Русская народная пляска как язык внутриэтнического общения

Автор: Гальцева О.В.

Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3 (63), 2023 года.

Бесплатный доступ

Введение. Статья нацелена на определение характера участия народной пляски в процессе формирования этнической и национальной идентичности русского народа. Для этого пляс-ка рассматривается как средство социальной коммуникации и анализируется на примере наиболее распространенных вариантов ее применения в практике повседневного и праздничного общения русского сельского населения Нижегородской области второй половины ХХ в. Особое внимание в статье уделяется военному времени, когда пляска становится маркером этничности победителей. Материалы и методы. В процессе работы над статьей был использован сравнительно-исторический метод, что позволило представить динамику исторического развития традиционной пляски с конца XIX до второй половины ХХ в. Также применялся структурно-функциональный метод, который дал возможность определить основные функции плясовой культуры в жизнедеятельности сельского сообщества. Эти методы использовались в комплексе с анализом историографических трудов и источников и методом полевых исследований. Результаты. Русская народная пляска как особый эмоционально-чувственный язык, выраженный в этнической телесной пластике, за известный исторический период претерпела целый ряд изменений. Первоначально она имела ритуально-культовое значение, получила развитие в рамках мужской боевой традиции, использовалась в продуцирующих обрядах календарного и свадебного циклов. В ХХ в. коммуникативный потенциал пляски был направлен внутрь социума, крестьянской общины, сельского сообщества. Пляска стала универсальным языком праздничного общения. Значение одного из компонентов национального самосознания она приобрела после Победы в Великой Отечественной войне. Обсуждение и заключение. Этнокультурное значение пляски в жизни сельского сообщества второй половины ХХ в. может быть проиллюстрировано кульминационной фазой годового сельского праздника. Во время него пляска мужчин, продолжателей своего рода, наследников победителей и защитников Отечества, вносит в общее эмоциональное единение окончательный, жизнеутверждающий и архаический по своей природе смысл, провозглашая право всех собравшихся родовых групп на жизнь и почитание предков на своей земле.

Еще

Пляска, народная хореография, плясовая лексика, плясовая коммуникация, традиционная праздничная коммуникация, национальная идентичность

Короткий адрес: https://sciup.org/147241487

IDR: 147241487   |   DOI: 10.15507/2078-9823.063.023.202303.268-286

Список литературы Русская народная пляска как язык внутриэтнического общения

  • Базлов Г. Н. Традиции костюма кулачных бойцов // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001. С. 177-183.
  • Белых В. И., Донская Т. К. Объединяющая сила русского танца // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 4. С. 49-56.
  • Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. М.: Искусство, 1964. 368 с.
  • Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. 274 с.
  • Диванян О. Г. Семиотические предпосылки языка танца: социально-философский аспект // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 77-83.
  • Джиоти К. Н. Танец как метод общения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2018. № 3. С. 239-243.
  • Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Татаринцев А. Ю. Характерные отличительные черты форм русского народного танца, его стили и жанровые разновидности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3. С. 233-237.
  • Климов А. А. Основы русского народного танца. М.: Изд-во Мос. гос. ун-та культуры и искусства, 2004. 316 с.
  • Кособуцкая Н. И. Народный танец: Социокультурные характеристики и функции // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2018. № 1. С. 76-82.
  • ЛотманЮ. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Коммментарий. Л.: Просвещение, 1980. 416 с.
  • Мильчарек Т. п., Мильчарек Н. А. Коллективная этническая ментальность и коллективная этническая телесность в психологическом содержании этнической идентичности // Вестник Омского университета. 2016. № 4. С. 9-17.
  • Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). М.: Индрик, 2004. 920 с.
  • Морохин В. Н. Сквозь огонь Великой битвы. Устное народное творчество нижегородцев времен Великой Отечественной войны. Н. Новгород, 1995. 185 с.
  • Нилов В. Н. К проблеме исследования русского народного хореографического искусства // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусства. 2018. № 4. С. 89-95.
  • полякова Е. А., Молявко А. Г. Советские самодеятельные хореографические коллективы: формирование и развитие // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2022. № 1. С. 37-48.
  • пушкарев Л. Н. Очаги бытования фольклора и методика работы фольклориста-фронтовика // Via in tempor. История. Политология. 2010. № 7. С. 188-194.
  • Сироткина И. Е. Пляска по инструкции: создание «советского массового танца» в 20-е годы // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2019. № 1. С. 153-164.
  • Сляднева Л. Н., Библин Е. п. Выразительность как составляющая телесной пластики // Культура. Духовность. Общество. 2002. № 2. С. 86-90.
  • Сохорева А. А. Танец как средство коммуникации в социокультурном пространстве // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2017. № 3. С. 258261.
  • Ткачук М. А. К проблеме определения понятия «танец» // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2011. № 2. С. 94-103.
  • Тульцева Л. А. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина // Расы и народы: современные этнические и расовые проблемы: ежегодник. М., 1999. Вып. 25. С. 157-210.
  • Шилин А. И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика. Мужской фольклор. М., 2001. С. 177-183.
  • Цветус-Сальхова Т. Э. «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 351. С. 70-73.
  • Черных п. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 2. Панцирь - Ящур. 3-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1999. 560 с.
Еще
Статья научная