Русская консерватория в Париже: имена, судьбы...

Бесплатный доступ

В статье рассматривается история создания и различные стороны деятельности Русской консерватории имени С. В. Рахманинова, существующей в Париже почти 100 лет. Приводятся имена преподавателей и деятелей русской музыкальной культуры, оказывавших поддержку этому учебному заведению. Сообщается о структуре и направлениях деятельности консерватории в настоящее время. В статье также упоминается Консерватория имени Александра Скрябина в Париже, созданная в 1997 году, на базе которой проводится ежегодный пианистический конкурс молодых исполнителей. Оба учебных заведения, принявшие имена крупнейших русских композиторов начала ХХ века, способствуют распространению русской культуры во Франции и в других странах мира.

Еще

Русская консерватория имени с. в. рахманинова в париже, русская музыкальная эмиграция, п. п. шереметев, русская консерватория имени а. н. скрябина

Короткий адрес: https://sciup.org/14114414

IDR: 14114414

Текст научной статьи Русская консерватория в Париже: имена, судьбы...

Уже почти 100 лет в центре Парижа существует Русская консерватория имени С. В. Рахманинова. Это учебное заведение возникло в 1923 году на основе музыкальной школы при Русском народном университете в Париже, директором которой был Ю. Н. Померанцев. «По мере того, как русская эмиграция в Париже разрасталась, а отток крупных музыкантов из советской России увеличивался, в столице Франции собралось столько серьёзных творческих сил, что вопрос о создании консерватории встал как бы сам собой» [6, с. 243].

По словам графа Петра Шереметева, ныне возглавляющего Русскую консерваторию, она была создана Шаляпиным, Глазуновым, Черепниным и Гречаниновым [12]. Первым директором Русской консерватории стал Н. Н. Черепнин, в последующие годы эту должность занимали С. М. Волконский, П. И. Ковалев, А. К. Требин-ский, В. И. Поль... В соответствии с дореволюционным уставом избирался и почётный Пред- седатель консерватории — им стал С. В. Рахманинов, а сама консерватория получила его имя.

Русские музыканты — инициаторы создания консерватории — имели опыт работы в Петербургской и Московской консерваториях, а также в Русском музыкальном обществе. В сезоне 1931/32 года в Париже появилось и Русское музыкальное общество Зарубежья1 под названием Société Russe de France, к которому перешло управление консерваторией. Консерватория имени Рахманинова вскоре стала не только учебным заведением, но и одним из авторитетных центров русской музыкальной культуры в Европе. Русские музыканты, оказавшиеся за пределами родины, стремились сберечь богатые исторические традиции национальной культуры, тем более что в Советской России многие из них, напротив, искоренялись.

Русская консерватория, как подтверждает современный французский музыковед, член правления Российского музыкального общества за границей Андрей Лишке, «долгое время собирала плеяду очень сильных, очень высокого уровня, хотя и не обязательно самых знаменитых музыкантов» [9]. Среди преподавателей «первого поколения» в воспоминаниях Р. Гуля [3] значатся имена Ф. А. Гартмана, В. И. Поля, А. К. Требинского, Л. Л. Сабанеева. Более обширный список дан в работе В. В. Костикова «Не будем проклинать изгнанье»1.

Вместе с новыми преподавателями вводились новые дисциплины — так, кн. С. М. Волконский, известный в России театральный деятель, прибывший в Париж 1926 году, открыл класс мимики [2], позже в консерватории появилась и балетная студия, которую вёл танцовщик и хореограф дягилевской труппы С. Лифарь [8]. Иногда к числу преподавателей Русской консерватории добавляются имена крупнейших русских музыкантов — Н. Метнера, А. Глазунова [4]. В некоторых интернет-источниках среди преподавателей консерватории значится и имя Ф. И. Шаляпина, что вызывает большие сомнения, так как великий певец никогда не стремился к преподаванию, тем более что в воспоминаниях современников таких сведений нет. Скорее всего, его связь с Русской консерваторией выражалась в поддержке этого начинания, возможно, и финансовой, что было очень характерно для Шаляпина.

По-видимому, возникла некоторая путаница между списком преподавателей и списком почётных членов РМОЗ (Русское музыкальное общество Зарубежья), куда к началу 30-х годов из русских музыкантов, оказавшихся в эмиграции, входили С. Рахманинов, А. Глазунов, Н. Метнер, Ф. Шаляпин, А. Гречанинов, С. Кусевицкий, А. Зи-лоти (данный список приведён в солидном издании «Русская музыка и ХХ век» и вызывает полное доверие) [5, c. 815].

