Российско-иранские отношения в рамках урегулирования сирийского кризиса
Автор: Хоссейнзадех Вахид
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 7, 2017 года.
Бесплатный доступ
Сирийский кризис является одной из наиболее актуальных проблем в области мировой политики. В настоящем исследовании проанализированы российско-иранские отношения в сфере урегулирования сирийского кризиса. В статье определяется значение Сирии для России и Ирана; рассматриваются региональные и внерегиональные факторы, влияющие на рассматриваемый кризис. Автор приходит к выводу, что российско-иранские отношения в рамках сирийского кризиса могут стать основой создания нового порядка на Ближнем Востоке. Эти изменения, с одной стороны, позволят остановить рост угрозы терроризма, а с другой - обеспечат баланс сил на Ближнем Востоке.
Россия, иран, сирийский кризис, терроризм, ближний восток, баланс сил
Короткий адрес: https://sciup.org/170168850
IDR: 170168850
Текст научной статьи Российско-иранские отношения в рамках урегулирования сирийского кризиса
С ирия находится в центре Ближнего Востока и на протяжении многих веков играет важную роль в истории этого региона. В 2011 г. мирные антиправительственные протесты, характерные для Арабской весны, в Сирии переросли в открытое военное противостояние демонстрантов с режимом Башара Асада с участием радикальных групп, целью которых не являлось достижение демократии. «Весна превратилась в осень, и Сирия, которая была местом пересечения интересов региональных и трансрегиональных сил, превратилась во фронт данных конфликтов, и быстро разгорелся огонь “войны чужими руками” [proxy war], в которой каждый из внутренних игроков Сирии представляет интересы внешних сил» [Christopher 2016: 54].
Можно выделить три уровня активного участия различных сил в сирийском кризисе: 1) внерегиональный уровень: данная группа включает в себя мировые державы – США, страны Евросоюза, Россию и Китай; 2) региональный уровень, который включает Саудовскую Аравию, Катар, Турцию, Иорданию, Израиль, Иран, Ирак, а также некоторые группировки, такие как Хезболла; 3) внутренний уровень, включающий находящиеся в состоянии конфликта правительство, правительственную армию, вооруженные формирования сирийских курдов и такфиритские группировки, в которых действуют экстремисты из Центральной Азии, Кавказского региона, арабских и европейских стран1.
Иран и Россия и ранее сотрудничали в сфере урегулирования гражданских конфликтов в Таджикистане и в некоторой степени в Афганистане, но сотрудничество в Сирии имеет особое значение для обеих сторон.
Сирийский кризис впервые создал условия, при которых Россия и Иран оказались в составе единого блока. Эти отношения настолько сблизили обе страны друг с другом, что Иран впервые после революции 1979 г. разрешил иностранному государству – Российской Федерации – воспользоваться его территорией для проведения военных операций в третьей стране1. Данный факт уникален для Ирана, т.к. он всегда выступал против присутствия на своей территории любых иностранных сил.
Российско-иранское сотрудничество осуществляется в двух направлениях. Первое направление заключается в военном и оперативном сотрудничестве, а второе – в политическом и дипломатическом взаимодействии. В военной области была реализована цепочка совместных действий РФ, Ирана и правительства Сирии для вытеснения террористов и ограничения их возможностей, а также стабилизации власти в освобожденных регионах. В политической и дипломатической сферах также были реализованы расширенные попытки установить режим прекращения огня и вести переговоры о будущем Сирии, которые не встретили значительной поддержки всех действующих сторон конфликта из-за существующих между ними глубоких разногласий2.
Сирия имеет большое значение как для Ирана, так и для России. Потребность в совместном использовании потенциала друг друга объединяет две страны. С точки зрения Ирана, существуют несколько главных причин сотрудничества с Россией.
-
1. Исторический опыт Ирана показывает, что достижение целей в политической сфере облегчается действиями в рамках коалиций. Чем коалиции больше, сложнее и глубже, тем больше возможностей обеспечить достижение политических целей. В качестве примера можно отметить укрепление Хезболлы и тесное сотрудничество с правительством Ирака. В рамках урегулирования сирийского кризиса наличие коалиции также облегчает достижение целей Ирана [Моради 2016: 130].
-
2. Сотрудничество с РФ как с супердержавой, владеющей правом вето в ООН, является рациональной практикой и имеет важное значение для Ирана, особенно в рамках сирийского кризиса3.
-
3. Москва осуществляет независимую от Запада политику в решении сирийского вопроса, которая поддерживается Тегераном [Эсмаили 2016: 321].
-
4. С другой стороны, региональное влияние Ирана в Ираке и Сирии, всесторонняя поддержка Ираном правительства Башара Асада, противодействие терроризму и радикализму в Сирии и борьба Ирана с распространением влияния США на Ближнем Востоке являются факторами, которые побуждают Россию к развитию сотрудничества с Ираном4.
