Русская тема в хореографическом наследии В. Д. Тихомирова: семиотический анализ
Автор: Трунцова Анастасия Владимировна, Воеводина Лариса Николаевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Художественная культура
Статья в выпуске: 1 (117), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена творческой деятельности одного из создателей русской школы классического танца, известного артиста, балетмейстера и педагога Василия Дмитриевича Тихомирова (1876-1956). События жизни хореографа рассматриваются в контексте революционных трансформаций российского общества и формирования отечественной школы классического танца. В статье анализируются знаки, характерные для семиотики русского балета на примере анализ биографического текста и творческой деятельности Тихомирова. Его сценическая деятельность началась в то время, когда главные партии нередко исполняли итальянские гастролирующие балерины, на балетной сцене существовал сложный язык жестов, затрудняющий понимание смысла балета. Однако именно в эти годы появляется интерес к национальной проблематике у московской публики и постепенно формируется русская школа классического балетного искусства. В дальнейшем Тихомиров отказывается от балетной пантомимы в пользу языка живой пластической выразительности. В первые годы Советской власти существование классического балета как имперского искусства ставится под сомнение, Тихомиров обращается к А. В. Луначарскому, убеждая его сохранить балет как вершину национального русского искусства. Он был вынужден создавать постановки с выраженным социальным акцентом, поскольку требовалось показать советский характер с учётом идеологических установок. Тем не менее, школа Тихомирова как танцовщика и педагога в полной мере носила национальный характер, поскольку в ней учитывались особенности русского народного танца и пластики. Хореографическая формула, составляющая русский национальный балет: простота ясность выразительность. В балетном искусстве национальный код культуры действует в активном режиме и тесно связан с универсальной культурной формой, что и позволило создать и утвердить национальную школу русского классического танца.
Искусствознание, искусство, русское искусство, балет, хореография, русская школа классического танца, русский народный танец, В. Д. Тихомиров, личность хореографа, русская тема в искусстве, русский национальный характер, семиотический анализ
Короткий адрес: https://sciup.org/144162999
IDR: 144162999 | DOI: 10.24412/1997-0803-2024-1117-69-75
Список литературы Русская тема в хореографическом наследии В. Д. Тихомирова: семиотический анализ
- Балет: Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. Москва: Сов. Энциклопедия, 1981. 623 с.
- В. Д. Тихомиров. Артист, балетмейстер, педагог / Под ред. П. Ф Аболимова. Москва: Искусство, 1971. 392 с.
- Волынский А. Л. Книга ликований. Москва: Артист. Режиссёр. Театр.1991. 299 с.
- Гаевский В. М. Дивертисмент. Москва: Искусство, 1981. 383 с.
- Красовская В. М. Русский балетный театр начало XX века. 2‑е издание. Танцовщики. Ленинград: Искусство, 1972. 456 с.
- Красовская В. М. История русского балета. Ленинград: Искусство, 1978. 231 с.
- Мессерер А. М. Уроки классического танца. Москва: Искусство, 1967. 552 с.
- Пирс Ч. С. Икона, индекс, символ / пер. Н. Голубовского // Пирс Ч. С. Избранные философские произведения Москва: Логос, 2000. С. 200–222.
- Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая. Москва: Новости, 1994. 496 с.
- Рерих Н. К. Художник жизни. Москва: Международный центр Рериха, 1993. 88 с.
- Русский балет: Энциклопедия / ред. кол. Е. П. Белова, Д. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова. Москва: Большая Российская энциклопедия. Согласие, 1997. 632 с.
- Свирепо О. А., Туманова О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. Москва: издательство Института психотерапии, 2004. 270 с.
- Чернова Н. Ю. От Гельцер до Улановой. Москва: Искусство, 1979. 192 с.
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В двух томах. Москва: Русские языки, 1994. Т. 2. 560 с.
- Шумилова Э. И. Правда балета. Москва: Искусство, 1976. 152 с.