"Рыцарь иркутской общественности" П. И. Федоров (1872-1919)

Бесплатный доступ

Освещается жизненный путь иркутского врача, публициста, кадета П. И. Федорова. Выявлены основания его вовлечения в общественно-политическую деятельность, определены роль и место в социальных процессах на востоке России в период революций и Гражданской войны.

Политическая культура, мораль, кадеты, периодическая печать, революция и гражданская война

Короткий адрес: https://sciup.org/147218920

IDR: 147218920

Текст научной статьи "Рыцарь иркутской общественности" П. И. Федоров (1872-1919)

У каждого времени свои герои и представления о героическом. В переломную эпоху революций 1917 г. и Гражданской войны в России «героика» приобрела особую значимость, способствуя консолидации и мобилизации общественно-политических сил во враждовавших лагерях. В антибольшевистской Сибири одним из прототипов «образа героя» стал врач П. И. Федоров. Выявление оснований его героизации помогут пролить свет на нормы морали и нравственности, господствовавшие в лагере контрреволюции.

Павел Иванович Федоров родился 7 января 1872 г. в г. Верхнеудинск Забайкальской области в семье чиновника. Через пять месяцев умер его отец, и мать с четырьмя малолетними детьми переехала в административную, экономическую и культурную «столицу» Восточной Сибири, город Иркутск. В 1890 г. Павел успешно закончил Иркутскую губернскую мужскую гимназию и поступил на медицинский факультет Томского университета, открытого всего двумя годами ранее [Городские головы…, 2011. С. 296].

Во время учебы в вузе, 1890–1895 гг., решающее влияние на становление личности Федорова оказали взгляды петербургско- го терапевта, общественного деятеля, профессора В. А. Манассеина, издававшего в то время самую читаемую в России медицинскую газету «Врач». Профессор пропагандировал этику самоотверженного и бескорыстного служения врача обществу, боролся за научный подход в медицине и считал необходимым создание в России полноценной системы санитарно-гигиенического обслуживания населения. В Томске Манассеин был известен еще и тем, что подарил «молодому» университету свою медицинскую библиотеку. Установки петербургского профессора во многом определили жизненный путь Федорова.

После окончания университета в 1895 г. П. И. Федоров вернулся в Иркутск и устроился ординатором одной из первых и лучших в Восточной Сибири детских больниц, Ивано-Матренинской. Вскоре он стал заведующим амбулаторией. Несколько лет напряженной работы сделали Федорова признанным в Иркутске специалистом, а за неизменную «серьезность и честность в отношении к больным и коллегам» 1 он приобрел высокий моральный авторитет.

Параллельно с врачебной практикой Федоров постоянно занимался научными ис- следованиями. Он изучал педиатрию, криминальную психологию, общую патологию, микроскопию и бактериологию. Однако полностью погрузиться в исследовательскую работу удалось лишь на короткий промежуток времени, 1900–1901 гг., в Петербурге. Благодаря научным связям в столице П. И. Федоров познакомился с деятелями и проектами Общества врачей в память Н. И. Пирогова, являвшимся идеологическим и организационно-методическим центром общественной медицины в России. Как следствие, Федоров уделил особое внимание медицинской статистике. Изучение рождаемости и смертности в Иркутске и Иркутской губернии окончательно убедило его в решающем влиянии санитарии и гигиены на состояние здоровья населения. В результате он стал деятельным пирогов-цем.

По возвращению в Иркутск Федоров уволился из Иваново-Матренинской больницы из-за принципиальных расхождений со старшим врачом и включился в работу по консолидации профессионального сообщества для решения медико-социальных проблем и создания полноценной системы санитарного обслуживания в губернии. В Иркутске к тому времени уже существовала организационная база и социокультурная среда для деятельности в этом направлении. В 1901 г. Федоров вступил в существовавшее в Иркутске с 1863 г. Общество врачей Восточной Сибири, несколько лет состоял секретарем общества, затем был избран председателем. Среди заслуг общества по улучшению медико-санитарного дела были организация первой в Сибири пастеровской станции, бактериологических лабораторий, строительство бараков для заразных больных, лепрозория, отдельного корпуса для психических больных при земской больнице, устройство родильного приюта и богадельни для престарелых. В 1903 г. П. И. Федоров выступил одним из основателей Иркутского отделения Петербургского общества взаимопомощи врачей [Романов, 1994. С. 29]. В 1907 г. он был избран председателем иркутского общества «Просвещение», учрежденного для содействия распространению народного образования, устройству школ, библиотек, курсов и лекций. Стараниями Федорова в 1911 г. в Иркутске было учреждено Общество по борьбе с туберкулезом, функционировавшее с переменным успехом до 1918 г. Его члены ежегодно принимали участие во всемирной благотворительной акции «Белый цветок», но планы общества по устройству амбулатории для бедных больных и приюта для чахоточных не были осуществлены.

