"Сакраментологический барьер" в экклезиологии XX века и пути его преодоления сегодня

Бесплатный доступ

С наступлением XX века начинается новый период церковной мысли - она концентрируется на проблематике кафолического бытия Церкви. Два ключевых аспекта: внутреннего устройства самой Церкви и её отношения к внешнему миру - составляют основной объём этой проблематики. Различные попытки осмысления этого круга вопросов на протяжении всего XX века осуществляются в привычных для прошлых эпох парадигмах богословия отдельного человека как Церкви (X-XIV вв.) и богословия общинного бытия (XV-XIX вв.), коррелируемых с контекстами аскезы и церковных таинств. Такой подход обнаруживает свою ограниченность: отождествление экклезиологического и сакраментологического бытия, будучи последовательно применённым, приводит церковную мысль либо в лабиринты и тупики богословской мысли, либо - хуже - к богословским ошибкам, которые могут иметь далеко идущие последствия в жизни Церкви. К концу XX века, преимущественно в рамках направления неопатристического синтеза, намечается путь к преодолению «сакраментологического барьера».

Еще

Церковь, евхаристия, таинства, богословие кафоличности, неопатристический синтез, евхаристическая экклезиология, границы церкви

Короткий адрес: https://sciup.org/140294826

IDR: 140294826   |   DOI: 10.24411/2541-9587-2019-10010

Список литературы "Сакраментологический барьер" в экклезиологии XX века и пути его преодоления сегодня

  • Амвросий (Ермаков), архиеп. Экклезиология документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» в свете святоотеческого учения о Церкви и её миссии // Христианское чтение. СПб., 2016. № 6. С. 31-42.
  • Афанасьев Н., протопр. Кафолическая Церковь // Его же. Церковь Божия во Христе. М., 2015. С. 480-515.
  • Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. Киев, 2005. 480 с.
  • Афанасьев Н., протопр. Церковь, председательствующая в Любви // Его же. Церковь Божия во Христе. М., 2015. С. 542-600.
  • Афанасьев Н., протопр. Una Sancta // Его же. Церковь Божия во Христе. М., 2015. С. 633-667.
  • Василий Великий, свт. Первое каноническое послание к Амфилохию Иконий-скому // Его же. Творения. В 2-х тт. М., 2009. Т. 2. С. 695-709. Правило 1.
  • Василий (Кривошеин), архиеп. Кафоличность и структуры Церкви (Некоторые мысли в связи с вступительным докладом проф. С. С. Верховского) // Его же. Богословские труды. Н. Новгород, 2011. С. 587-599.
  • Викентий Леринский, прп. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков // Его же. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 14-112.
  • Дионисий Ареопагит, св. О церковной иерархии // Его же. О церковной иерархии. Послания. СПб.: Алетейя, 2001. С. 10-181.
  • Заявление православных участников на Первой всемирной конференции «Вера и церковное устройство». Лозанна, август, 1927 год // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. М., 1999. С. 76-79.
  • Иларион Троицкий, свщмч. Единство Церкви и всемирная конференция христианства (письмо г. Роберту Гардинеру, секретарю комиссии для устройства мировой конференции христианства) // Его же. Творения. В 3 тт. М., 2004. Т. 3. С. 495-540.
  • Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. М., 2006. 280 с.
  • Иоанн (Зизиулас), митр. Несколько замечаний о соборности Церкви // Его же. Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 299-312.
  • Иоанн (Зизиулас), митр. Современные дискуссии о первенстве в православном богословии // Петрово служение. Диалог католиков и православных. М., 2006. С. 257-274.
  • Иустин Мученик, св. Вторая апология // Памятники древнехристианской письменности. М., 2005. С. 93-106.
  • Иустин Мученик, св. Первая апология // Памятники древнехристианской письменности. М., 2005. С. 30-93.
  • Иустин Попович, прп. Догматика Православной Церкви. Пневматология. М., 2007. 544 с.
  • Иустин Попович, прп. Догматика Православной Церкви. Экклесиология. М., 2005. 288 с.
  • Каллистос (Уэр), еп. Православная Церковь. М., 2001. 376 с.
  • Легеев М., свящ. Отдельный человек как Церковь и его границы // Материалы ежегодной научно-богословской конференции СПбДА. 30 сентября 2015 г. СПб., 2015. С. 146-151.
  • Легеев М., свящ. Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией. СПб., 2015. 592 с.
  • Лосский В. Н. Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) // Его же. Боговидение. Минск, 2007. С. 458-468.
  • Лосский В. Н. О третьем свойстве Церкви // Его же. Боговидение. Минск, 2007. С. 448-458.
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Его же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Сергиев Посад, 2013. С. 8-199.
  • Марк Минуций Феликс. Октавий // Сочинения древних христианских апологетов. СПб.: Благовест-Алетейя, 1999. С. 226-271.
  • Межправославная встреча по теме «Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением». Салоники, Греция, 29 апреля — 2 мая 1998 года // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. М., 1999. С. 486-489.
  • Мефодий (Зинковский), иером. Богословие Личности в XIX-XX веках. СПб., 2014. 320 с.
  • Окружное послание Вселенского Патриархата 1920 года // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. М., 1999. С. 68-71.
  • Сергий (Страгородский), патр. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от неё сообществам // Хрестоматия по сравнительному богословию. М., 2005. С. 33-61.
  • Софроний (Сахаров), иером. Единство Церкви по образу единства Святой Троицы // Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. Париж, 1950. № 2-3. С. 8-33.
  • Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. М., 2000. 256 с.
  • Софроний (Сахаров), архим. Рождение в царство непоколебимое. Эссекс-М., 2000. 224 с.
  • Троицкий С.В. Единство Церкви // ЖМП. М., 1948. № 8. С. 68-70.
  • Троицкий С. В. О церковной автокефалии // ЖМП. М., 1948. № 7. С. 33-54.
  • Флоровский Г., прот. Евхаристия и соборность // Его же. Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 71-84.
  • Флоровский Г., прот. Церковь: её природа и задача // Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. С. 186-200.
  • Флоровский Г., прот. Кафоличность Церкви // Его же. Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 141-158.
  • Шишков А. В. Спорные экклезиологические вопросы повестки Всеправо-славного собора и проблема верховной власти в Православной церкви // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2016. № 1 (34). С. 210-254.
  • Шишков А. В. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Философия. Богословие. М., 2015. № 1 (57). С. 25-38.
  • Шмеман А., протопр. Вселенский Патриарх и Православная Церковь // Его же. Собрание статей. 1947-1983. М., 2009. С. 364-373.
  • Шмеман А., протопр. О понятии первенства в православной экклезиологии // Его же. Собрание статей. 1947-1983. М., 2009. С. 391-412.
  • S. Augustini. De baptisimo contra dondtistas libri septem // PL 43. P. 107-245.
  • 'EAniSofôpov Aa^npvviaSov, щгр. Primus sine paribus // Oikou^evikov naxpiapxeiov. URL: http://www.ec-patr.org/arxeio/elp2014-01-gr.pdf (дата обращения: 24.06.2019).
  • Zizioulas John D. Eucharist, Bishop, Church. Brookline, 2014. 279 p.
Еще
Статья научная