Рукописи диссертационных сочинений восточносибирского православного духовенства XIX — начала XX века в архиве Казанской духовной академии

Бесплатный доступ

В статье представлены выявленные в архиве Казанской духовной академии (НАРТ. Ф. 10) рукописи кандидатских и магистерских диссертаций ее выпускников, чье церковное служение, а также церковно-педагогическая, научная и миссионерская деятельность были связаны с Восточной Сибирью. Подробно описаны выпускные сочинения выдающихся миссионеров, начальников восточносибирских духовных миссий, епископов св. Мелетия (Якимова), Гурия (Буртасовского) и сщмч. Ефрема (Кузнецова), а также известного ученого-востоковеда протоиерея И. А. Подгорбунского. Данные работы никогда не были напечатаны полностью, их содержание раскрывается впервые. Сами диссертации, а также отзывы на них рецензентов значимы для воссоздания биографий их авторов. Кроме того, их изучение и публикация, как по преимуществу оригинальных научных работ, могут иметь ценность для истории богословской и церковно-исторической науки. Представленные в статье материалы и результаты исследования публикуются впервые.

Еще

Казанская духовная академия, кандидатские и магистерские диссертации, Восточная Сибирь, святитель Мелетий (Якимов), священномученик Ефрем (Кузнецов), епископ Гурий (Буртасовский), протоиерей Иннокентий Под- горбунский, архиепископ Вениамин (Благонравов), епископ Григорий (Полетаев), протоиерей Феодор Стуков

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140262018

IDR: 140262018   |   DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10030

Список литературы Рукописи диссертационных сочинений восточносибирского православного духовенства XIX — начала XX века в архиве Казанской духовной академии

