Русские старожилы в Забайкалье. История села Куйтун в 1740-1760-е годы

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521455

IDR: 14521455

Текст статьи Русские старожилы в Забайкалье. История села Куйтун в 1740-1760-е годы

Как видно из этого сообщения, названное село возникло в конце 1780-х uu/ В 1740 г. по архивным данным, найденным Е.М.Залкиндом, в Куйтунской деревне, под присудом Удинского пригорода, насчитывалось 14 дворов; в следующей по заселенности деревне было всего 7 дворов, а всего в названном присуде состояло 17 деревень [Залкинд, 1962, с. 74].

В «Ведомости Селенгинского дистрикта о земельных делах», составленной, как полагают исследователи, в 1730-е гг. сообщается: « Удинского пригорода присудствующие деревни вверх по Уде реке по Уюровской паде до Тарбагатайской деревни по посторонним речкам, которые течение имеют в Селенгу реку,… а в оных урочищах мелких деревень разных чинов обыватели при Куйтуне и при Куналее и Тарбагатае речкам 21 двор ». Если в Куйтуне в 1740-м г. было 14 дворов, то в деревнях по Куна-лею и Тарбагатаю речкам было всего 7 дворов. Следовательно, деревни только строились, со временем превращаясь в большие русские селения.

Примечателен состав « обывателей разных чинов,… которые имеют пахотные земли, служилых 9, ясашных 3, крестьян 3, посацких 3, итого 18 человек, разночинцев, которыя пахотных земель не имеют 3 человека, всего 21 человек» [Залкинд, 1962, с.160-161]. Как видим, больше половины жителей составляли казаки (9 человек) и 3 человека разночинцев, в разряд которых обычно записывали отставных казаков, как людей неподатного сословия.

Можно сказать, что русское земледелие в этом районе только зарождалось. Крестьян-земледельцев всего три человека, хлебопашеством занимались и казаки, и ясашные; посадские – это торговые люди, ремесленники, они могли быть кузнецами, ковали серпы, правили сошники, плотничали, занимались ямщиной…

Историю села Куйтун можно проследить по архивам Иркутска и Улан-Удэ. Часть этих материалов опубликованы автором. Среди них - первые списки «новопоселенных ис поляков с их семейством» [Болонев, 1985, 1994, 2004]. Особо ценный материал содержат росписи Тарбагатайской Зо-симо-Савватиевской церкви прихожанам разных селений, и в них приведены списки прихожан с 1746 г. по 1779 г. В этих перечнях указан сословный состав прихожан, их семьи, возраст всех лиц, но не указано, в каких селениях они проживают.

В 2007 г. были найдены документы, дающие возможность назвать первопоселенцев и основателей селений Куналея и Куйтуна. Документы относятся к передислокации шестой роты Селегинского полка из компамента (возможно, летних лагерей) на зимние квартиры в Куналейскую и Куйтун-скую деревни.

12 сентября 1767 г. подпоручик Швеенков рапортует в Удинскую комендантскую канцелярию о том, что « ему велено по выступлении из компамента Селенгинского пехотного полку с шестою мушкетерскою ротою в назначенные его превосходительством Варфоломеем Валентиновичем Якобием на зимние квартиры в Куналейскую и Куйтунскую деревни. Куда сего месяца 9-го числа и прибыл по оным деревням с показанною ротою расположился и у кого и кто именно ныне постоем находится для подлежащего сведения список при сем представляю» [НАРБ, л. 55].

Именной список Селенгинского пехотного полку шестой роты, состоящих в Куйтунской деревне ротным чинам… кто он имены и у кого на квартирах расположен значит под сим.

Чьи домы В Куйтунской деревне

Число покоев

Кто имены на квартирах состоят

1.

Казака Алексея Красноярова

1

Подпоручик Василей Винклер

2.

Пашенного Ивана Сапунова

1

Сержант Павел Замятнин

3.

Пашенного Мосея Малых

1

Капрал Иван Андреев

  • 4.    Пашенного Федора Торгошина1

  • 5.    Пашенного Максима Торгошина1

  • 6.    Казака Василья Плескова1

  • 7.    Посацкого Максима Кубышкина1

  • 8.    Пашенного Матвея Шангина1

  • 9.    Разночинца Егора Мясникова1

  • 10.    Пашенного Федора Кубышкина1

  • 11.    Казака Михаила Красноярова 1

  • 12.    Пашенного Петра Сапунова1

  • 13.    Разночинца Гаврилы Надеина1

  • 14.    Разночинца Ивана Красноярова1

  • 15.    Пашенного Никифора Волкова1

  • 16.    Пашенного Михайлы Шангина1

  • 17.    Казака Алексея Красноярова1

  • 18.    Пашенного Василья Торгошина1

  • 19.    Казака Степана Цынкова1

  • 20.    Пашенного Михайлы Клюева1

  • 21.    Пашенного Парамона Сапунова1

  • 22.    Посацкого Семена Завьялова1

  • 23.    Разночинца Михайлы Мясникова1

  • 24.    Казака Ивана Лучанинова1

    Мушкатиры Семен Зайцев, Иван Толкачев

    Алексей Антонников, Степан Солодилов

    Денис Иванов, Михайло Алексеев Василий Лукьянов, Мирон Анисимов

    Сергей Голиков, Козма Киселев Родион Иванов, Алексей Васильев Василий Федотов, Максим Шерлетов

