Самарская Лука как крупный центр праславянской языческой культуры

Бесплатный доступ

На основе анализа топонимики Самарской луки делается вывод о формировании здесь крупного центра праславянской языческой культуры.

Самарская лука, культура, фольклор

Короткий адрес: https://sciup.org/148313229

IDR: 148313229

Текст научной статьи Самарская Лука как крупный центр праславянской языческой культуры

Исследования автора в сфере топонимики и фольклора показали, что Самарская Лука является крупным центром древнейшей, дохристианской, праславянской языческой культуры. Это подтверждают также палеонтологические (особенно, по медведям), археологические и антропологические исследования на Самарской Луке, в Самарском регионе и на соседних территориях. Понятие «языческий» - условное, но оно принято в науке для обозначения близких форм древнейших религий.

До второй половины 18-го века Жигули назывались Девьими горами, что было отражено на итальянской карте космографа Фра-Мауро 1459 г. как «Амазония». Это географическое название явно ассоциировалось у итальянца с древнегреческим мифом о воинственных женщинах амазонках. В «Казанской истории», написанной во времена Ивана Грозного, эти горы указаны как Девичьи. И французский картограф Г.Делиль на карте Московии 1706 г. назвал средневолжские горы Montagne devi – Гора девья.

В преданиях поволжских аборигенов есть и отважная дева Манчиха (и гора Манчиха в Жигулях, у с.Подгоры, есть), и двенадцать сестёр-богатырок (они жили на Усинском кургане, она же - гора Лепёшка, в устье р.Усы), и богатырка Усолка из с.Усолье. В Жигулях до настоящего времени есть Девья гора (более поздние названия – Девичья гора, Девичий курган), про которую сложены легенды. Выдающийся немецкий поэт Пауль Флеминг в 1634 г. опубликовал о ней сонет «Девья гора». Девья гора стоит около Молодецкого кургана. Легенда объединяет Девью гору и Молодецкий курган: будто бы жила в лесу девица-отшельница, которая полюбила парня-охотника, а он – её (сюжет не оригинальный, явно языческий и распространённый у других народов). Все эти девы, молодые и старые, - отражение древнейших языческих воззрений и совсем не то, что интерпретируется в осовремененных легендах, это не люди, не представители вида человек разумный. Но это другая проблема.

Важно отметить, что Девья гора с Молодецким курганом, Усинский курган (гора Лепёшка), с.Усолье, а также Леший овраг (Лешев буерак) находятся

Анатолий Валентинович Виноградов, доцент.

совсем недалеко друг от друга, в низовьях р.Усы, практически в одном небольшом районе. Недалеко, на восточной стороне Отважинской долины, есть Чирикова гора (название от Чур – леший славян), и рядом, в глубине долины, овраг Тёмный. В верховьях той же р.Усы находится пос.Суринск (название от Арсури – леший чувашей). Гора Манчиха находится на удалении от них, у с.Подгоры, и здесь же, между с.Подгоры, пос.Гаврилова Поляна и Ширяевским оврагом растёт Ведьмин лес. Между Подгорским и Жигулёвским участками располагаются Чёртов овраг у горы Стрельной, Чёртовы мосты на Стрельной и Большой Бахиловой горе. Видимо, сакральным местом были Чирикова гора с Тёмным оврагом в Отважинской долине Жигулей. На Самарской Луке известен топоним Чуракайка – обратите внимание на правильность написания топонима! (того же смысла).

В районе Стрельной горы скрывается Чёртов овраг. Есть ещё Чёртов мост на Большой Бахиловой горе – узкий и крутой скалистый гребень, с которого можно легко сорваться в пропасть. Аналогичный скалистый хребет есть и на соседней Стрельной горе – высшей точке Жигулей, его тоже иногда называют Чёртовым мостом.

Есть на Самарской Луке старинное с.Шелехметь. Рядом проходят Ше-лехметские (Шелехметьевские) горы. Название Шелехметь напоминает слово Кереметь (леший финно-угров). В Кузнецком районе Пензенской области слева в Суру впадает р.Ржавка, ранее называвшаяся Шелемис. Название могло быть образовано от булгарско-чувашского мужского имени Шалим, ис – вода, река. В окрестностях Пензы был Шелим-бор (Шилим-бор, Шипин-бор). Название «Шелехметь» могло иметь гибридное, смешанное происхождение: Шелемис + Кереметь, учитывая, что здесь жили разные народы – мордва и чуваши. В соседней Пензенской области встречаются и другие аналогичные топонимы.

