Русский анархизм о социологической теории прогресса
Автор: Проказин В.В.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 8, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению взглядов представителей русской анархистской социологии - М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, П.Н. Ткачева - на проблему прогресса. В связи с развернувшимся дискурсом о национальной идеологии и суверенизации российских общественных наук в истории отечественной социологической мысли продолжает оставаться актуальным изучение обсуждения в социологии досоветского периода тематики прогресса. Отмечается, что анархистские теории прогресса имеют в основании эволюционистский подход к пониманию исторического процесса, социальный прогресс трактуется линейно. В качестве главного критерия и идеала поступательного развития выделяется индивидуальная свобода каждого, следствием которой становится свобода всего общества. Механизм прогресса включает взаимодействие объективных (природных и социальных) факторов и созидательной деятельности людей. Способом достижения идеала прогресса провозглашается социальная революция, понимаемая авторами в значительной степени волюнтаристски.
История социологии, русская социология xix - начала xx в, социология анархизма, эволюционизм, проблема прогресса, сущность прогресса, теории прогресса, идеал прогресса, механизм прогресса, свобода как критерий прогресса
Короткий адрес: https://sciup.org/149143332
IDR: 149143332 | DOI: 10.24158/tipor.2023.8.7
Текст научной статьи Русский анархизм о социологической теории прогресса
Амурский государственный университет, Амурская область, Благовещенск, Россия, ,
,
Модернизационные процессы с точки зрения их значения для настоящего и будущего российского общества в русской социологии представителями различных направлений и школ оценивались по-разному. Как известно, относительно модернизации в стране сформировались три основные позиции: либеральная, консервативная и радикальная. Анархизм был одним из проявлений радикальных взглядов на перспективы общества, наряду с марксизмом и народничеством, и предлагал революционные способы социальных преобразований. Российскому анархизму посвящен огромный пласт литературы.
Наиболее видными разработчиками анархистской идеологии в России были М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и П.Н. Ткачев. Их взгляды на прогресс включают основные аспекты его проблематики: определение сущности прогресса, его критериев и механизма осуществления. При этом сходство взглядов в основном на сущность и критерии прогресса у них сочетается с различиями в представлениях о его механизме. Все три социолога принадлежали к направлению позитивистской социологии и главным образом разделяли эволюционистский взгляд на историю, механизмы социальных изменений и, соответственно, на проблему прогресса.
Для Михаила Александровича Бакунина, родоначальника русского анархизма, в основе представлений о прогрессе лежат общие взгляды на всемирно-исторический процесс. При этом в понимании этого процесса у социолога сочетаются как материалистический подход, так и идеалистический. С одной стороны, общественной эволюции предшествует неорганическое состояние материи, переходящее в органическое и затем в социальное; с другой - он идеалистически трактует свободу как цель истории.
В целом исторический процесс представляется им позитивистски-эволюционно: история есть линейный процесс, подчиняющийся действию естественных законов. М.А. Бакунин признает закономерный характер исторического развития. Законы лежат в основе общественной деятельности. Главными выступают закон социальной солидарности и закон свободы: «Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба этих закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого, составляют всю сущность человечности» (Бакунин, 1987: 332). Солидарность находится в основе коллективизма, изначально присущего человеку как общественному существу, а свобода состоит в эмансипации личности от гнета природных условий и господствующих классов общества. Свобода не противостоит коллективизму, а представляет собой его очеловечивание. Исторический процесс как воплощение этих законов есть движение от рабства в направлении царства свободы, к человечности, коллективистскому анархизму. Он включает ряд последовательных этапов. В качестве критерия периодизации М.А. Бакунин выделяет «рост свободы». Согласно ему, определяются четыре периода: период «животности», с которого «начинается человечество»; период «рабства»; «эпоха экономической эксплуатации, или порядок наемного труда»; «эпоха справедливости, эпоха свободы в равенстве и во взаимной солидарности» «как завершительный момент истории» (Бакунин, 1987: 334). С точки зрения современных представлений о периодизации истории эти этапы, вероятнее всего, соответствуют первобытности, древности и Средневековью, Новому времени и гипотетическому будущему социалистическому обществу.