Важным моментом в российско-иранском сотрудничестве по сирийскому вопросу является наличие некоторых расхождений в подходах двух стран, хотя при этом существуют общие важные задачи, такие как борьба с радикализмом и терроризмом и противостояние воздействию Запада на Ближний Восток. По словам профессора Дипломатической академии МИД России С.С. Жильцова, «взаимодействие Москвы и Тегерана подкреплялось решением общих задач как на Каспии, так и на Ближнем Востоке» [Жильцов 2016: 232].
Следует отметить, что поддержка «оси сопротивления» является одной из главных целей Ирана. Иран в соответствии с целями своей внешней политики инициировал создание союза, получившего название «оси сопротивления», в котором стратегическими союзниками Ирана являются ХАМАС, Хезболла, Ирак и Сирия. Эта политика направлена на сдерживание силы Израиля, а Израиль считается одним из близких партнеров России [Барзегар 2013: 101]. Данные разногласия могут подвергнуть испытанию установившееся между Ираном и Россией сотрудничество [Stepanova 2016: 8]. Вместе с тем следует отметить, что обе страны, понимая общие угрозы и несмотря на разногласия, достигли хорошего уровня взаимопонимания. Это, в частности, выражается в том, что бывший министр иностранных дел и нынешний советник верховного лидера Ирана доктор Велаяти считает российско-иранские отношения в рамках урегулирования сирийского кризиса стратегическими и долговременными1.
В области двустороннего российско-иранского сотрудничества в рамках урегулирования сирийского кризиса можно отметить несколько предложений по повышению эффективности такого сотрудничества и сокращения разногласий.
-
1. Россия и Иран достигли хороших результатов в достижении высокого уровня сотрудничества в оперативной и военной областях. Обеим странам больше всего необходим диалог и взаимопонимание в политической сфере, в т.ч. в контексте разработки и принятия общих сценариев действий в случае полной победы или поражения.
-
2. Запад, особенно США, является важным актором в рамках сирийского кризиса. При этом Запад прилагает все возможные усилия к тому, чтобы не допустить возникновения идеальной ситуации для России и Ирана. И России, и Ирану в этой связи необходимо максимально использовать все имеющие возможности, проявляя при взаимодействии с западными странами рациональный подход, который подразумевает реальную оценку ситуации.
-
3. Победы, достигнутые в ходе военных операций, дают двум странам большие возможности на дипломатическом уровне. Необходимо координировать усилия двух стран в военной сфере для конвертации военных успехов в политические достижения.
-
4. С учетом критической ситуации, в которой в настоящее время находится сирийский народ2, представляется, что Россия и Иран должны уделять больше внимания вопросам оказания Сирии гуманитарной помощи. Гуманитарная поддержка населения Сирии со стороны России и Ирана может способствовать уменьшению негативного воздействия антироссийской и антииранской пропаганды в мировых СМИ, повышению влияния российской и иранской «мягкой силы» в Сирии и улучшению имиджа России и Ирана в мировом общественном мнении.
Несмотря на оптимистические настроения российских политиков, воодушевленных победой Трампа на выборах, Вашингтон по-прежнему держится отстраненно: новый президент продолжает политику своего предшественника Обамы, поддерживая с Россией холодные отношения. А тот факт, что первой зарубежной поездкой Дональда Трампа в качестве президента США стал визит в Саудовскую Аравию, завершившийся заключением контракта на продажу оружия на сумму 110 млрд долл., отражает реальные приоритеты Трампа, для которого экономические выгоды могут быть важнее, нежели другие вопросы, в т.ч. касающиеся коллективной безопасности.
Таким образом российско-иранские отношения в рамках урегулирования сирийского кризиса обеспечат обеим странам особое место на Ближнем Востоке и, помимо укрепления их влияния, укрепят потенциал двустороннего сотрудничества. Автору данной статьи представляется, что сотрудничество между двумя странами в рамках сирийского кризиса может стать основой создания нового порядка на Ближнем Востоке, который, с одной стороны, позволит остановить рост угрозы терроризма, а с другой – обеспечит баланс сил на Ближнем Востоке и, в конце концов, устойчивую безопасность в регионе.
Список литературы Российско-иранские отношения в рамках урегулирования сирийского кризиса
- Жильцов С.С. 2016. Политика России в Каспийском регионе. М.: Аспект Пресс. 240 с
- Christopher Ph. 2016. The Battle for Syria: International Rivalry in the New Middle East. New Haven: Yale University Press. 288 p
- Stepanova E. 2016. Russia in the Middle East: Back to a "Grand Strategy" or Enforcing Multilateralism. -Politique Étrangère. No. 2. P. 1-14
- Барзегар К. 2013. Изменения в арабских странах. Иран и Ближний Восток. Тегеран: Центр научных исследований ближневосточных стратегических исследований. 177 с. (на перс. яз.)
- Моради А. 2016. Сирийский кризис и национальная безопасность ИРИ. -Стратегические исследования политики. № 28. С. 125-152. (на перс. яз.)
- Эсмаили А. 2016. Стратегия России в сирийском кризисе (2011-2014). -Изучение Центральной Евразии. № 2. С. 311-326 с. (на перc. яз.)