С книгой поведешься - ума наберешься
Автор: Ермачкова Е.П.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 2 (44), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности учебной литературы, применяемой в сельских школах дореволюционной России. Приводятся примеры наборов печатных учебников по различным предметам и уровням образовательных учреждений. На основе архивных материалов и справочных изданий делается вывод о приоритете религиозной картины мира, утверждаемой среди простого народа.
Федоров и, ушинский к.д, церковно-приходская школа, учебник, западная сибирь, тобольская губерния
Короткий адрес: https://sciup.org/140274254
IDR: 140274254
Текст научной статьи С книгой поведешься - ума наберешься
В 2019 г. отмечается несколько круглых дат, связанных с историей российской учебной литературы. В 1574 г. во Львове Иван Федоров выпустил тираж книги для обучения письму и чтению «Букварь». Учебник из сорока страниц с двухцветным текстом быстро разошелся по русским школам, устроенным при монастырях и посадах, в домах аристократии. А вот счету и математике учились по «Книге, рекомой по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счетной мудростью». Дети и подростки того времени рассматривали основные действия с цифрами с точки зрения торговли и ведения хозяйства. Расширение границ территории Московского государства, бурные международные отношения XVI-XVIII вв., развитие торговопромышленной деятельности требовали постоянного роста грамотных и просвещенных чиновников, военных, дипломатов, готовых послужить «царю и Отечеству». Среди рукописных учебников все чаще стали появляться и печатные, распространяемые в розницу книгоношами или рыночными торговцами.
На рубеже XIX–ХХ вв. сельские одноклассные школы Российской империи имели достаточно разнообразный набор литературы, напрямую связанный с «незамысловатым» обучением простого народа. Так, по всей Западной Сибири можно было встретить: «Новый русский букварь», «Краткую священную историю» и катехизис, Евангелие, «Сокращенный великий молитвослов», «Руководство к обучению грамоте графа Корфа», «Руководство к преподаванию грамотности» Орбинского, сборник для народного чтения «Пчела», «Первоначальное обучение чтению и письму» Шарловского, арифметику Груббе, составленную Паульсоном, «Книгу для чтения» Паульсона, «Обозрение земного глобуса» Орбинского, «Полную арифметику на счетах», «Книгу для чтения» Водовозова, «Наставление в вере» Соколова, «Уроки географии» [1, л. 7-9].
Среди учебников и учебных пособий в передвижных школах чаще всего имелись: «Наставление в начальных истинах христианской веры» Соколова, «Букварь» Баранова, «Наглядная азбука» Павленкова,
«Обучение церковно-славянской грамоте» Ильменского. В ходе занятий выяснилось, что букварь Баранова оказался непригодным из-за недостатка материала и его заменили «Нашим словом» того же автора. Все перечисленные учебники являлись «довольно полезными», но трудными для самостоятельной работы [3, л. 8-42]. Данными книгами снабжался каждый ученик на весь курс обучения [2, л. 8].
155 лет назад вышла учебная книга для детей начальной школы К.Д. Ушинского «Родное слово». Великий русский педагог в 1864 г. выпустил сразу две первые книжки и методические руководства к ним для учителей. В 1870 г. Ушинский издал третью часть «Родного слова» для начальной школы - грамматику с руководством для учителей. В дореволюционный период вышло 146 изданий этого учебника [7, с. 13]! Как отмечали современники, работать по ним было легко и удобно, учащиеся быстро осваивали новые знания, стремясь к дальнейшему изучению предмета.
Большое внимание в одноклассных и двухклассных сельских министерских училищах уделялось воспитательной работе, которая проводилась в урочное и внеурочное время. Педагоги придерживались идеи К.Д. Ушинского, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой и жизнью и наукой». Учитывая быструю утомляемость детей младшего возраста, Ушинский советовал производить смену видов деятельности на занятиях, разнообразить методы передачи нового материала, приучать школьников к самостоятельной работе. Теория, разработанная ученым-педагогом, зачастую далеко опережала свое время.
После отмены крепостного права в Ялуторовском округе Тобольской губернии открыли несколько приходских сельских школ. Как отмечали современники, преподавание в них велось самыми рутинными приемами: «читать учили посредством буки-аз-ба, веди-аз-ва, и т.п., преподавание арифметики заключалось в механическом переписывании с доски задач, которые решал сам учитель. Письму учились, переписывая прописи, выполненные тем же учителем. Молитвы заучивались в долбежку без всякого разъяснения не только внутреннего смысла молитвы, но даже без объяснения непонятных слов и выражений» [5, с. 25-26].
Церковно-приходские школы должны были дать народу элементарные знания по счету, письму, чтению и обеспечить воспитание учащихся в духе веры в Бога, царя и отечество. Преподавание здесь велось в основном, по учебникам, утвержденным Синодом в 1886 г. В курсе изучения закона Божьего предпочтение отдавалось «Начаткам христианского чтения», «Наставлению в законе Божьем» Смирнова, на священной истории использовали учебники Смирнова и Крылова, на церковно-славянском чтении - евангелие, часослов, псалтырь.
Вторым по важности предметом в церковно-приходской школе была славянская грамота. В первый год изучали церковно-славянскую азбуку, выделяли ее особенности по сравнению с русским алфавитом, во второй год выборочно читали евангелие по книге Ильменского «Обучение церковно-славянской грамоте», работали над чтением по часослову и псалтыри, знакомились с церковным месяцесловом. На третий год продолжали чтение псалтири и часослова, Евангелия от Матфея. Наконец, на четвертый год осваивали еще трех евангелистов, а также готовились к чтению и пению в церкви по богослужебным книгам [6, с.26-27].
Кроме этого, в духовных школах использовали следующие учебники: по русской грамоте - «Азбуку» Столпянского, «Букварь» Лубенца, дальнейшее чтение проходило по «Нашему родному» Баранова, «Приходской школе» Ермина и Волотовского, «Книге для чтения» Ионова, «Солнышку» и «Родине» Радонежского. Диктанты обычно проводились по «Азбуке правописания» Тихомирова, грамматике Тихомировой и «Урокам правописания» Пуцыковича. Арифметика изучалась по «Повторительному курсу арифметики» Арефьева и Соколова, задачнику Дубенца и
Евтушевского. Письмо преподавалось по прописям Гербача и Тихомирова [4, с. 32].
Таким образом, изучение всех предметов в дореволюционных учебных заведениях строилось на принципе «от простого к сложному», программа предусматривала необходимый набор знаний, давала методические рекомендации. Основы педагогики, заложенные практиками и теоретиками прошлого, актуальны и сегодня. В то же самое время все предметы были проникнуты духом религиозности, призваны воспитать кроткого смиренного богобоязненного человека, который слепо верил в царя и Отечество.
Список литературы С книгой поведешься - ума наберешься
- Государственный архив Омской области Ф. 390. ОП. 1. Д. 4.
- Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГБУТО ГА в г. Тобольске). Ф. 61. ОП. 1. Д. 27.
- ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 152. ОП. 48. Д. 37.
- Ермачкова Е.П. Образование и просвещение в западносибирской деревне (1861-1913 гг.): монография. Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2010. - 192 с.
- Палопеженцев Н.И. Народное образование в г.Ялуторовске и Ялуторовском округе Тобольской губернии. Историко-статистический очерк. Часть 1. гл. 3 и 4. //Ежегодник Тобольского губернского музея. 1894. Вып. 2. - С. 1-89.
- Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. СПб.: Синодальная типография, 1894. - 112 с.
- Струминский В.Я. Великий русский педагог К.Д. Ушинский. М.: Знание, 1961.- 48 с.