«Рост свободы» М.А. Бакуниным трактуется и как критерий прогресса, и как его конечный идеал. Свобода - это отсутствие любого принуждения со стороны как природы, так и общества, в лице прежде всего церкви и государства. Более того, свобода - это путь, процесс, в котором человеческая личность способна себя как можно более полно реализовать.
При этом М.А. Бакунин выделял два вида свободы. Индивидуальная свобода - возможность личности жить по совести, по своим убеждениям. Коллективная свобода - общество, состоящее из свободных людей. Индивидуальная и коллективная свободы тесно связаны и предполагают друг друга: индивидуальная свобода не может быть в несвободном обществе.
На «завершительной стадии» общество превратится в безгосударственную организацию, представляющую собой федерацию самоуправляющихся добровольных общин, внутри которых отношения будут регулироваться нормами нравственности, заложенной изначально в человеке как инстинкт. Однако история не завершится, поскольку движение к свободе бесконечно, так же как безгранично самосовершенствование человека.
В качестве главной движущей силы прогрессивного общественного развития М.А. Бакунин выделял освободительную деятельность человека. При этом он, будучи сторонником многофакторного объяснения истории, не отрицал влияние природных, социально-экономических, политических, идеологических и прочих факторов. Апогеем освободительной борьбы становится социальная революция, которая уничтожает государство и религию. Революцию М.А. Бакунин понимает волюнтаристски: специальной ее подготовкой заниматься не нужно, поскольку всякая политическая деятельность только укрепляет государство; достаточно лишь небольшой группы революционеров, действия которой могут поднять народные массы на стихийный бунт, обеспечивающий победу.
Для Петра Алексеевича Кропоткина проблема прогресса – центральная тема социологии. По его мнению, главный вопрос социологии как науки, изучающей «жизнь и развитие обществ», – это «вопрос о том, является ли жизнь в обществе средством освобождения личности или средством порабощения» (Кропоткин, 1990: 336). Поэтому в центре ее внимания должно быть выяснение путей и способов «освобождения личности», к чему и ведет прогресс.
В отличие от М.А. Бакунина и П.Н. Ткачева П.А. Кропоткин больше внимания уделяет теоретической стороне проблемы прогресса. Авторы, пишущие о творчестве П.А. Кропоткина, выделяют в нем, как правило, две главные проблемы: проблему факторов и общих закономерностей социального развития и проблему государства и социальной революции как силы, способной его уничтожить. Эти проблемы – составные части более широкой проблематики прогресса, раскрывающие его механизм. П.А. Кропоткин дает эволюционистское, натуралистическое, психологическое и этическое обоснование идеи и механизма поступательного развития общества.
Цели и идеал прогресса он, как и М.А. Бакунин и П.Н. Ткачев, связывает с целями анархизма. На его взгляд, в современном ему обществе уже действуют тенденции в направлении создания условий для утверждения идеала: «Будущее и прогресс лежат в этом направлении, а анархия есть выражение того и другого» (Кропоткин, 1990: 326).
П.А. Кропоткин, натуралистически обосновывая анархический идеал, исходит из идеи об определяющей роли бесконечно малых сил и частиц во всех процессах Вселенной, зависимости «макросил» от соотношения «микросил». В природе нет никаких центров силы, управляющих всем, всякий результат (равновесие) – это итог взаимодействия бесконечно малых величин. Общество представляет собой результат действия многих общественных сил. Поэтому и прогресс – также итог такого взаимодействия.