    Демид Алексеев, Александр Белых Савелий Назаров, Максим Тумарев Пантелей Почекутов, Иван Квашенсков

    Иван Новоселов, Антон Стафоев Еким Скакунов, Иван Ваганов Тит Камкин, Еким Миронов

    Иван Шолков, Григорий Гаврилов Мосей Молчанов, Осип Козлов Сергей Чирков, Алексей Козмин Филипп Вологженин, Яков Хохлов Исай Тумаков, Софрон Дроздов Василей Николаев

    Оставлена под приезд господина майора Налабордина

    Оставлена на ротной двор для перекличек


    Из приведенного выше именного списка узнаем, что в Куйтунской деревне в сентябре 1767 г. в 24 домах старожилов размещены в покоях на зимние квартиры 40 человек.

Cписок жителей села представляет особую ценность, т.к. в нем - имена 24 старожилов деревни Куйтун, с обозначением их сословной принадлежности. Фактически перечислены все семьи старожилов. П.С.Паллас в 1772 г. зафиксировал в Куйтуне « дворов с 30 старожилов и 44 польских колонистов » [Паллас, 1788, с. 226]. Но военные расположились только в старожильческих домах.

« Польские колонисты» или выселенные из Польши русские беглые люди – старообрядцы, вероятно, еще не могли или не хотели принять на постой мушкетеров, которые расположились в 6 домах казаков, в 12 домах пашенных крестьян, в 4 – разночинцев и в 2 домах – посадских. Указаны только их имена и фамилии.

Теперь для сравнения обратимся к «росписям прихожан Тарбагатайс-кой Зосимо-Савватиевской церкви» за 1766 г. Роспись за 1767 г. отсутствует. В результате тщательного сопоставления списков находим, что все эти лица, перечисленные в списке Е. Швеенкова, показаны в числе прихожан в названных росписях и, следовательно, являются жителями Куйтунского селения. Для примера приведу имена казаков, записанных в числе прихожан Зосимо-Савватиевской церкви.

  • 1.    Семья казака Алексея Красноярова в росписях представлена в следующем виде: Алексей Гурьев сын Краснояров, 65 лет, жена ево Мария Фомина, умре. Дети их: Данил, 33 г., Никита, 29 л., Власий, 22 л. Ксения, 23 л. Данилова жена Доминка Васильева, 32 л., у них четверо детей, все девочки. Власова жена Парлекева Иванова, 45 л., у них сын Димитрий, 3 л.

  • 2.    Семья казака Степана Цынкова: Степан Яковлев сын Цынков, 42 л., мать ево вдова Настасья Фомина, 66 л., дочь её девица Феодосия 33 л., сын ево новокрещеный брацкой породы Василей, 13 л. Следовательно, казак усыновил мальчика из бурят.

  • 3.    Казак Василей Фомин сын Плесков, 39 л., жена ево Екатерина Степанова, 39 л. Дети их: Иван, 8 л. Васса, 12 л. Мать ево вдова Варвара Иванова, умре.

  • 4.    Оставной казак Иван Калинин сын Лучанинов, вдов, 58 л., ево дети: Иван, 26 л., Никифор, 24 л., Леонтий, 16 л. Иванова жена Евдокия Титова, 29 л. Марья Федорова, 28 л. У них две девочки.

Среди разночинцев оказались отставные казаки с их домашними: Егор Иванов сын Мясников, Гаврил Степанов сын Надеин, Иван Яковлев сын Краснояров, есть еще один Иван Гурьев сын Краснояров. Нет в списке отставных казаков разночинца Михайла Мясникова, зато он записан в числе государственных (пашенных) крестьян. Из посадских в росписях имеется Семен Гаврилов сын Завьялов, но не обнаружен нами Максим Кубышкин. Хотя эта фамилия в последующих списках за поздние годы имеется.

Почти все пашенные крестьяне, поименованные в списке Е.Швеенкова, имеются в реестре государственных крестьян. Сравнение и сверка приведены по документу росписей за 1766 г. [НАРБ. Ф. 207, оп.1, д.1616 лл.216-230]. Важно отметить, что многие из названных казаков, разночинцев, посадских и крестьян в количестве 16 домохозяев проживали в Куйтуне в 1746 г. Вспомним, что в 1740 г. в Куйтуне было 14 дворов. Таковы новые материалы о ранних поселениях селения Куйтун, представленные в самом сжатом виде.

Статья