Русский и западноевропейский философский нигилизм: сходства и различия
Автор: Нагой Фатима Нурдиновна
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 2 (22), 2015 года.
Бесплатный доступ
Феномен нигилизма последовательно отражается отечественной и западной культурой на протяжении двух столетий, что свидетельствует о динамизме и противоречивости исторических и культурных событий, подвижности границ мира, охваченного поиском выхода из кризисных состояний. Для человека западноевропейской культуры философский нигилизм реализует критическую функцию культуры, важным фактором историко-философского процесса выступает ситуация оборачивания веры в разум критическим отношением к его возможностям. Русский нигилизм отличает соединение критического отношения к наличному обществу и необходимости разработки и реализации программы радикальных реформ. Особый интерес и исследовательскую проблему статьи представляет решение задачи синхронизации, сближения и объединения русской и западной линии в осмыслении феномена нигилизма. В статье выявлены общие и особенные черты философского нигилизма в русле данных традиций. Русский нигилизм в отличие от западноевропейского не является выражением «усталости культуры», он представляет собой противоречивое выражение потребностей русской жизни, устремлен в будущее, обрисованное революционно настроенной мыслью. Разрушение старого в русском нигилизме непосредственно связано с поиском новой науки, нового искусства, нового человека, нового общества. Объединяющей силой в развитии двух традиций является понимание личности как ценности культуры и носителя культурных ценностей.
Нигилизм, рационализм, иррационализм, пессимизм, индивидуализм, экзистенциализм, этический идеализм, система ценностей
Короткий адрес: https://sciup.org/147203035
IDR: 147203035
Список литературы Русский и западноевропейский философский нигилизм: сходства и различия
- Данилевский Н.Я. Происхождение нашего нигилизма. URL: http://www.pereplet.ru/history/Author/Russ/D/Danilevskij/nihilism.html (дата обращения: 01.03.2015).
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 383 с.
- Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. URL: http://az.lib. ru/m/merezhkowskij _d_s/text_ 1902_tolstoy_i_dostoevsky.shtml (дата обращения: 01.03.2015).
- Нагой Ф.Н. Онтологические и гносеологические модели философии истории: от прошлого к будущему//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 3(15). С. 66-73.
- Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 17-94.
- Писарев Д.И. Идеализм Платона. URL: http://iph.ras.ru/elib/Pisarev_Idealism_Platona.html (дата обращения: 01.03.2015).
- Преображенский В.П. Фридрих Ницше: критика морали альтруизма. URL: http://www.nietzsche.ru/look/century/preobragen/(дата обращения: 01.03.2015).
- Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия//Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1 М.: Мысль, 1988. С. 47-580.
- Франк С.Л. Ф. Ницше и этика «любви к дальнему»//Франк С. Л. Сочинения. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 6-64.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм//Проблема человека в современной западной философии. М.: Просвещение, 1988. С. 261-313.
- Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления//Шестов Л. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Томск: Водолей, 1996. С. 3178.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Прогресс, 1990. 101 с.