Рождение гармонии из духа tekhne

Автор: Афонасина Анна Сергеевна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.6, 2012 года.

Бесплатный доступ

Микенский язык на формирование многозначного слова «гармония» оказал огромное влияние. Даже ранние греческие философы, для которых «гармония» была организующей природой, неким объединяющим, скрепляющим принципом, возможно не до конца осознанно выбирали для его описания подходящий технический контекст. Как показал П. Илевски, древнегреческий глагол harmodzo восходит к микенскому слову (h)armo (означающему «колесо» в виде обода со спицами). Гераклит объясняет гармонию при помощи лука и лиры, давая тем самым понять, что это не просто видимое соединение, но скрытая внутренняя природа чего бы то ни было. И именно лук и лира взяты им потому, что они отражают ту же внутреннюю связь, что делает легче и прочнее колесо. Эмпедокл связывает гармонию с Афродитой - одной из творящих сил. Ему было важно показать многогранный характер гармонии при помощи различных ремесел. В философских взглядах Эмпедокла мы ясно можем наблюдать процесс развития представлений о гармонии от технического значения к абстрактному.

Еще

Философская терминология, эмпедокл, гераклит, античное искусство и технология

Короткий адрес: https://sciup.org/147103330

IDR: 147103330

Список литературы Рождение гармонии из духа tekhne

  • Ilievski, P. Hr. (1993) «The Origin and Semantic Development of the Term Harmony», David Sansone, ed. Studies in Honor of Miroslav Marcovich. Illinois Classical Studies, Vol. XVIII.
  • Hussey, E. (1995) The Presocratics. London.
  • Kahn, Ch. H. (1979) The Art and Thought of Heraclitus: A New Arrangement and Translation of the Fragments with Literary and Philosophical Commentary. Cambridge.
  • Kranz, W. (1912) «Die ältesten Farbenlehren der Griechen», Hermes 1912, 126-140.
  • Koch, J. Nadja. (2000) Techne und Erfindung in der klassischen Malerei. Eine terminologische Untersuchung. München.
  • Landels, J. G. (2002) Music in Ancient Greece and Rome. London/New York.
  • Marcovich, M. (20012) Heraclitus: Greek Text with a Short Commentary. Sankt Augustin: Academia Verlag.
  • Wright, M. R. (1981) Empedocles: The Extant Fragments. New Haven/London.
Статья научная