В Жигулях, у Стрельной горы и недалеко от Чёртова оврага, находится Молебный овраг. Он среди десятка других оврагов: Старо-Отважинский, отрог Малинового оврага, Осиновый, Малый, Зольный, Скалистый малый, Воровской, Молебный, Колоды и Соляной. Кроме Молебного, привлекают внимание Зольный, Воровской и Колоды. Происхождение их названий до сих пор точно не было установлено, у краеведов были только предположительные версии: что, мол, в одном жгли золу для производства поташа; в другом – воры-разбойники собирались; в третьем, где находится единственный на Жигулёвском плато источник Каменная Чаша, деревянные колоды для воды лежали. Точнее их названия объясняются древними языческими корнями. Древнее финно-угорское слово «вор, вур» означает «лес», от чего, собственно, слова «вор» и «вурдалак» происходят. Слово Колоды сохранилось, видимо, с тех древнейших времён, когда здесь стояли деревянные идолы; возможна также связь этих понятий с языческим антропоморфным божеством Колядой. С Зольным – не менее интересно. Для восточной части праславянского мира характерны интересные языческие археологические святилища – зольники 3 – 11-го веков до нашей эры. Это были места деревенского общинного культа. Самые древние до сих пор были отмечены в правобережье Днепра и Ворсклы. Весной на зольниках жгли «хлам» (от «слам» - солома), проводились ритуа- лы, делались жертвы. Ритуальные костры, особенно первомайские, зажигались с целью отпугнуть нечистую силу – ведьм. Возможно, пещеры у с.Ширяево в Жигулях с находками большого количества медвежьих костей тоже имеют культовое языческое значение, как свидетельство медвежьего культа, связанного с культом Волоса (Велеса). Всё в целом свидетельствует о наличии древнейшего крупного языческого комплекса в районе Жигулей.

Нужно добавить, что название с.Новодевичье к языческой тематике Жигулей отношения не имеет, оно более позднее и пришло из Москвы.

В Сызранском районе есть скала Чёртов палец из причудливых скал естественного происхождения. В верховьях р.Усы, в Старорачейском лесу, встречаются многочисленные скалы-останцы, которые напоминают то коня, то лягушку, то человека. Так их иногда и называют. Среди них выявлен культовый объект чувашей – Камень Йубейде-Тяуле, священное место «людей-филинов», «мохнатых обезьян», упате, упете (то есть, леших).

Название «Девьи» прослеживается по всему Поволжью. В Нижнем Поволжье, Саратовской области, районе Актарска, есть с.Дивовка; располагается оно в долине р.Медведицы, где есть ещё с.Красный Яр и Лысые Горы, и все по правобережью Волги. А напротив г.Балаково, стоящего на левом берегу, по правобережью, Хвалынские горы сменяются Девичьими; там же, в Саратовской области, по правому берегу Волги, ниже г.Вольск тянутся Змеевы (Змиевы) горы. Они упомянуты в «Книге Большому Чертежу» 1627 г.: «А по нагорной стороне по Волге от усть реки Свияги и до усть реки Самары, и до Царицына берегом горы Юрьевы, и Девичьи, и Змеовые». Иногда краеведы путают их с Жигулёвскими. Но в более общем смысле они, возможно, правы: судя по всему, все горы по правому берегу Волги, по крайней мере, от Жигулей до Хвалынских гор назывались Девичьими.

Обратимся теперь к р.Дон, соседу Нижней Волги. В Воронежской области впадает в него небольшая р.Тихая Сосна. Ниже этого места, по берегу Дона, располагается Дивногорье. Это меловые берега Дона. Есть горы Дивы – Большие и Малые Дивы. А выше, по тому же берегу, невдалеке, впадает в Дон р.Девица. А ещё подальше – другая р.Девица, впадающая в р.Воронеж, и на ней есть два села – Девица и Нижнедевицк.

Рассмотрим Верхнее Поволжье. В южной части Нижегородской области, почти на границе с Мордовским заповедником и Мордовией, близ г.Саров, есть с.Дивеево (корни «сар» и «див» означают «леший»). В 10 км от г.Углич в Ярославской области находится с.Дивная Гора, а в Угличе стоит Успенская церковь, имеющая ещё и второе название – Дивная (церкви захватывали места древнейших языческих святилищ). Выше г.Ярославля, на берегу Волги, расположено с.Диево-Городище. В Тверской области, широко известны Девьи камни – древнейшие языческие капища, а на правом берегу Волги (Иваньковского водохранилища) стоит с.Юрьево-Девичье.

Историки и этнографы полагают, что до середины 17-го века в районе Самарской Луки была окраина России. Первые, наиболее древние, селения русских находились на правом берегу Волги, на Самарской Луке, где расположены Жигулёвские горы. Там же и наиболее древние русские топонимика и мифология, если точнее, то русскоязычная и русскокультурная, поскольку там жили не только русские, но и чуваши, и мордва, и другие народности. Не случайно в 16-м веке на левом берегу, в Заволжье была построена город-крепость Самара для укрепления рубежей России, поскольку левобережные земли были в распоряжении башкир, и они платили за них оброк. Самыми ранними русскими переселенцами в Самарский край были представители северорусской группы с Волго-Камья, Верхней Волги – из-под Казани, Нижнего Новгорода, Симбирска. Их влияние ощущается в этнографии и фольклоре. Было бы логично, если бы следы их влияния сохранились и в топонимике. Они, действительно, есть.