Высшая цель прогресса – «счастье всех и счастье каждого», «полнота существования и свободного развития всех качеств индивида» (Кропоткин, 1906: 141–142). Теорию прогресса П.А. Кропоткина следует, по мнению П.А. Сорокина (1911), отнести к «эвдемонистическим теориям». Счастье связывается П.А. Кропоткиным с необходимым благосостоянием, возможностями человека развивать свои индивидуальные способности.
Достижение этой цели возможно лишь при условии наибольшей свободы и инициативы людей. Обоснование идеала прогресса и представления о механизме последнего выведены, считает П.А. Кропоткин, из действия реальных тенденций исторического развития. Рассматривая вопрос о движущих силах прогресса, социолог выделяет несколько его факторов: географическую среду, «взаимную помощь» и «самоутверждение индивида или группы». Преобладающим влиянием обладает фактор взаимопомощи (Кропоткин, 1907: 297). П.А. Кропоткин полагает, что в основе общества лежат «общественные инстинкты и нравы». При этом главную роль играет «инстинкт общительности», который медленно развивается среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции и порождает «взаимную помощь людей». Благодаря взаимопомощи и солидарности человечество смогло обеспечить прогресс общественной жизни в самых разных направлениях – экономике, науке, искусстве.
П.А. Кропоткин прослеживает и анализирует историю общественных форм и выделяет в ней ступени, которые, с его точки зрения, свидетельствуют о реализации принципа взаимопомощи. К таким ступеням он относит род, деревенскую общину и средневековый город. П.А. Кропоткин считает их реальным проявлением действия одного из двух «основных течений в обществе – народного и начальнического». С одной стороны – родовой быт, сельская община и средневековые вольные города, «республики вечевого строя» как проявление «народной», «федералистской» тенденции, «традиции свободы». С другой стороны – «начальническая традиция, представленная магами, оракулами, жрецами и пр., которые сплачивались, чтобы господствовать над народом и заставлять его работать на них». Высшим проявлением ее стало государство, которое, по мнению П.А. Кропоткина, возникло в XVI в. и послужило тормозом дальнейшего прогресса.
Государство, будучи проявлением так называемой «традиции власти», в то же время выступает средством и результатом борьбы за существование или самоутверждения личности или группы как другого господствующего фактора социальной эволюции, наряду с фактором взаимопомощи. Самоутверждение индивидов предполагает борьбу за превосходство и проистекающие из нее столкновения и соперничество. Государство – это организация, выработанная для того, чтобы поддерживать права, приобретенные известными классами, и пользоваться трудом рабочих масс. Именно эта сущность делает государство тормозом прогресса. В современном государстве главной помехой развитию личности является отсутствие общественного равенства (Кропоткин, 1990: 324–325). Только в условиях равенства и справедливости человек мог бы достичь «полного развития своей личности». Следовательно, необходимо уничтожить государство как главное препятствие на пути развития взаимопомощи, справедливости и нравственности. Средством уничтожения государства служит социальная революция как одна из форм социального развития, наряду с собственно эволюцией, или реформой. По мнению П.А. Кропоткина, социальный прогресс осуществляется путем взаимной смены мирных (эволюционных) и революционных эпох.
Революцию П.А. Кропоткин понимает не как бунт, а как «народное движение» (1990: 355). Главным носителем и основной движущей силой прогресса, как считает П.А. Кропоткин, выступают народные массы. Именно народное единство делает возможным достижение конечной цели прогресса. Эта цель будет достигнута в обществе, организованном на началах безгосудар-ственного анархического коммунизма, способного обеспечить полную свободу личности.
