Сакральное как имманентный принцип формирования нации

Автор: Шамин Сергей Анатольевич

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 3 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется актуальная для современной социальной философии проблема понимания консолидационного принципа формирования нации. На разных этапах научного исследования в указанном качестве предлагались: изначально данное, социобиологическое единство; общность воображения нации; политический, экономический и социокультурный контекст. Однако недостаточно исследованным в данном отношении оставался религиозный фактор, включающий трансцендентный сакральный элемент, воспринимаемый как наивысшая ценность. В данной статье предлагается понимание нации как квазирелигиозного явления современности, предполагающего наличие сакрального элемента в качестве имманентного консолидационного принципа. Условием для формирования нации и трансформации ее оснований является процесс глобальной секуляризации. В развитии данного процесса выделяются этапы, исследование которых обнаруживает динамику в локализации сакральной сферы реальности, обусловливающую изменения в восприятии нации. Первый этап секуляризации связывается с распространением христианства, сопровождающегося профанацией всей области природной реальности и актуализацией значения отдельной личности. Формирование следующего этапа обусловлено смешением социальной и природной сфер, образующим диффузную социобиологическую реальность, связанную с усилением роли индивидуального. Именно в этот период формируется представление о нации как социобиологической общности, характеризующейся личной правовой и политической ответственностью ее членов. Переход к третьему этапу секуляризации обусловлен профанацией социальной сферы и локализацией сакрального в области частной жизни индивидуума, в связи с чем национальный консолидационный принцип локализуется в сфере воображения отдельной личности. Профанация индивидуальной сферы, приводящая к ее децентрализации, обусловливает сакрализацию определенного контекста повседневности, воспринимаемого в качестве основания национальной идентичности. Таким образом, принятие фактора сакрального в качестве имманентного принципа формирования нации и исследование динамики его локализации способно приблизить научную мысль к решению актуальных проблем социальной философии, связанных с пониманием нации и социальной идентичности в целом.

Еще

Нация, квазирелигия, сакральное, консолидационный принцип, профанное, секуляризация

Короткий адрес: https://sciup.org/149131925

IDR: 149131925   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.3.7

Список литературы Сакральное как имманентный принцип формирования нации

  • Андерсон 2001 - Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс, 2001.
  • Гиренок 2018 - Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2018.
  • Гришина 2016 - Гришина Н.В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16. 2016. №> 1. С. 58-68.
  • Дюркгейм 1998 - Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: Канон +: Наука, 1998.
  • Кара-Мурза 2015 - Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. Учебник межнациональных отношений. М.: Алгоритм, 2015.
  • Козырьков 2002 - Козырьков В.П. Частная жизнь личности и приватизация культуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2002. N° 1. С. 125-138.
  • Кырлежев 2012 - Кырлежев А.И. Постсекулярная концептуализация религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 52-69.
  • Миллер 1995 - Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема // Полис. 1995. № 6. С. 56-61.
  • Митрохин 2000 - Митрохин Л.Н. Нация и религия // Митрохин Л.Н. Религия и культура: философские очерки. М.: ИФ РАН, 2000. С. 185-212.
  • Нехаев 2016 - НехаевА.В. Теории наций и нацио-нализмов: проблема классификации // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2016. № 2. С. 36-46.
  • Тейлор 2017 - Тейлор Ч. Секулярный век. М.: ББИ, 2017.
  • Тиллих 1995 - Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995.
  • Чебоксаров, Чебоксарова 1985 - Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Расы, народы, культуры. М.: Наука, 1985.
  • Элиаде 1994 - Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  • Greenfeld, Eastwood 2007 - GreenfeldL., Eastwood J. National Identity. N. Y.: Oxford University Press, 2007.
  • Hall 1993 - Hall J. Nationalisms: Classified and Explained // Daedalus. 1993. № 3. P. 1-28.
  • Tajfel, Turner 1986 - Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior. // S. Worchel & W. G. Austin (eds.). Psychology of Intergroup Relations. Chicago, IL: Nelson-Hall. 1963. Р. 7-24.
  • Tillich 1963 - Tillich P. Christianity and the Encounter of the World Religions. New York: Columbia University Press, 1963.
Еще
Статья научная