Интересная информация о деятельности консерватории приведена в статье Е. Е. Седовой: «В зале консерватории помимо занятий и концертов регулярно устраивались балы. Это также материально поддерживало консерваторию. Их организатором была кн. В. Нарышкина. Долгие годы Русской консерватории оказывали систематическую финансовую поддержку С. А. Ку-севицкий и С. В. Рахманинов, а также известный пианист Н. А. Орлов и другие русские музыканты, получившие признание в зарубежном музыкальном мире» [11, c. 145].

Русская консерватория, ставшая одним из восьми2 высших учебных заведений, организованных в Париже русской диаспорой [1], имела нелёгкую судьбу: «Вначале у нее не было даже своего помещения: занятия проводились в депо роялей фирмы Герц на улице Де Петит Экюри. Затем удалось снять дом на набережной Токио, 26 [ныне Нью-Йоркская набережная], где Русская консерватория находится и по сей день. Обстановка в консерватории была неспокойной. Из-за частого безденежья среди преподавателей возникали разногласия и распри, которые кончились тем, что возникло еще две консерватории — Национальная консерватория во главе с Ф. С. Акименко и Е. О. Гунстом и Народная консерватория под руководством певицы Л. И. Абрамовой, где при поступлении даже не требовалось документов о музыкальном образовании. Со временем, к сожалению, и Русская консерватория постепенно вынуждена была снижать требования к поступающим и превратилась в учебное заведение для всех желающих» [11, c. 145—146].

В первые десятилетия своего существования парижская Русская консерватория обеспечивала высокий уровень профессиональной подготовки, но впоследствии сказались трудности существования на платной основе. Не прибавляет оптимизма и высказывание о консерватории А. Лишке: «Постепенно, конечно, силы иссякли. И хотя состав отчасти пополнился в 70—80-х годах эмигрантами из СССР, но уже прежнего уровня консерватория достичь не могла. <...> Кроме того, впоследствии появилось соперничество со Скрябинской консерваторией. Так что сейчас можно сказать, что Русская кон- серватория имени Рахманинова является большим эмигрантским центром, в смысле того, что в ней продолжают устраиваться встречи, вечера, доклады, причем больше становится эмигрантским, чем музыкальным учреждением» [9].

Попробуем прокомментировать представленную ситуацию, обратившись прежде всего к позиции ныне действующего ректора Русской консерватории.

С 1998 года Русскую консерваторию, а также Русское музыкальное общество Франции возглавляет, как отмечалось ранее, Пётр Петрович Шереметев — представитель одного из известнейших дворянских родов России. Он родился в Марокко в 1931 году, окончил во Франции Высшую архитектурную школу. Как архитектор, работал в Париже и в некоторых других странах мира.

На вопрос корреспондента: « Была ли Русская консерватория чем-то вроде клуба? » граф Шереметев ответил: « Нет, это всегда было учебным заведением, где учили музыке, танцам. И ещё вдобавок там был ресторан. Он существует до сих пор ». Продолжив разговор о структуре консерватории, Шереметев разъяснил, что « у нас два направления: одно любительское, другое профессиональное. Особенно для рояля. У нас пятнадцать профессоров рояля. К двоим из них направляют самых одарённых учеников » [12].

Проведём также выдержку из интервью П. Шереметева, которое он дал вскоре после проведения Третьего фестиваля оперного искусства имени Ф. Шаляпина в Крыму в 2003 году, где присутствовал в качестве почетного гостя: « Это частное заведение, которое не получает никаких дотаций, и мне самому приходится как-то выкручиваться, доставать необходимые средства. Но, слава Богу, это пока удается. Я занимаюсь консерваторией не из-за денег, а в продолжение тех традиций, которые свойственны нашей семье испокон веков. Все Шереметевы принимали участие в развитии музыки, искусства, нравственности. <...> В нашем роду всегда было особое умение находить таланты. Я, слава Богу, получил по наследству это желание быть продолжателем славного дела развития культуры и образования » [14] .

Пётр Петрович Шереметев не теряет надежды на дальнейшее развитие Русской консерватории, налаживает связи с Московской консерваторией, профессора которой проводят в Париже концерты и мастер-классы. Шереметев создал новое музыкальное агентство «Арт-темпо», его первый проект получил название

«Русский пианизм XXI века» — концерты проводились в Большом зале Московской консерватории и в парижском концертном зале «Гаво» с участием молодых лауреатов конкурса имени П. И. Чайковского. « Вот такое толковое дело мы начали, и, я думаю, оно будет развиваться », — резюмирует граф Шереметев [13].

В Русской консерватории, кроме обучения игре на различных инструментах и вокала, ведутся занятия по теории и истории музыки, а также есть театральные курсы (по системе Станиславского). Срок обучения — 6 лет, каждый год сдаются экзамены. В консерваторию могут поступать люди различных национальностей (при консерватории существуют курсы русского языка, преподавание ведётся на русском и французском), так что деятельность Русской консерватории способствовала и способствует распространению русской культуры не только во Франции, но в других странах мира.

