С сербской ярмарки в русский музей: об этнографической информативности коллекции пряников 1902 г

Автор: Михайлова А.А.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: 3 т.49, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению коллекции фигурных сербских пряников из собрания Российского этнографического музея. Одна из основных задач исследования - поиск ответа на вопрос о значении этих изделий как культурного феномена. В работе приводятся сведения об истории появления коллекции, ее месте в собрании музея. Содержание коллекции анализируется методом его сопоставления с данными этнографической литературы и известными по другим источникам архаическими формами подобных объектов. Прослеживается связь между древней традицией изготовления обрядового хлеба у земледельческих народов и пряничничеством как товарно-ремесленным явлением. В рамках музеологического и источниковедческого дискурса с позиций культурно-антропологического подхода ставится вопрос о том, насколько замена разрушенных оригиналов гипсовыми моделями позволяет сохранить информационный потенциал и этнографическую ценность коллекции. Особое внимание уделяется проблеме интерпретации культурного наследия в контексте утверждения национальной идентичности в молодых балканских странах - Словении, Хорватии и Сербии. В качестве дискуссионного поднимается вопрос о том, может ли продукция ремесла, распространенного одновременно у нескольких народов, выполнять этнически маркирующую функцию, а также затрагивается остро встающая перед всеми этнографическими музеями в условиях глобализирующегося мира проблема перспектив комплектования музейных фондов предметами, отражающими современный этап развития народной культуры. Сделаны выводы о глубокой символичности этнографического наследия конца XIX - начала XX в. в этнических реалиях XXI в. и о его компонентно-образующей роли в процессе утверждения новых национальных идентичностей.

Еще

Экспонат, ремесло, идентичность, муляж, ярмарка, балканы, традиция

Короткий адрес: https://sciup.org/145146304

IDR: 145146304   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2021.49.3.101-111

Список литературы С сербской ярмарки в русский музей: об этнографической информативности коллекции пряников 1902 г