  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1097. История христианского просвещения инородцев в Забайкалье. Сочинение студента 44 курса Кузнецова [сщмч. Ефрем (Кузнецов Епифаний Андреевич) (1875–1918), епископ Селенгинский]. 398 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1129. О религиозно-нравственном состоянии бурят-шаманистов. Сочинение студента 9 курса Стукова [Стуков Яков Иванович, преподаватель Иркутской духовной семинарии, с 1865 — магистр]. 183 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1227. Об изданиях Корана. Сочинение студента 28 курса Хрусталева [Хрусталев Дмитрий Михайлович (1862 — после 1914), преподаватель Иркутской духовной семинарии].
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1242. Нравственное учение буддизма по монгольской книге «Улигер ун далай». Сочинение студента 29 курса Подгорбунского [Подгорбунский Иннокентий Александрович (1862–1913), протоиерей]. 417 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 13. Первые Тобольские иерархи как устроители сибирской церкви и распространители св. Христовой веры. [Попов Иннокентий Иннокентьевич (1870–1936), преподаватель Иркутской духовной семинарии].120 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 270. О переводной церковно-католической литературе древней России. Сочинение студента 9 курса Мелетия [св. Мелетий (Якимов Михаил Кузьмич) (1835–1900), епископ Рязанский и Зарайский]. 29 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 421. О вспомогательных органах при святом Синоде для заведования духовными школами от Александра I до 1867 г. Сочинение студента 37 курса И. Дроздова [Дроздов Иоанн (Иван) Никандрович (1864–1937), протоиерей].
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 445. Русское масонство XVIII века в отношении к церкви. Сочинение студента 25 курса Парышева [Парышев Стефан Евгеньевич (ум. 1948), преподаватель Якутской духовной семинарии]. 93 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 537. Современный вопрос о благотворительности и его решение по духу христианского учения. Сочинение ст. 14 курса Буртасовского [Гурий (Буртасовский Сергей Васильевич) (1845–1907), епископ Симбирский и Сызранский]. 53 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 556. Догматические заблуждения и ереси, обличаемые в Святом Писании Нового Завета. Сочинение студента 5 курса Полетаева [Григорий (Лев Петрович Полетаев) (ок. 1831–1914), епископ Омский и Семипалатинский]. 79 л.
  • НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 727. Русский раскол старообрядчества. Магистерская диссертация Афанасия Щапова. 342 л.
  • Балсунаев Ц. О. Язык памятника «Улигер-ун далай»: Дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2001. // Человек и наука. URL: http://cheloveknauka.com/yazyk-pamyatnika-uligerun-dalay (дата обращения: 10.06.2020).
  • Буддизм в историческом, теоретическом и популярно-народном отношениях. Три чтения о буддизме Эрнеста Эйтеля / Пер. с англ. И. А. Подгорбунский // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1896. № 18, 19, 21, 22; 1897. № 3, 5, 6, 7, 20–24.
  • Вениамин (Благонравов), архиеп. О мнимо-духовном христианстве в древние времена церкви // Православный собеседник. 1856. Ч. I. С. 27–71; 1857. Ч. I. С. 6–53; 1867. Ч. III. С. 1–47.
  • Вениамин (Благонравов), архиеп. Черты из жизни блаж. Феофилакта // Православный собеседник. 1855. Ч. I. С. 3–36.
  • Выпускники Казанской духовной академии 1846–1920 // Сайт А. А. Бовкало. URL: https://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html (дата обращения: 10.06.2020).
  • Гурий (Буртасовский), еп. Архипастырское вразумление хлыстовских лжеучителей // Самарские епархиальные ведомости. 1899. № 2. С. 1–4.
  • Гурий (Буртасовский), еп. Воззвание. Возлюбленнейшие о Господе братья и сестры. Благовещенск, 1890.
  • Гурий (Буртасовский), еп. Высокое достоинство, спасительность и значение церковного православия для истинно-человеческой жизни, в противоположность сектантству // Самарские епархиальные ведомости. 1894. № 4–5.
  • Гурий (Буртасовский), еп. Друже мой, о Господе! Благовещенск, 1892.
  • Гурий (Буртасовский), еп. Православный ответ сектанту, мнящемуся быти мудрым о Христе. Благовещенск, 1891.
  • Гурий (Буртасовский), еп. Руководственные указания миссионерам // Православный благовестник. 1899. № 17.
  • Гурий (Буртасовский), еп. Слово, сказанное его преосвященством, преосвященнейшим Гурием, епископом Камчатским, при прощании с паствой, в Благовещенском кафедральном соборе, за литургией, 3-го мая 1892 года // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1892. № 33.
  • Ефрем (Кузнецов), сщмч. Крестный ход на Иргень // Забайкальские епархиальные ведомости. 1916. № 10.
  • Ефрем (Кузнецов), сщмч. Новые знамения милости Божией от Иргенской иконы св. Великомученицы Параскевы-Пятницы // Забайкальские епархиальные ведомости. 1915. № 20.
  • Ефрем (Кузнецов), сщмч. Пир веры на св. Иргени // Забайкальские епархиальные ведомости. Отд. неофиц. 1913. № 14/15, 16.
  • Журавский А. В., Липаков Е. В. Казанская духовная академия // Православная энциклопедия. Т. XXIX. М., 2012. С. 117–134.
  • Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 годы). Вып. 1–3. Казань, 1891–1892.
  • Кузнецов Е., свящ. Деятельность Забайкальской Духовной Миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899 гг.) // Православный собеседник. 1901. № 21–24.
  • Мелетий (Якимов), еп. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии, и Китае в XVII и XVIII столетиях. Рязань, 1901. 219 с.
  • Мелетий (Якимов), свт. Археологическое открытие о Святителе Иннокентии, Угоднике и Чудотворце Иркутском // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1871. № 21.
  • Мелетий (Якимов), свт. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653–1726) и сведения о Даурской миссии. Казань, 1875.
  • Мелетий (Якимов), свт. Исторические записки о Якутской епархии, собранные по случаю 25-летия ее самостоятельности // Якутские епархиальные ведомости. Ч. неоф. 1895. № 11–13; 1896. № 8–9, № 13–14; 1897. № 1–3.
  • Мелетий (Якимов), свт. Очерки из истории распространения Евангельской проповеди и борьбы с ламаизмом на границе Китайской Монголии. М., 1895.
  • Мелетий (Якимов), свт. Церковный собор в Тобольске при митрополите Филофее (1702 г.). Казань, 1875.
  • Мельникова С. В. Богословское, публицистическое и мемуарное наследие протоиерея Ф. А. Стукова: казанский и якутский периоды // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2020. № 7. С. 119–136.
  • Подгорбунский И., прот. Буряты (Исторический очерк) // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1902. №№ 13–17.
  • Подгорбунский И., прот. Буряты (Физический тип и духовная личность бурят) // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1903. № 6, 7.
  • Подгорбунский И., прот. Драгоценные четки бодисатв // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1891. № 8.
  • Подгорбунский И., прот. Из мифологии монголов и бурят шаманистов. Тенгрии // Сибирский сборник. Приложение к «Восточному обозрению» за 1894 год. Вып. V и VI. Иркутск, 1894. С. 1–34.
  • Подгорбунский И., прот. Каталог буддийской коллекции Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Иркутск, 1908.
  • Подгорбунский И., прот. Русско-монголо-бурятский словарь. Иркутск, 1908.
  • Подгорбунский И., прот. Этнографический состав населения Сибири // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1903. № 1.
  • Стуков Ф. А. Католицизм и протестантизм как культурные начала. По поводу книги протестантского пастора Karl’a Hochstetter’a Einfluss des Protestantismus und Katholicismus auf Staaten und Völker. Gütersloh. Казань, 1893.
  • Стуков Ф. А. Лютеранский догмат об оправдании верою (историко-критический очерк) // Православный собеседник. 1890. Март. С. 363–396; Июль. С. 208–236; Авг. С. 322–337; Сент. С. 57–70; Окт. С. 198–211; 1891. Май/июнь. С. 97–124.
  • Стуков Ф. А. Происхождение в церкви христианской мнений, противоречащих православно-христианскому учению о вечности мучений, их сущность и влияние на раскрытие этого учения. Казань, 1893.
Еще
Статья научная