Русские странники. Образы православного служения на дорогах

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию многообразных проявлений феномена религиозного странничества в русской культуре, особенно XIX в., с изучением их внешнего эстетического образа, образа жизни, православных оснований и принципов, характерного языка, способов организации и институализации. Автор рассматривает понятие «странник» как один из основополагающих концептов в мировой и особенно русской культуре, подчеркивая его полисемантичность и неоднородность, а также указывая на его особую ценность как зримого воплощения православного понимания Бога, человека и мира, пронизанного духом исихазма. При этом автор ограничивается рассмотрением в своей статье преимущественно народных религиозных форм русского странничества, которые получили широкое развитие и распространение в XIX веке. Именно в это время тема странничества становится одной из основных в русской и европейской литературе. Так, автор подробно останавливается на образе странника в романе Достоевского «Подросток», на сочинении Н. Лескова «Очарованный странник», произведениях И. Шмелева. Особое внимание уделяется в статье русской живописи середины-второй половины XIX в., в которой фигура странника является одной из центральных, к которой обращались в своих картинах все ведущие художники. Центральное место в исследовании (во 2-й части статьи) посвящено рассмотрению богатейшего материала книги «Бродячая Русь Христа ради» исследователя народной религиозной жизни второй половины XIX в. С.В. Максимова, в которой подробно собраны и сохранены для нас особенности жизни, образа, языка самых многообразных форм русского религиозного странничества. Автор также обращается к сочинению «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему», чтобы показать влияние исихазма на формирование представления о странничестве, в его самой высшей и совершенной религиозной форме, как основополагающей православной ценности, достойной быть представленной и признанной как отдельная форма святости.

Еще

Русский странник, православие, исихазм, русская живопись xix в, достоевский, лесков, образ, народная религиозность

Короткий адрес: https://sciup.org/149141642

IDR: 149141642   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.3.5

Список литературы Русские странники. Образы православного служения на дорогах

  • Альми 2000 – Альми И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 15. СПб.: Наука. 2000. С. 264–273.
  • Беловолов 1997 – Беловолов Г., свящ. Оптиные предания о Достоевском // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 14. СПб.: Наука, 1997. С. 301–312.
  • Беньян 2021– Беньян Дж. Путешествие пилигрима в Небесную Страну. М.: Рипол-Классик, 2021.
  • Бондаренко 2020 – Бондаренко В.В. Святые старцы. М.: Молодая гвардия, 2020.
  • Грачева 2016 – Грачева А. Роман А.Ф. Вельтмана «Странник» в контексте русской романтической прозы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2016.
  • Григорьев 2001 – Григорьев Д., прот. Преподобный Амвросий и старец Зосима: у истоков религиозно-философских взглядов писателя // Достоевский. Материалы исследования. Т. 16: Юбилейный сборник. СПб.: Наука. 2001. С. 150–164.
  • Добиаш-Рождественская 2006 – Добиаш-Рождественская О.А. Западные паломничества в Средние века. СПб.: Акционер и К°, 2006.
  • Дорога 2004 – Дорога в русском искусстве. Каталог. СПб.: Palace Editions, 2004.
  • Дорофеев 2020 – Дорофеев Д.Ю. Русские старцы: эстетика благообразной красоты // Дискурс. СПб.: ЛЭТИ, 2020. Т. 6, вып. 4. С. 5–21.
  • Дорофеев 2021 – Дорофеев Д.Ю. Мистагогия визуального образа у Достоевского: князь-Христос, старец, странник // Визуальная теология. 2021. № 2 (5). С. 53–72.
  • Достоевский 1982 – Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 т. Т. 11. М.: Правда, 1982.
  • Достоевская 1987 – Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987.
  • Лау 2011 – Лау Н.В. Мотив «духовного странничества» в прозе русской эмиграции: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2011.
  • Лаут 2020 – Лаут Э. прот. Современные православные мыслители. От «Добротолюбия» до нашего времени. М.: Паломник, 2020.
  • Лесков 1973 – Лесков Н.С. Повести. Рассказы. М.: Художественная литература. 1973.
  • Лесков 1993 – Лесков Н.С. Вдохновенные бродяги. Удалецкие «скаски» // Лесков Н.С. Собрание соч. в 6 т. Т. 3. М.: Экран, 1993. С. 303–334.
  • Откровенные рассказы странника духовному своему отцу 2002 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу . Свящ. Сергий Сидоров. О странниках Русской земли. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 2002. С. 7–295.
  • Плетнев 2007 – Плетнев Р.В. «Сердцем мудрые» (о «старцах» у Достоевского) // Вокруг Достоевского: в 2 т. Т. 1. О Достоевском: сб. статей под ред. А.Л. Бема. М.: Русский путь, С. 251–264.
  • Прошунин 2005 – Прошунин А.В. Образ-концепт странника в раннем творчестве М. Горького: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2005.
  • Сидоров 2002 – Сидоров С.. свящ. О странниках земли русской // Откровенные рассказы странника духовному отцу своему, свящ. Сергий Сидорову. О странниках Русской земли. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002. С. 295–371.
  • Степанов 2001 – Стеанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001.
  • Фаленкова 2013 – Фаленкова Е.В. Феномен странничества в русской литературе: на материале творчества Л.Н. Толстого: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень., 2013.
  • Шмелев 2018 – Шмелев И.С. Лето Господне. Богомолье. Старый Валаам. Минск: Белорусская православная церковь, 2018.
Еще
Статья научная