Наряду с организационной деятельностью по развитию медицины и просвещения Федоров занимался пропагандой медицинских знаний. Он регулярно выступал с научно-популярными докладами, публиковал статьи в центральной медицинской прессе и в местной общественно-политической периодике. В 1908 г., после закрытия единственной в крае медицинской газеты «Сибирские врачебные ведомости», Федоров учредил «Сибирскую врачебную газету». Выпуск газеты оказался крайне хлопотным и затратным делом. Федоров «совмещал в своем лице редактора-издателя, главнейшего, подчас единственного сотрудника, поставляющего одновременно статью на публицистическую тему, передовую научную статью, рефераты, обзоры печати и пр. Он же корректор и корреспондент» 2. Газета не только не давала доходов, но издателю приходилось покрывать дефицит из своих личных заработков. Тем не менее только обстоятельства Первой мировой войны сделали невозможным дальнейшее существование газеты.

Первая мировая война обострила существовавшие и спровоцировала новые социальные проблемы. Волна беженцев, напряженная эпидемиологическая ситуация, поток больных и раненых комбатантов, затруднения в снабжении фронта, – в решение этих вопросов включилась в числе прочих общественность Иркутска. В 1915 г. «уважаемый доктор» П. И. Федоров на общем собрании Иркутского комитета Всероссийского союза городов был избран председателем организации. Одновременно возглавил Иркутский отдел Сибирского общества помощи больным и раненым воинам, пострадавшим от войны. В ноябре 1915 г. он председательствовал на губернском совещании по вопросу о призрении беженцев, а в апреле 1916 г. входил в президиум Съезда городов Восточной Сибири.

Февральская революция внесла существенные коррективы в деятельность Федоро- ва, открыв широкие перспективы политического участия. До этого времени политика занимала в его жизни относительно скромное место, так как выраженных властных амбиций он не имел, а для решения социальных проблем легальные формы политической деятельности общественности оставались ограниченными и малопродуктивными. Всплеск политической активности Федорова произошел в период Первой русской революции. В декабре 1905 г. Федоров принял участие в организации иркутского комитета партии кадетов. Выбор партии был предопределен его мировоззрением эволюциониста-естественника и либеральной политической культурой. Программа кадетов импонировала активному общественному деятелю, искавшему легальные пути для улучшения социальной действительности.

Партийная работа П. И. Федорова в период Первой русской революции не имела особого успеха. По сравнению с кадетами в других губернских и областных центрах Сибири, иркутяне сорганизовались относительно поздно, лишь к маю 1906 г. Деятельность комитета тормозило непризнание со стороны местной администрации. В августе 1906 г. в личной беседе Федорова с иркутским губернатором последний заявил, что препятствий к легализации комитета у администрации не возникает, и он может «считаться законно существующим, как и центральные организации». Однако фактически комитет так и не был легализован [Третьяков В. В., Третьяков В. Г., 1997. С. 125]. Поэтому иркутские кадеты ограничились организацией предвыборных кампаний в Государственную думу. В условиях острой конкуренции с социал-демократами кадеты не смогли провести в думу ни одного кандидата. Так, 14 декабря 1907 г. на общественном предвыборном собрании в Иркутске выступал Федоров, выставленный первым кандидатом от партии. Он изложил программу развития земского и городского самоуправления, был настроен на ответственную работу по изменению законодательства Российской империи. Однако с перевесом в один голос победил его оппонент, намеревавшийся использовать думскую трибуну для агитации, политической борьбы и углубления революции. В итоге к осени 1907 г. иркутский комитет партии кадетов перестал функционировать.

Новый всплеск политической активности П. И. Федорова начался в 1915 г. В Иркутском комитете Всероссийского союза городов, Сибирском обществе оказания помощи больным и раненым воинам активно участвовали в числе прочих политические ссыльные и местные социалисты. Группа сотрудничавших в этих организациях общественно-политических деятелей приняла решение дополнить организационную работу идейно-пропагандистской деятельностью. В январе 1915 г. при участии эсеров В. Г. Архангельского, М. А. Кроля, Е. Ф. Роговского, И. А. Якушева и др. был учрежден прогрессивный еженедельник «Народная Сибирь». Издателем же стал сочувствовавший начинанию и благонадежный с точки зрения полиции П. И. Федоров. В его квартире проходили заседания редакционного коллектива [Кроль, 2008. С. 442]. В апреле издание было приостановлено по распоряжению иркутского генерал-губернатора, а редактор привлечен к суду за статью от 30 марта 1915 г. «Два съезда (земский и дворянский)», в которой «было усмотрено возбуждение одной части населения против другой» [Серебренников, 2008. С. 109]. В мае 1915 г. коллектив почти в том же составе выпустил два номера беспартийной газеты «Отголоски жизни». В конце концов настойчивое стремление обращаться к населению губернии посредством периодической печати реализовалось с помощью кооперации. С января 1916 по май 1917 г. стабильно выходил учрежденный Н. П. Луцким, В. Г. Архангельским, М. А. Кролем, Е. Ф. Роговским, И. И. Серебренниковым и П. И. Федоровым общественный, экономический и литературный журнал «Иркутский кооператор».