Теперь о Консерватории имени Александра Скрябина в Париже. Новое учебное заведение появилось в Париже в 1997 году под эгидой Центра русской науки и культуры (РЦНК)1. На сайте консерватории указано, что её основали несколько российских преподавателей, которые в своей работе опираются на опыт «великих мастеров русской школы, таких как Г. Нейгауз, А. Гольденвейзер, С. Фейнберг, В. Горностаева, Л. Коган и многих других» [10]. В консерватории ведётся обучение по классам фортепиано, скрипки, гитары (и электрогитары), балалайки, вокала, преподаются сольфеджио и хор.

Консерватория заявила о себе проведением ежегодного Международного пианистического конкурса имени А. Скрябина (с 2000 г.), в котором принимают участие молодые музыканты. Президент-основатель конкурса — один из профессоров консерватории Игорь Лазько. Парижский конкурс имени Скрябина принимает юных участников (с 5 до 18 лет), хотя есть и номинация для более взрослых музыкантов (до 30 лет). По-видимому, этот конкурс стал европейским продолжением Международного конкурса пианистов имени Александра Николаевича Скрябина, который проводится в России с 1994 года.

На официальном сайте, в прессе новая консерватория тоже обозначена как Русская консерватория имени А. Скрябина в Париже. Конечно, в данной ситуации исторический и культурный приоритет консерватории Рахманинова налицо. Но «выживать» в современных условиях ей труднее: она так и осталась частным учебным заведением, а Скрябинская консерватория получила поддержку РЦНК.

Волею судьбы имена Рахманинова и Скрябина вновь оказались рядом. Так, ещё в 10-е годы ХХ века музыкальная Москва отчётливо и непримиримо противопоставляла имена двух крупнейших своих представителей. К чести музыкантов, при значительном расхождении в мировоззрении, в художественных интересах и взглядах на искусство между ними не было ни тени вражды. Многое их сближало: обучение в классе Н. С. Зверева, затем в Московской консерватории, выдающиеся пианистические способности и склонность к композиции. Впоследствии их жизненные пути значительно разошлись [7].

Жизнь Скрябина оборвалась в 1915 году. И если в России его считали «мессией» и от его несбывшейся Мистерии ждали чуда, то Европа почти не знала Скрябина. Рахманинов, покинув Россию в 1917 году, много концертировал, его известность росла. Авторитет Рахманинова в кругах русской эмиграции и западной интеллигенции в целом был очень высок. Но сочинял он в те годы мало. В то же время поклонники Скрябина (Л. Сабанеев, Б. Шлёцер), оказавшись в Париже, неустанно пропагандировали его поразительные открытия в искусстве. Скрябин и Стравинский были обозначены как «два полюса русской музыки», о Рахманинове-композиторе на страницах музыкальных газет и журналов речь вовсе не шла1.

Но стрелка маятника вновь качнулась — в благополучной и прагматичной Европе грандиозные космические замыслы Скрябина так и не прижились. Тогда как исполнительское искусство Рахманинова мало-помалу открывало дорогу его произведениям. Время музыки Скрябина в Париже придёт позже.

Неудивительно, что Русская консерватория в 1923 году приняла имя Рахманинова. Через 70 лет вслед за ней в Париже появилась и консерватория имени Скрябина. Два наиболее ярких представителя Серебряного века, фактически завершившие дореволюционную историю рус- ского музыкального искусства и вошедшие в новый XX век, снова оказались вместе. В Париже.

  • 1.    Антропов О. Париж как культурный центр Зарубежья (1920—30-е гг.) // Новый исторический вестн. 2001. № 1(3). URL: http://www.nivestnik.ru /2001_1/20.shtml (дата обращения: 12.09.2016).

  • 2.    Волконский С. Быт и Бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. Берлин : Медный всадник, 1924. URL: http://www.krotov.info/history/19/ 1890_10_2/1860_volkonsky.htm (дата обращения: 12.09.2016).

  • 3.    Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. Т. 2, ч. 2 [Русская музыка]. URL: http://www.dk1868.ru/ history/gul2_2.htm (дата обращения: 12.09.2016).

  • 4.    Копий Е. Париж. Русская консерватория им. С. В. Рахманинова. URL: http://www.musnotes.com/ travels/paris. (Е. Копий — музыковед, редактор электронного журнала «Музыка в заметках».)

  • 5.    Корабельникова Л. Судьбы русского музыкального Зарубежья // Русская музыка и ХХ век / ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997. 872 с.

  • 6.    Костиков В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской эмиграции). М. : Международные отношения, 1990.

