«С Пушкиным на дружеской ноге»: гений и ничтожество Ивана Александровича Хлестакова

Бесплатный доступ

В статье предлагается еще раз задаться вопросом об особой роли Хлестакова в комедии «Ревизор» в контексте давней полемики между писателем Сергеевым-Ценским и литературоведом Ю.В. Манном. С. Сергеев-Ценский увидел в Хлестакове не обыкновенного враля, а большого художника, гениально сыгравшего роль того, за кого его приняли. Это суждение писателя было оспорено. С точки зрения Ю.В. Манна, Хлестаков не выходит за пределы своего кругозора - его воображение дерзко, но убого и тривиально. Таким образом «гений» и «ничтожество» стали признаками одного и того же лица. Гоголь наделил Хлестакова характеристиками, которые связывались в сознании писателя и с ним самим, и с именем Пушкина. Одна из них - неуемное воображение и язвительный смех, а другая - завораживающий протеизм. Только при достижении их союза Гоголю удалось осуществить свой замысел - «собрать в одну кучу все дурное в России» и «за одним разом посмеяться над всем». Особое внимание в статье уделяется пушкинскому контексту. Сближение Хлестакова и Пушкина рассматривается в перспективе гоголевского текста о Пушкине, а точнее, того важного плана, где развивается идея пушкинской всеотзывности. Очевидно, что семантическая конфигурация образов Пушкина и Хлестакова у Гоголя одна и та же. Ее определяют отсутствие личностной определенности и обусловленная этим возможность трансформации. Хлестаков предстает перед «Городничим и Ко» в тех образах, которые рисует их воображение. Художническая гениальность Хлестакова как раз и состоит в том, что он заставляет поверить в создаваемые им фигуры воображения самого себя и других. При этом в статье отмечается неслучайное различие между Хлестаковым, уносящимся под «сень струй» в доме городничего, и Хлестаковым, выказывающим саркастическую меткость наблюдения в письме к Тряпичкину. Гоголевский Хлестаков дополняет пушкинского подобно тому, как Гоголь дополняет Пушкина в своих размышлениях о нем. Отдавая должное Пушкину, Гоголь тем не менее отказывал ему в значимости для современности. Желание к пушкинскому прибавить и гоголевское могло повлиять на логику авторского поведения в комедии «Ревизор».

Еще

Гоголь, «ревизор», хлестаков, пушкин, литература, гений, ничтожество

Короткий адрес: https://sciup.org/149145266

IDR: 149145266   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-90

Список литературы «С Пушкиным на дружеской ноге»: гений и ничтожество Ивана Александровича Хлестакова

  • Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. 352 с.
  • Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М.: РГГУ, 2002. 686 с.
  • Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.: Издательство АН СССР, 1937–1952.
  • Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959–1960.
  • Иванов Вяч.И. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1987. 800 с.
  • Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». М.: Художественная литература, 1966. 111 с.
  • Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: Coda, 1996. 474 с.
  • Манн Ю.В. Труды и дни: 1809–1845. М.: Аспект Пресс, 2004. 813 с.
  • Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. М.: Советский писатель, 1982. 510 с.
  • Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. 864 с.
  • Сергеев-Ценский С. Талант и гений. Заметки о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Октябрь. 1960. № 8. С. 206–212.
Статья научная