Русская философия истории (Д. Мережковский и Н. Бердяев) в контексте философии кризиса Белы Хамваша

Автор: Александр Александрович Сауткин, Габор Ковач

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 12, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается восприятие идей русской религиозной философии истории венгерским мыслителем Белой Хамвашем. Охарактеризованы общие положения так называемой «кризеологии» – трансдисциплинарной области исследований, которую Хамваш рассматривает как одну из наиболее актуальных в свете нарастающего мирового кризиса. Показано, что среди источников, использовавшихся Хам-вашем для построения целостной философской концепции кризиса, были и работы русских религиозных философов. Наиболее часто Хамваш обращался к идеям Д.С. Мережковского и Н.А. Бердяева, принадлежавших к числу наиболее известных и значительных интеллектуалов русской эмиграции. Выявлены основные темы, интересовавшие Хамваша в трудах Мережковского и Бердяева: у обоих Хамваш отмечает тяготение к масштабной метафизической интерпретации мировой истории и особую религиозную установку их историософской герменевтики. В творчестве Мережковского Хамваш подчеркивает стремление углубить историческую перспективу и включить наследие древнейших культур в контекст современных дискуссий о новом религиозном сознании. Бердяев же интересует венгерского философа, в первую очередь, как автор концепции «нового Средневековья», а кроме того – как выразитель особого «ориентального историзма».

Еще

Современность, кризис, кризеология, философия истории, взаимовлияние культур, русская философия, новое Средневековье, религиозная мысль

Короткий адрес: https://sciup.org/149138813

IDR: 149138813   |   DOI: 10.24158/fik.2021.12.8

Список литературы Русская философия истории (Д. Мережковский и Н. Бердяев) в контексте философии кризиса Белы Хамваша

  • Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. 320 с.
  • Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 254–535.
  • Мережковский Д.С. Атлантида – Европа: Тайна Запада. М., 1992. 411 с.
  • Сауткин А.А. Бела Хамваш и рецепция традиционалистских идей Р. Генона И Ю. Эволы в Венгрии // Общество: философия, история, культура. 2020. № 12 (80). https://doi.org/10.24158/fik.2020.12.6.
  • Хамваш Б. Николај Берђајев // Хамваш Б. Речи и дамари I. Прикази (1934–1936) / избор и превод Сава Бабић. Бео-град, 2002b. С. 271–275.
  • Хамваш Б. Нови Средњи век (Филозофија историје Николаја Берђајева) // Хамваш Б. Речи и дамари I. Прикази (1934–1936) / избор и превод Сава Бабић. Београд, 2002a. С. 213–220.
  • Хамваш Б. Скица за једну апокалиптичну филозофију историје // Хамваш Б. Историја и апокалипса / превод Сава Бабић. Београд, 2010. С. 68–69.
  • Хамваш Б. Филозофија историје Руске емиграције // Хамваш Б. Речи и дамари II. Прикази (1934–1936) / избор и превод Сава Бабић. Београд, 2002c. 298 с.
  • Hamvas B. (szerk.) A világválság [Bibliográfa és előszó]. Budapest, 1938.
  • Hamvas B. Nyikoláj Bergyajev: Marxizmus és vallás [Könyvrecenzió] // Társadalomtudomány. 1935. Október–December. 323–324.
  • Mikhalenko N.V. Images and symbols of ancient civilizations in the works of Dmitry Merezhkovsky and Alexander Chayanov in the context of the literary and philosophical process of the late nineteenth – early twentieth centuries // Studies in East European Thought. 2020. № 72. P. 351–362. https://doi.org/10.1007/s11212-020-09372-4.
Еще
Статья научная