Священные горы с названием Девичья и Девин распространены по всему славянскому миру и нередко с ними связаны древние ритуальные традиции. Древнее славянское городище-святилище Девичья гора на Днепре у с.Триполье – точная копия Молодецкого кургана в Жигулях. А ведь совсем рядом с Молодецким курганом находится, как мы знаем, Девья гора. Горы, которые назывались Девьими, выбирались по определённым признакам: они должны были быть достаточно дикими, в меру высокими, желательно с оврагами и лесом и обязательно с крупными камнями, из которых можно было бы сложить языческие культовые сооружения.

То есть, Девьи (в данном случае, Жигулёвские) горы – это Лешьи горы (или Лешачьи, Лешачихины, Русалочьи). Близкие по смыслу и звучанию топонимы прослеживаются также до стран Западной Европы, Прибалтики, побережья Северного Ледовитого океана, Урала и Сибири.

Близко к Девьим и Дивьим горам понятие Лысых гор. В Жигулях, вблизи устья Морквашинского оврага, возвышается Лысая гора. На ней есть просторная пещера и древнее городище в виде остатков укреплений. По преданию, в 1722 г. на эту гору поднимался царь Петр Первый; бывали тут также художник И.Е.Репин и краевед Д.Н.Садовников. Рядом с Девьей горой там же располагается гора Плешка (то есть плешивая, лысая); сравните с известным языческим урочищем «Ярилова Плешь». Здесь же, в устье Усы, находится гора Лепёшка (Усинский курган), на которой, по преданию, жили двенадцать сестёр-богатырок. Названия близрасположенных гор Лепёшка и Плешка не только созвучны, они монофункциональны, то есть использовались в язычестве в одних и тех же целях. Название Лепёшка, вероятно, вторичное и производное от Плешки, то есть, Лысой горы. И ещё рядом находится г.Печора (от слова «пещера»). Внешний вид у неё тот же, что у Лысой горы, Молодецкого кургана и Лепёшки, только с пещерами. Очень популярна у жителей Самары другая Лысая гора, которая находится напротив Жигулей, на другом, левом берегу Волги, в устье Студёного оврага, в окрестностях города.

В Шелехметско-Новинской пойме на Самарской Луке есть оз.Марец (с ответвлением Малый Марец). Название это может быть произведено как от "морцо" - маленькое море, так и от "марь" - болото, и от "мор", "замор". Ранее предполагалось, что наиболее вероятно последнее объяснение ("мор", "замор"). Топонимы "Морцо" известны на севере и северо-западе России, ближе к морям; то есть, было с чем сравнивать - с большим морем. Название карстового озера Японморе на Самарской Луке местные жители объясняют тем, что в этом водоёме якобы утонул мордвин Япон; название ироническое, так как озеро мелкое. Но мы знаем, что у славян существовало название лешачихи -мара (маруха, мора, морока, полуночница). От этого корня происходят слова «кошмар» и «морок» (обман глаз, иллюзия), морочить, а также, возможно, и марь, марево – болото и иллюзия. В Самарском регионе встречается фамилия Марухин.

В Пензенской области есть р.Марарайка, урочище Марлар, с.Маровка, овраг Моралейка; эти названия пытаются объяснить финно-угорским (мордовским) и тюркским происхождением. На территории Татарии, по левому берегу р.Малый Черемшан, находятся р.Мараса и с.Кульбаево-Мараса, названия до сих пор не были расшифрованы. Река Маруха есть в бассейне р.Кубань, из её долины начинается Марухский перевал через Главный хребет в западной части Большого Кавказа. Мара (мора), так же, как див и дива, не только славянские, но и европейские мифологические персонажи, в значительной мере интернациональные. Болото по-французски звучит аналогично – марэ (marais). В Париже существует богатый район Марэ, возникший на болоте. И фамилии во Франции есть соответствующие.

Период языческой культуры в Самарском регионе – «белое пятно» исторического краеведения. Он является как бы промежуточным между археологическим и историческим (по письменным источникам) и до сих пор был практически неизвестным в регионе. Тем не менее, именно знание о древнейшей, так называемой языческой, культуре может значительно помочь сохранению природно-культурного комплекса Самарской Луки как аборигенная форма культуры, в значительно большей степени экологизированная, природная и мудрая, чем насильственно интродуцированное и коряво адаптированное в Среднее Поволжье, как и по всей Руси, христианство, которое в настоящее время осуществляет новую насильственную экспансию как на территорию Самарской Луки (например, в урочище Каменная Чаша) в Правобережье Волги, так и в Левобережье – территории древней тюркской культуры. Культура древнейших аборигенных народов Среднего Поволжья, прежде всего, финно-угорских (мордвы, марийцев) и частично тюркских (татар, чувашей, казахов, башкир) лежит в основе славянской культуры. Насильственное внедрение христианской культуры в Среднее Поволжье и уничтожение древнейшей языческой культуры ничем не отличимы от аналогичного христианского вторжения и уничтожения культуры и народов древних индейских цивилизаций в Южной и Центральной Америке.

Важно подчеркнуть, что основным языческим божеством многих народов считалось реальное биологическое живое существо, которое христианская церковь объявила своим основным идеологическим противником. Древние люди, в отличие от современных, это хорошо понимали.

SAMARA LUKA AS THE LARGE CENTER ARCHSLOVENLY PAGAN CULTURE

Статья научная