Петр Никитич Ткачев, как М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин, исходит из эволюционистской трактовки исторического процесса, который представляет собой результат взаимодействия объективных факторов и разумной человеческой деятельности. В основе общественных изменений лежат прежде всего экономические интересы, детерминирующие поведение людей. Трудящиеся, помещики и капиталисты имеют разные экономические интересы. Соответственно, в истории он выделяет три периода, каждый из которых есть результат реализации разных экономических интересов: первый период – первобытное общество с экономическим равенством и решающей ролью физической силы; на втором этапе возникает имущественное неравенство и господствующее положение имеют собственники земли, определяющие характер всех общественных отношений; наконец, особенности третьего периода детерминируются взаимодействием трех факторов производства – свободного труда, земельной собственности и капитала, играющего решающую роль. П.Н. Ткачев фактически признает экономическую обусловленность общественных явлений и изменений, что говорит о влиянии на него марксистских идей. Кроме того, он доказывает и существенную роль сознательной деятельности, «свободы воли» действующих людей, несколько, однако, преувеличивая значение этого фактора.
П.Н. Ткачев развивает свое аналитическое представление о прогрессе в работе, посвященной анализу «Исторических писем» П.Л. Лаврова. П.Н. Ткачев пишет, что «полное понятие о прогрессе включает три представления: о движении, направлении движения и цели движения» (Ткачев, 1975: 485). П.Н. Ткачев считает их «объективными критериями прогресса». Прогресс не может мыслиться вне движения, которое всегда противостоит застою. Движение не может не происходить в определенном направлении, что показывает его поступательность. Наконец, движение стремится достичь определенной цели. Ключевым элементом является цель, дающая образец того, что должно быть. Как П.А. Кропоткин, цель прогрессивного развития и высший его критерий П.Н. Ткачев видит в достижении счастья каждым в отдельности и, как следствие, обществом в целом: «единственная цель у общества людей та же, как и у отдельного человека, – человеческое счастье» (Ткачев, 1975: 499). Достигнута эта цель может быть путем установления «возможно полного равенства людей и приведения потребностей всех и каждого в полную гармонию со средствами их удовлетворения… Все, что приближает общество к этой цели, то прогрессивно; все, что удаляет, то регрессивно» (Ткачев, 1975: 508).
Создать такие условия может только социальная революция. Теорию революции П.Н. Ткачева принято называть бланкистской: решающую роль в совершении революции призван сыграть политический заговор меньшинства. Эта позиция отличает представления о механизме прогресса П.Н. Ткачева от мнений М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина. Заговорщики, революционное меньшинство способны провести ряд коренных преобразований в интересах народа, тем самым обеспечивая условия для достижения счастья.
Таким образом, тема прогресса в русской анархистской социологии получила обстоятельное рассмотрение: анархистские теоретики с разной степенью глубины и детализации уделили внимание всем основным аспектам проблемы, вплоть до формулирования оригинальных выводов относительно прогрессивного идеала и критериев прогресса, а также путей и способов его осуществления. Безусловно, общим для них является позитивистски-эволюционистская трактовка социальной эволюции и поступательного развития общества, а также понимание цели и идеала прогресса. Последний непосредственно выводится из анархистского идеала. Своеобразием толкования целей прогресса анархистами выступает синтез идеала свободы личности и интересов общества, что придает этой идее особую актуальность сегодня. Наибольшее расхождение во взглядах на прогресс наблюдается в понимании его механизма: все авторы в факторы прогресса включают как объективные причины и условия, так и созидательную роль человеческой деятельности; однако социальная революция как способ преобразований понимается существенно различно, в большей или меньшей степени волюнтаристски.
Список литературы Русский анархизм о социологической теории прогресса
- Бакунин М.А. Программа общества международной революции // Избранные философские сочинения и письма. М., 1987. С. 331-335.
- Кропоткин П.А. Современная наука и анархия // Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 239-361.
- Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб., 1907. 353 с.
- Кропоткин П.А. Этика анархизма. СПб., 1906. 143 с.
- Сорокин П.А. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник знания. 1911. № 9.
- Ткачев П.Н. Что такое партия прогресса? (По поводу "Исторических писем" П.Л. Миртова) // Сочинения: в 2 т. / общ. ред. А.А. Галактионова, В.Ф. Пустарнакова, Б.М. Шахматова Т. 1. М., 1975. С. 461-528.