Тесное сотрудничество с социалистами для Федорова послужило стимулом к партийной работе. Тем более что иркутские либералы имели потенциал консолидироваться в конкурентоспособную общественно-политическую силу. В 1915 г. Федоров стал иркутским корреспондентом ЦК партии народной свободы, а летом 1916 г. инициировал возобновление деятельности местного парткома.

Полноценная политическая работа началась весной 1917 г. П. И. Федоров вошел в исполнительный комитет общественных организаций Иркутска и был выбран председателем медицинской секции. В марте он представлял иркутских кадетов на VII съезде партии народной свободы. В июне был избран гласным Иркутской городской думы, в июле стал товарищем председателя городской думы. Судя по всему, в среде иркутских кадетов Федоров имел действительно высокий авторитет. Достаточно сказать, что его кандидатура была выставлена на выборах в Учредительное собрание.

Ядром партийной организации иркутских кадетов и главным средством политической борьбы в 1917-1919 гг. была газета. В апреле-августе 1917 г. она выходила под названием «Народная свобода», а с октября 1917 г. – «Свободный край». Ее вдохновителем и неизменным редактором был П. И. Федоров. Он считал, что «только через печать – это сильное оружие – будет услышан его голос в борьбе за возрождение родины» 3. Изданию газеты он отдался так же самозабвенно, как ранее врачебной практике, науке и общественной деятельности. Он «нес на своих плечах весь труд по редакции […] редактировал газету, писал статьи, хроникерские заметки, вел обозрение газет и журналов, ездил по несколько раз в день в типографию, корректировал газету» 4, привлекал сотрудников и корреспондентов. Стабильность материально-технической базы издания обеспечивал официально являвшийся издателем газеты владелец типографии К. К. Грюнберг, затем золотопромышленник П. П. Горяев. В результате «Свободный край» стал одной из самых многотиражных и широко распространяемых газет в Сибири.

Октябрьскую революцию и установившуюся в Иркутске в результате кровопролитных декабрьских боев 1917 г. советскую власть Федоров категорически не принял. Он развязал на страницах газеты агитационно-пропагандистскую борьбу против большевиков, которых считал «опричниками-разрушителями». Как следствие, в середине января 1918 г. издание «Свободного края» было запрещено. Однако редактор возобновил газету сначала под названием «Сибирский край», затем «Суровый край», пока следственная комиссия при революционном трибунале не выпустила предписание об аресте Федорова. Несколько месяцев он вынужден был скрываться.

Федоров не мог и не умел вести подпольную борьбу с властью. Время вынужденного бездействия он потратил на составление пособия по муниципальной медицине. Пассивное сопротивление, бегство от реальности как реакция на выталкивание из общественно-политической жизни была распространенной среди либеральной интеллигенции. Политическую волю в условиях подполья весной 1918 г. в Сибири проявили эсеры и военные, подготовившие антибольшевистский переворот.

Положение на востоке России кардинально изменилось в результате выступления Чехословацкого корпуса. Его части совместно с русскими вооруженными формированиями, при поддержке организаций эсеров и финансировании сибирской кооперации в течение лета 1918 г. свергли большевиков на территории Сибири. В результате переворота власть перешла к антибольшевистским органам управления, и край на полтора года стал плацдармом организованного противостояния Советской республике.

Двадцать третьего июля 1918 г. Федоров возобновил издание «Свободного края». В передовой статье он посетовал на прошедшие «шесть месяцев не жизни, а какого-то прозябания с зажатым ртом, со связанными руками» и призвал «расстаться с социалистическими опытами и встать на путь правопорядка». На страницах издания он вел антибольшевистскую пропаганду, жестко, с сарказмом критиковал эсеров и поддерживал центристскую политику Временного Сибирского правительства. Осенью 1918 г. Федоров дважды беседовал с объезжавшим города востока России членом ЦК партии народной свободы В. Н. Пепеляевым, пропагандировавшим курс на установление единоличной диктатуры. Федоров принял эту установку осторожно, поскольку сохранял приверженность демократическим ценностям и поддерживал левое крыло партии.