  • 7.    Кривошеева И. С. Рахманинов и А. Скрябин: тождество противоположностей // Образ жизни и образ мыслей : материалы науч. чтений (7.09.2005). Ульяновск : Симбирская книга, 2005. С. 61—67.

  • 8.    Сергей Михайлович Лифарь. URL: http://www.bfrz.ru /?mod=static&page_name=lifarsm (вход через сайт: Научно-исследовательский центр — Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына. URL: ) (дата обращения: 12.09.2016).

  • 9.    Лишке А. «Музыкальный мир русской эмиграции во Франции» — доклад на XLII Чтениях гуманитарного семинара. Seminariuv hortus humanitatis. URL:      http://seminariumhumanitatis.info/19%20

  • 10.    Русская консерватория им. А. Скрябина. URL: http://www.conservatoire-russe.com (вход через сайт: Русский культурный и научный центр в Париже. URL: http://www.russiefrance.org . На фр. яз.) (дата обращения: 12.09.2016).

  • 11.    Седова Е. Русская музыкальная культура как фактор национального воспитания в Российском Зарубежье // Мир образования — образование в мире : науч.-методический журн. 2008. № 2(30).

  • 12.    Граф Пётр Шереметев . Русской эмиграции давным-давно нет : Интервью для газеты «Известия» // Известия. 2003. 11 июля.

  • 13.    Граф Шереметев . Я родственник Петра I. URL: http://www.ug.ru/old/00.02/t54.htm (дата обращения: 12.09.2016).

  • 14.    Шереметев П. Святая к музыке любовь : Интервью газете «Час». URL: http://rulit.org/board/m2 (вход через сайт Международной Федерации русскоязычных писателей. URL: http://rulit.org ) (дата обращения: 12.09.2016).

Список литературы Русская консерватория в Париже: имена, судьбы...

  • Антропов О. Париж как культурный центр Зарубежья (1920-30-е гг.)//Новый исторический вестн. 2001. № 1(3). URL: http://www.nivestnik.ru/2001_1/20.shtml (дата обращения: 12.09.2016).
  • Волконский С. Быт и Бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. Берлин: Медный всадник, 1924. URL: http://www.krotov.info/history/19/1890_10_2/1860_volkonsky.htm (дата обращения: 12.09.2016).
  • Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. Т. 2, ч. 2 . URL: http://www.dk1868.ru/history/gul2_2.htm (дата обращения: 12.09.2016).
  • Копий Е. Париж. Русская консерватория им. С. В. Рахманинова. URL: http://www.musnotes.com/travels/paris. (Е. Копий -музыковед, редактор электронного журнала «Музыка в заметках».)
  • Корабельникова Л. Судьбы русского музыкального Зарубежья//Русская музыка и ХХ век/ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997. 872 с.
  • Костиков В. Не будем проклинать изгнанье.. (Пути и судьбы русской эмиграции). М.: Международные отношения, 1990.
  • Кривошеева И. С. Рахманинов и А. Скрябин: тождество противоположностей//Образ жизни и образ мыслей: материалы науч. чтений (7.09.2005). Ульяновск: Симбирская книга, 2005. С. 61-67.
  • Сергей Михайлович Лифарь. URL: http://www.bfrz.ru /?mod=static&page_name=lifarsm (вход через сайт: Научно-исследовательский центр - Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына. URL: http://bfrz.ru/?mod=static&id=130) (дата обращения: 12.09.2016).
  • Лишке А. «Музыкальный мир русской эмиграции во Франции» -доклад на XLII Чтениях гуманитарного семинара. Seminariuv hortus humanitatis. URL: http://seminariumhumanitatis.info/19%20 almanax/muzikalnij.htm (дата обращения: 12.09.2016).
  • Русская консерватория им. А. Скрябина. URL: http://www.conservatoire-russe.com (вход через сайт: Русский культурный и научный центр в Париже. URL: http://www.russiefrance.org. На фр. яз.) (дата обращения: 12.09.2016).
  • Седова Е. Русская музыкальная культура как фактор национального воспитания в Российском Зарубежье//Мир образования -образование в мире: науч.-методический журн. 2008. № 2(30).
  • Граф Пётр Шереметев. Русской эмиграции давным-давно нет: Интервью для газеты «Известия»//Известия. 2003. 11 июля.
  • Граф Шереметев. Я родственник Петра I. URL: http://www.ug.ru/old/00.02/t54.htm (дата обращения: 12.09.2016).
  • Шереметев П. Святая к музыке любовь: Интервью газете «Час». URL: http://rulit.org/board/m2 (вход через сайт Международной Федерации русскоязычных писателей. URL: http://rulit.org) (дата обращения: 12.09.2016).
Еще
Статья научная