Русская анималистика XX века как культурологическое явление времени в фокусе естественнонаучных аспектов изучения природы

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены особенности русского анималистического искусства XX века в ракурсе вопросов изучения природы. Анималистика рассматривается как специфическое культурное явление времени. Можно констатировать сложение особой природной «картины мира», в которой анималистический образ выступал значимым явлением, формировал представление о живой природе, о степени ее изученности. В связи с естественнонаучными аспектами изучения природы XX век ознаменовался расцветом зоологической иллюстрации, которая отразила общий интерес к познанию, прежде всего родной природы и животного мира, и наравне с другими видами изобразительного искусства сыграла важную роль в развитии жанра анималистики. Рассмотрена концепция скульптурного образа, играющего роль научной иллюстрации для биологических музеев, определены особенности его изображения и значение для научных и художественных кругов. Уникальность данных произведений определяется тремя знаковыми моментами. Во первых, они были единственными такого рода работами, не имели подобных аналогов в Европе. Во вторых, были ориентированы на музейную экспозицию биологического профиля, что определило специфику тем и образов, их функции, место в экспозиции, предполагающих комплексный показ всех произведений. В третьих, впервые на примере скульптурных работ (не только графических) самобытным образом преломились черты научной иллюстрации. Целью статьи явилось выявление культурных аспектов развития русской анималистики, в структуре которой изучение и оценка природы занимали видное место. Историко типологический метод классификации позволяет выявить характер образа во времени в параллели с научными знаниями о природе.

Еще

Мир природы, натюрморт, битая дичь

Короткий адрес: https://sciup.org/144162736

IDR: 144162736   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-2112-59-67

Список литературы Русская анималистика XX века как культурологическое явление времени в фокусе естественнонаучных аспектов изучения природы

  • Анимализм в свете Дарвина и Гете. Доклад на собрании художников в клубе МОСХа 19 февраля 1946 г. [Электронный ресурс]. // ГДМ. Архив А. Ф. Котса. № 10141. Т. 5. Л. 370. URL: https://www.darwinmuseum. ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2284/of-10141-0582.pdf?sequence=2&isAllowed=y
  • Ватагин В. А. Воспоминания. Записки анималиста. Москва: Советский художник. 1980. 213 с.
  • Ватагин В. А. и его работы в Дарвиновском музее [Электронный ресурс]. // ГДМ. Архив Котса А. Ф. Т. III. Л.11. URL: https://www.darwinmuseum.ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2284/of-10141-0582.pdf?sequence=2&isAllowed=y
  • Горлов Д. В. К выставке В. А. Ватагина. Статья. 1965 [Электронный ресурс]. // РГАЛИ. Ф.3022. Оп.1. Ед. Хр. 177. Л. 12, 13. URL: https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx? Id=3438835
  • Дурновцев В. И. «Environmental history» как «экологическая история (историографические заметки) // Историографические и методологические проблемы экологической истории. 2017. С. 10-19.
  • Жизнь родной природы в отражении творчества большого мастера. Живописные работы заслуженного деятеля искусств художника Алексея Никаноровича Комарова для Государственного Дарвиновского музея [Электронный ресурс]. //Архив ГД М. Ф.10141/67. Т. 3, Л. 5 URL: https://www.darwinmuseum. ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2399/of-10141-0191.pdf?sequence=2&isAllowed=y
  • К истории экспонатуры Дарвиновского музея [Электронный ресурс]. // ГДМ. Архив А. Ф. Котса Т. 3., Л. 12. URL: https://www.darwinmuseum.ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2399/of-10141-0191. pdf?sequence=2&isAllowed=y
  • Капра Ф., Маттеи У. Экология права. На пути к правовой системе в гармонии с природой и обществом. Москва: Издательство Института Гайдара; Санкт-Петербург: Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2021. 328 с.
  • Кашин В. В. Философия наук о живой природе: учебное пособие для аспирантов. ОГУ Оренбург: ИПК ГОУ 2006. 108 с.
  • Киселева М. Знания о человеке в философии Возрождения и Нового времени: методология додисци-плинарности / Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Отв. ред. С. Киселева, Москва: ИФРАН, 2008. 249 с.
  • Комаров А. Рассказы старого лешего. Москва: Армада.1998. 492 с.
  • Константин Константинович Флеров как сотрудник-создатель Государственного Дарвиновского музея [Электронный ресурс]. //Архив ГД М. Ф.10141/67. Т. 3. Л.7. URL: https://www.darwinmuseum. ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2399/of-10141-0191.pdf?sequence=2&isAllowed=y
  • Котс. А. Ф. О работах молодого поколения художников-натуралистов Государственного Дарвиновского музея [Электронный ресурс]. // Архив ГДМ. Ф.10141/67. Л.7. URL: https://www.darwinmuseum. ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2399/of-10141-0191.pdf?sequence=2&isAllowed=y
  • Любарский Г. История Зоологического музея МГУ Идеи, люди, структуры. Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2009. 744 с.
  • Формозов А. А. Александр Николаевич Формозов (1899-1973). Москва: Наука. 1980. 153 с.
  • Цинцадзе Н. Государство, общество и природа в России конца XIX - первой трети XX века. Танго втроём. Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. 570 с.
  • Cristina Brito, Ana Cristina Roque, Cecilia Veracini. Peoples, Nature and Environments: Learning to Live Together. Cambridge Scholars Publishing, 2019. 324 p.
  • Hansson I. Ecological Principles of Nature Conservation: Application in Temperate and Boreal Environments Conservation Ecology Series. Springer Science & Business Media, 2012. 436 p.
  • Richard J. Ladle, Robert J. Whittaker. Conservation Biogeography. John Wiley & Sons, 2011. 320 p.
  • Robert C. Brears. Nature-Based Solutions to 21st Century Challenges. Routledge, New York. 2020. 352 p.
Еще
Статья научная