"Русь, куда ж несешься ты?": от "птицы-тройки" до железной дороги (Гоголь, Достоевский и другие)
Автор: Сытина Юлия Николаевна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 4 т.16, 2018 года.
Бесплатный доступ
Реформы Петра I привели Россию к стремительному развитию как в материальной, так в интеллектуальной и эстетической областях. В XIX в. с особой остротой встал вопрос о выборе страной дальнейшего пути, к 1840-м гг. он получил историософское осмысление в спорах западников и славянофилов, отразившихся как в критике, так и в художественных произведениях. Путь России в метафорическом плане прочно связался с мотивом движения, в «Мертвых душах» Гоголя он получил символическое выражение в образе несущейся Руси-тройки, субстанциальность которой подчеркнул К. С. Аксаков, дав восторженную оценку финалу поэмы. В споре с критиком-славянофилом «западник» Белинский предложил альтернативный символ России, отсылающий не к прежней «святой Руси», а к обновленной «прогрессом» - символ железной дороги. Художественной репликой в адрес гоголевской тройки стал «Тарантас» В. А. Соллогуба, где пророческий пафос финала «Мертвых душ» высмеивается исходя из прагматического здравого смысла, с точки зрения которого сама проблематика споров о пути России умозрительна и несостоятельна. В дальнейшем в полемику включился Достоевский, вновь актуализировав образы живой тройки и механической железной дороги. В его реализме «в высшем смысле» они разрастаются в символы уже не просто разных путей развития России, но двух начал бытия: органического и - при всем безудержье, стремящегося к святости, - и мертвого, инфернального. В главном же Достоевский сходится с Гоголем: основополагающим у него также оказывается пасхальный архетип, свойственный всей русской культуре.
Н. в. гоголь, ф. м. достоевский, в. а. соллогуб, в. г. белинский, образ тройки, символика пути и движения, историософия, западники и славянофилы
Короткий адрес: https://sciup.org/147226177
IDR: 147226177 | DOI: 10.15393/j9.art.2018.5601
Список литературы "Русь, куда ж несешься ты?": от "птицы-тройки" до железной дороги (Гоголь, Достоевский и другие)
- Аксаков К. С. Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души». - М.: Тип. Н. Степанова, 1842. - 19 с.
- Анненков П. В. Литературные воспоминания. - Л.: Academia, 1928. - 661 с.
- Белинский В. Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т. 6. - С. 410-433.
- Белинский В. Г. // Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - Т. 10. - С. 212-220.
- Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». - СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2007. - 640 с.
- Виноградов И. А. Космополит или патриот? Концепция патриотизма в спорах с Гоголем и о Гоголе // Проблемы исторической поэтики. - 2017. - Т. 15. - № 3. - С. 35-69 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1506330606.pdf (15.08.2018).
- DOI: 10.15393/j9.art.2017.4461
- Виноградов И. А. Н. В. Гоголь как славянофил: Славянская тема в наследии писателя // Проблемы исторической поэтики. - 2014. - Вып. 12. - С. 199-219 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1429614824.pdf (15.08.2018).
- DOI: 10.15393/j9.art.2014.741
- Вранчан Е. В. Функции средств передвижения в художественном мире Н. В. Гоголя: дис. … канд. филол. наук. - Новосибирск, 2011. - 219 с.
- Есаулов И. А. Богатырская доблесть казаков и удаль ляхов: типы героики в художественном мире Гоголя // Творчество Н. В. Гоголя и европейская культура: Пятнадцатые Гоголевские чтения. - М.; Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2016. - С. 275-282.
- Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. - М.: Кругъ, 2004. - 560 с.
- Есаулов И. А. Русская классика: новое понимание. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2017. - 550 с.
- Есаулов И. А. Тернарная структура «Мертвых душ» (проблема преодоления апостасии) // Микола Гоголь i свiтова культура: Матерiали мiжнародноï науковоï конференцiï, присвяченоï 185-рiччю з дня народження письменника). - Киïв-Нiжин, 1994. - С. 86-87.
- Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. - Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. - С. 37-49.
- Захаров В. Н. Сколько будет дважды два, или неочевидность очевидного в поэтике Достоевского // Вопросы философии. - 2011. - № 4. - С. 109-114.
- Захаров В. Н. Поэтика хронотопа в «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. - 2013. - Вып. 11. - С. 180-201 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1431516399.pdf (15.08.2018).
- DOI: 10.15393/j9.art.2013.379
- Кошелев В. А. «Время колокольчиков»: литературная история символа // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ, 2000. - Вып. 3. - С. 142-162.
- Крюков В. М. След птицы тройки. Другой сюжет «Братьев Карамазовых». - М.: Памятники исторической жизни, 2008. - 536 с.
- Маркович В. М. Парадокс как принцип построения характера в русском романе XIX века. К постановке вопроса // Парадоксы русской литературы: сб. ст. - СПб.: Инапресс, 2001. - С. 158-173.
- Мароши В. В. Тройка как символ исторического пути России в русской литературе ХХ века // Филология и культура. Philology and culture. - 2015. - № 2 (40). - С. 204-209.
- Мережковский Д. С. Гоголь и черт. - М.: Скорпион, 1906. - 219 с.
- Моррис М. Где же ты, брате? Повествования на границе и восстановление связности в «Братьях Карамазовых» // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. - М.: Наука, 2007. - С. 605-630.
- Русская классическая литература в мировом культурно-историческом контексте / коллектив авторов под ред. И. А. Есаулова, Ю. Н. Сытиной, Б. Н. Тарасова. - М.: Индрик, 2017. - 488 с.
- Сытина Ю. Н. Россия и Европа в полемике авторов «Московского наблюдателя» // Проблемы исторической поэтики. - 2016. - Т. 14. - С. 172-184 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1482920548.pdf (15.08.2018).
- DOI: 10.15393/j9.art.2016.3602
- Тарасов Б. Н. Куда движется история? (Метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции). - СПб.: Алетейя, 2001. - 348 с. (а)
- Тарасов Ф. Б. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине: между «тройкой» и «колесницей» // Проблемы исторической поэтики. - 2001. - Вып. 6. - С. 399-419 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2638 (15.08.2018). (б)
- DOI: 10.15393/j9.art.2001.2638
- Zakharov V. N. What is Two Times Two? Or When the obvious is anything but obvious in Dostoevsky's Poetics // Russian Studies in Philosophy. - 2011. - Vol. 50 (3). - Pp. 24-33.