы три адаптационные стратегии (рис. 3).

Рис. 3. Стратегии приспособления российских промышленных предприятий к санкционному давлению
Проводимая активная инвестиционная политика государства направлена на масштабную и долгосрочную поддержку ИТ-отрасли, транспортной инфраструктуры, инновационных технологий, региональных производственных кластеров. В марте 2023 г. Правительством РФ определены 13 приоритетных направлений проектов тех- нологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ для создания или модернизации инфраструктуры, позволяющей переориентировать транспортно-логистические потоки. Так, например, в сфере авиапрома будут реализовываться проекты по созданию гражданских и грузовых самолётов, БПЛА, космических аппаратов и спутников. В сфере медицинской промышленности – создание кардиостимуляторов, протезов, хирургических инструментов, аппаратов ИВЛ и дру- гой техники. В сфере сельхозмашиностроения – выпуск отечественных комбайнов, тракторов и комплектующих к ним.
Несмотря на то, что российская промышленность успешно преодолевает введённые санкции, ещё возможно усиление санкционного давления за счёт вторичных санкций для дружественных и нейтраль- ных стран.
Таким образом, ситуация в экономике РФ, сложившая под влиянием сильного санкционного давления создала новые реалии для функционирования отечественных предприятий, породив не только комплекс проблем, связанных с нарушением логистических цепей поставок, уходом многих иностранных компаний, эмбарго на поставку товаров и оборудования, но и выявила новые возможности для развития.