  • Андреева И.В. Музейный предмет как документ: к истокам документивной концепции музееведения // Вестн. культуры и искусств. – 2017. – № 3 (51). – С. 7–15.
  • Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. – Л.: Наука, 1981. – С. 215–226. – (Сб. МАЭ; т. 37).
  • Балаш А.Н. Подлинники и воспроизведения в музее: теоретическое осмысление проблемы аутентичности музейного предмета в музеологическом дискурсе последней четверти XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3 (53), ч. I. – C. 42–45.
  • Баранов Д.А. О чем молчат вещи? // ЭО. – 2016. – № 5. – С. 25–39.
  • Валенцова М.М. Мед // Славянские древности. – М.: Международ. отношения, 1995. – Т. 3. – С. 208–210.
  • Галуева Е.С. Пряник в свадебном обряде русских крестьян второй половины XIX – начала XX века // Традиционная культура. – 2003. – № 3. – С. 34–41.
  • Ганцкая О.А. Польские народные фигурные кондитерские изделия // Из культурного наследия народов России. – Л.: Наука, 1972. – C. 257–264. – (Сб. МАЭ; т. 28).
  • Дубов И.В. У истоков Российского этнографического музея // ЭО. – 1998. – № 6. – С. 112–121.
  • Иоганзен Б.Г. Памяти Порфирия Порфирьевича Славнина (1878–1957) // Вопросы географии Сибири. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1962. – Т. 4. – С. 171–174.
  • Каэль. На выставке костюмов // Петербург. листок. – 1902. – 26 нояб.
  • Куринских П.А. Проблемы фольклоризма в зарубежной историографии // Научный диалог. – 2016. – № 2 (50). – С. 250–260.
  • Леонов И.В., Грусман Я.В. «Страдающие артефакты» историко-культурного наследия // Вестн. СПб. гос. ин-та культуры. – 2019. – № 3 (40). – С. 61–67.
  • Макаренко А.А. Д.А. Клеменц в этнографическом отделе Русского музея императора Александра III: (1901–1909 гг.). – Иркутск: [Тип. Иркут. Т-ва печ. дела], 1917. – 40 с.
  • Михайлова А.А. Вклад А.З. Носова в формирование сербских коллекций РЭМ // Этнографические коллекции в музеях: культурные стратегии и практики: мат-лы Двенадцатых СПб. этногр. чтений. – СПб., 2013. – С. 196–202.
  • Михайлова А.А. Феномен вашара в контексте сербской идентичности // Торговля в этнокультурном измерении: мат-лы Четырнадцатых СПб. этногр. чтений. – СПб., 2015. – С. 331–336.
  • Михайлова А.А. Сербия начала ХХ в. в отражении этнографических источников: вещевых коллекций, фотоматериалов и документов из фондов Российского этнографического музея // Imagines mundi: альманах исследований всеобщей истории XVI–XX вв. Сер. Балканика. № 9. – Екатеринбург, 2016. – Вып. 3. – С. 69–83.
  • Михайлова Н.Г. Проблемы локально-этнической культурной идентичности и процессы глобализации // Вопр. социальной теории. – 2011. – Т. V. – С. 262–270.
  • Мосс М. Общества. Обмен. Личность. – М.: КДУ, 2011. – 416 с.
  • Мыльников А.С. Об этнокультурном источниковедении // Проблемы общей этнографии и музеефикации. – Л.: Наука, 1987. – С. 13–14.
  • Никонова А.А. Загадка музейного предмета // Вестн. СПб. гос. ун-та. Сер. 6. – 2006. – Вып. 1. – С. 11–18.
  • Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Понятие этнокультурного неотрадиционализма: к методологии анализа // Личность. Культура. Общество. – 2012. – Т. XIV. – С. 187–193.
  • Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М.: Лабиринт, 2000. – 124 с.
  • Руденко Н.И. Пространство знания этнографического музея: стратегии, техники и репрезентации // Антропологический форум. – 2017. – № 33. – С. 10–36.
  • Сергеева М.И. Тверская пряничная традиция: вопросы изучения и реконструкции // Вестн. славян. культур. – 2014. – № 4 (34). – С. 44–52.
  • Смусин Л.С. Выставка «Русский пряник и фигурное печенье» // СЭ. – 1974. – № 4. – С. 158–162.
  • Суворов Н.Н. Памятник культуры как воображаемая реальность // Вестн. СПб. гос. ин-та культуры. – 2017. – № 4 (33). – С. 76–81.
  • Толстая С.М. Зеркало // Славянские древности. – М.: Междунар. отношения, 1995. – Т. 2. – 323 с.
  • Шкаровская Н.С. Пекарское художество. Обрядовые фигурки и декоративные пряники // Советское декоративное искусство. – 1988. – Вып. 5. – С. 238–258.
  • Андрејић Љ. Обредни колачи (хлебови) // Гласник Етнографског музеја у Београду. – Београд: Етнографски музеј, 1977. – Бр. 41. – С. 253–319.
  • Belančić A.N. Predavanje o licitarima… // Glas. – 2016. – Br. 13. – S. 52–55.
  • Biškupić-Bašić I. Medičarsko-svjećarski obrt // Hrvatska tradicijska kultura na razmeđu svjetova i epoha. – Zagreb: Barbat, 2001. – S. 194–197.
  • Biškupić-Bašić I. Overview of gingerbread and wax crafts through the centuries // Narodna umjetnost: hrvatski časopis za etnologiju i folkloristiku. – 2002. – Vol. 39, N 1. – S. 115–130.
  • Gavrilović L. Nepostojeće nasleđe zemlje koje nema // Ogledi o jugoslovenskom kulturnom nasleđu. Etnološka biblioteka. – Beograd: Srpski genealoški centar, 2012. – Knj. 61. – S. 39–56.
  • Гавриловић С. Митровица трговиште у Срему XVIII–XIX (1716–1848). – Београд: САНУ, 1984. – 224 с. – (Посебна издања; књ. 558).
  • Kašpar L. Najnovija ispitivanja licitarskog obrta u Varaždinu i bližoj okolici // Muzejski vjesnik: Glasilo muzeja sjeverozapadne Hrvatske. – 1980. – Br. 3. – S. 73–82.
  • Костић П. Годишњи обичаји у српским селима румунског Ђердапа // Зборник радова. – 1971. – Бр. 4–8. – С. 73–87.
  • Kus-Nikolajev M. O podrijeklu licitarskog srca // Starohrvatska prosvjeta. – 1928. – Vol. II, N 1/2. – S. 135–140.
  • Марјановић В. Лицитарство. Кад се жртвују медењаци // Стари занати у Србији. – Београд: Етнографски музеј, 2009. – С. 73–77.
  • Marković S. Srbija ima – licidersko srce! // Treće oko. – 2011. – Br. 556. – URL:http://www.treceoko.novosti.rs/code/navigate.php?Id=182&editionId=77&articleId=385 (дата обращения: 27.02.2020).
  • Менковић М. Један век сакупљања и истраживања традиционалног костима Косова и Метохије у Етнографском музеју у Београду // Гласник Етнографског музеја. – Београд, 2002. – Књ. 65/66. – С. 163–189.
  • Nesnovna dediščina // URL: https://www.gov.si/teme/nesnovna-dediscina/#e41268 (дата обращения: 27.02.2020).
  • Нишкановић В. Ношње из српске колекциjе Руског етнографског у Санкт-Петербургу // Колекциjа jесен / зима 1867. – Београд: Етнографски музеj у Београду, 2005. – С. 66–83.
  • Радуловачки Л. Заоставштина митровачког воскара и лицидера Панте Репајића дарована музеју Срема // Гласник етнографског музеја. – 2005. – Br. 67/68. – С. 311–324.
  • Стари занати у Републици Србији // URL: http://starizanati.gov.rs/zanati/licitarstvo/ (дата обращения: 27.02.2020).
  • Трајковић И. Лицидерски занат у Нишу // Зборник. Народни музеj Ниш. – 2012. – N 12. – С. 23–32.
  • Улмер Г. Занатство у Суботици 1686–1779. – Суботица: Историјски архив, 1995. – 198 с.
  • Šarić D. Zaštićena nematerijalna kulturna baština Hrvatskog zagorja // Kaj: časopis za književnost, umjetnost i kulturu. – 2013. – Vol. 46 (224). – N 1/2 (320–321). – S. 109–126.
  • Scheybalová J. Pernikarstvi // Perníkářství. Muzejní a vlastivědná práce. – 1974. – N 12. – S. 146–172.
  • Шутић Р. Јован Баћанов (Параге. Бачка Паланка) // Изворник. – 2008. – N 4. – С. 181–197.
Еще
Статья научная