После государственного переворота 18 ноября 1918 г., в результате которого власть перешла к адмиралу А. В. Колчаку, провозглашенному Верховным правителем России, Федоров констатировал: «Произошло то, к чему с неумолимой логикой вел ход событий», а идея народоправства в данный момент неосуществима из-за невежества народа и гражданской войны 5. Кадеты ста- ли политической опорой колчаковщины. Однако поддержка режима сопровождалась стремлением направлять и корректировать политику Российского правительства. В частности, в публикациях «Свободного края» подвергались критике бюрократизм, взяточничество и самоуправство военных.

В 1919 г. Федоров все чаще обращался к проблемам нравственности и морали, призывал к гражданской ответственности и самопожертвованию во имя общества и государства. Слова он подкреплял делами. Возглавив Иркутский комитет помощи больным и раненым воинам и иркутское общество «Возрождение армии», он проводил благотворительные мероприятия, собирая деньги, продукты, медикаменты и вещи для армии и госпиталей. Несмотря на то, что роль «общественной инициативы» была более чем скромна в сравнении с десятками миллионов рублей, требовавшихся на обслуживание комбатантов, она давала позитивный моральный эффект и поддерживала усилия государственной власти [Рынков, 2008. С. 357].

В июле 1919 г. Федоров был мобилизован и стал ординатором Иркутского военного госпиталя. Осенью немногочисленный персонал больницы плохо справлялся с увеличивавшимся потоком больных и раненых. Даже соблюдение элементарной гигиены выросло в неразрешимую проблему. Тяжелая госпитальная нагрузка при исполнении всех ранее взятых на себя обязанностей по изданию газеты, работе в общественных организациях, партийном комитете и городской думе подкосила душевные и физические силы Федорова.

П. И. Федоров скончался 27 октября 1919 г. от сыпного тифа, заразившись на дежурстве в военном госпитале. Смерть в расцвете лет известного и уважаемого в Иркутске врача и общественно-политического деятеля вызвала бурную реакцию. Только на страницах «Свободного края» было помещено более двадцати соболезнований и почти столько же статей-некрологов. Некрологи были опубликованы и в самой многотиражной и широко распространяемой общественно-политической газете края «Сибирская жизнь», и в издании информационного отдела Штаба Верховного главнокомандования «Русская армия». Образ Федорова в некрологах – это образ героя, рыцаря, погибшего на гражданском посту. Он «самоотверженно слу- жил обществу», был «безупречно честным», «истинным патриотом», обладал «энергичным характером», «трудолюбием», «бескорыстием» и «ответственностью». Авторы некрологов рисовали образ «настоящего русского гражданина».

На протяжении жизни Федоров являлся общественно-политическим деятелем особого типа. «Рационалист до корней волос, эволюционист-естественник, далекий от лиризма […] шел по жизни […] с твердой верой в неизменный прогресс жизни. Не испытывал, по-видимому, ни крупных внутренних потрясений, ни подъемов, ни упадка. Отсюда, быть может, эта ровная непоколебимая трудоспособность и стойкая гражданственность, столь редкие в русском интеллигенте» 6.

Городская дума приняла на себя организацию похорон. Проститься с Федоровым пришли родные, друзья, коллеги по газете, издательству, типографии, госпиталю и Обществу врачей Восточной Сибири, политические единомышленники, члены партии кадетов. Присутствовали первые лица губернии и города – управляющий Иркутской губернией, бывший эсер П. Д. Яковлев, представитель губернской земской управы, эсер И. Х. Петелин, городской голова, эсер В. П. Зицерман, уполномоченный Чехословацкого корпуса, доктор И. Благож. Все они хорошо знали Федорова и поэтому выказывали дань уважения не венками, а пожертвованиями в пользу фронтовиков, больных и раненых воинов. Морально-нравственные ценности, которые олицетворял и пропагандировал П. И. Федоров, объединяли людей разных взглядов и положений. Они оставались скрепами общества в лагере контрреволюции, где господствовали «старые» по отношению к революционной морали общечеловеческие ценности.

Список литературы "Рыцарь иркутской общественности" П. И. Федоров (1872-1919)

  • Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872-2011. Биографический справочник / Под ред. Л. М. Дамешека. Иркутск, 2011. 400 с.
  • Кроль М. А. Страницы моей жизни. М., 2008. 735 с.
  • Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994. 560 с.
  • Рынков В. М. Социальная политика антибольшевистских режимов на востоке России (вторая половина 1918 - 1919 г.). Новосибирск, 2008. 440 с.
  • Серебренников И. И. Претерпев судеб удары. Дневник 1914-1918 гг. Иркутск, 2008. 592 с.
  • Третьяков В. В., Третьяков В. Г. Кадеты Восточной Сибири в 1905-1917 гг. Иркутск, 1997. 240 с.
Статья научная