Русское православие: идеологическая конструкция и Интернет

Автор: Кривушина Вера Юрьевна

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Институты

Статья в выпуске: 2, 2003 года.

Бесплатный доступ

В статье на примере текстов Интернет-сайта Сретенского монастыря исследуется современная идеология русского православия. Для дискурсивного анализа православных текстов автор использует теорию Славоя Жижека. Глобальная компьтерная Сеть рассматривается как инструмент воспроизводства религиозного националистического дискурса. Православная идеологическая конструкция встроена в социально-исторический контекст формирования национальной идентичности постсоветского российского общества. РПЦ хочет занять место, значимое как в государственно-политическом, так и в культурно-символическом смысле, влиять на публичную и приватную сферы жизни современных россиян. С этой целью Церковь пытается проводить собственную политику в сфере масс-медиа, развивает религиозно-националистический дискурс, суть которого определяется эквиваленцией «церковь - государство - нация», напоминающей уваровскую триаду «православие - самодержавие - народность». РПЦ претендует на роль инстанции, репрезентирующей «общую волю». Православный Бог и Русская Традиция оказываются «возвышенными объектами» и конституируют религиозно-националистическую идеологию. В качестве точек пристежки в православной идеологической конструкции функционируют понятия «личность», «закон», «равенство», «свобода», «разум», «демократия», «солидарность», «счастье», «правда», «истина», «любовь», «здоровье». Они наделяются особой идеологической метафорической избыточностью и представляют социальную действительность в качестве символического порядка. Идеологическими фигурами являются Ростовщик, Еврей, Католик, Сектант, Сатанист, Оккультист, Растлитель, «принявшие» в себя серии разнородных антагонизмов. С помощью этих фигур православная идеология «объясняет» социальную действительность, мобилизует в идеологических целях интересы, страхи и тревоги субъекта, политические и социальные ресурсы и увеличивает свой символический капитал.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911833

IDR: 14911833

Список литературы Русское православие: идеологическая конструкция и Интернет

  • Каариайнен К., Фурман Д. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. М.-СПб., Летний сад, 2000. С. 15.
  • Щукин И. Французы хотят ввести религию в школу//НГ-Религии, 2003, 19 февраля.
  • Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994. С. 42.
  • Thompson J. Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Cambridge, UK, Polity Press, 1994.
  • Иванов Д. История Интернета как история мифов//НГ, 2002, 2 февраля;
  • Лученко К. Новые религиозные сайты. НГ-Религии, 2002, 17 апреля;
  • Модель Л. Религиозный Рунет, или не молитесь в Интернете//Планета Интернет, 2001. № 4. С. 28-31;
  • Перфильев Ю. Сеть и ловцы человеков//Планета Интернет, 2001. № 4. С. 19-27.
  • Основы Социальной концепции РПЦ//www.russian-orthodox-church.org.ru.
  • Митрохин Н. Интернет -миссионерское поле или зона межконфессионально го противостояния? (на примере сайтов Русской православной церкви)//Интернет и российское общество/Под ред. И. Семенова. М., Гендальф, 2002. С. 193.
  • Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., ХЖ, 1999. С. 28.
  • Зайцев Н. Общество счастливых рабов//www.pravoslavie.ru.
  • FoucaultM. Power/Knowledge. New York, 1972.
  • Нарочницкая Н. Латинский Запад и Православный Восток: Два пути апостасии -один драматический итог на пороге третьего тысячелетия//www.pravoslavie.ru.
  • Аксючиц В. Русский народ -российская нация. Абзац 9.
  • Леонов Н. Интернет -обоюдоострое оружие. Абзац 8.
  • Беляков О. Российские СМИ «святее Папы Римского». Абзац 8.
  • Тарасов Б. Новый Ренессанс или ускоренный Апокалипсис? Ч. 1. Абзац 28.
  • Медведева И., Шишова Т. Страна победившего СПИДа. Абзац 41.
  • Шишова Т. «Женщина и мужчина -по-разному устроенные организмы». Абзац 8
  • Максименко В. Компьютеризация воскресила мечту о господстве над миром. Абзац 9.
  • Миронов А. Джейн Маккарен -железный дровосек.
  • Нарочницкая Н. Европа, Азия, Ближний Восток -кто следующий? Абзац 10.
  • Медведева И., Шишова Т. Наркотики -очень удобное средство для истребления неугодных государств. Абзац 37.
  • Уайт К., Стейнберг Дж. Сатанизм распространяется как эпидемия. Абзац 9.
  • Полынский А. «Спасите наш души!». Абзац 13.
  • Медведева И., Шишова Т. Логика глобализма. Абзац 88.
Еще
Статья научная