Сакральные функции традиционной женской одежды телеутов

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению сакральных функций женской одежды телеутов на основе материалов «Телеутской коллекции», хранящейся в фондах Государственного автономного учреждения культуры Кемеровской области «Историко-культурный и природный музей-заповедник “Томская Писаница”». Национальный женский телеутский костюм отличается яркой цветовой гаммой и богатой отделкой при относительной простоте кроя основных элементов. Устойчивость во времени фасона народного костюма телеуток и его декоративных элементов можно объяснить не только практическими соображениями, но и теми функциями костюма, которые в настоящее время оказались забыты. Одежда не только защищает человека от неблагоприятных условий окружающей среды, но и сообщает информацию о социальном статусе индивида, семейном положении и прочем; мифологическое сознание приписывает ей способность охранять своего владельца от враждебных потусторонних сил, а также обеспечивать ему покровительство богов и духов, реализуя таким образом сакральную функцию костюма. В традиционном обществе наивысшим благом для женщины считались замужество и рождение здорового потомства, ради чего принимались различные защитные меры, и многие из них были связаны с народным костюмом.

Еще

Телеуты, традиционное мировоззрение, символика, национальная одежда, украшения

Короткий адрес: https://sciup.org/147219629

IDR: 147219629

Список литературы Сакральные функции традиционной женской одежды телеутов

  • Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 314 с.
  • Алтайский национальный костюм. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1990. 96 с.
  • Анохин А. В. Душа и ее свойства по представлению телеутов // МАЭ. Л., 1929. Т. 8. С. 253-269.
  • Беленко В. А. Национальная одежда телеутов (описание и методические рекомендации с чертежами выкроек для шитья женской и мужской одежды) // Телеутская землица и ее коренные жители. 1990. Вып. 1. С. 21-25.
  • Дьяконова В. П. Некоторые этнокультурные параллели в шаманстве тюркоязычных народов Саяно-Алтая // Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.: Наука, 1984. С. 30-49.
  • Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // МАЭ. Л., 1927. Т. 6. С. 19-36.
  • Кацюба Д. В. Духовная культура телеутов. Кемерово, 1993. 192 с.
  • Кимеева Т. И., Тыдыкова Л. И. Традиции и ремесла бачатских телеутов: Учеб.-метод. пособие для национально-культурных центров и образовательных учреждений Кемеровской области. Кемерово: Примула, 2011. 144 с.
  • Потапов Л. П. Одежда алтайцев // МАЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Вып. 13. С. 5-59.
  • Рюмина-Сыркашева Л. Т., Кучигашева Н. А. Телеутско-русский словарь. Кемерово: Кемеров. кн. изд-во, 1995. 120 с.
  • Смирнова Е. Ю. Магия в традиционном мировоззрении: по материалам традиционной одежды сибирских татар // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999. № 1. С. 92-99. URL: http://turkology.tk/ library/320 (дата обращения 01.11.2015).
  • Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Л. Э., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 225 с.
  • Усманова М. С. Обычаи, связанные с рождением ребенка у хакасов // Из истории шаманства / Под ред. Л. И. Дюканова. Томск, 1976. С. 166-171.
  • Функ Д. А. Семейно-родовые покровители у телеутов. Кемерово, 2012. 40 с.
  • Функ Д. А. Устное творчество, игры и развлечения бачатских телеутов: итоги, проблемы и перспективы изучения // Телеуты. Материалы к серии «Народы и культуры». 1992. Вып. 17. С. 5-140.
  • Ханзеева Д. П. Цветообозначение в бурятском языке: лингвокультурологический аспект: Дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2011. 176 с. URL: http://www.dissercat.com/ content/tsvetooboznachenie-v-buryatskom-yazyke-lingvokulturologicheskii-aspekt (дата обращения 05.03.2016).
  • Эдоков А. В. Цветовое восприятие в культуре алтайцев // Изв. АлтГУ. 2007. № 2. С. 80-83.
Еще
Статья научная