Самоактуализация личности в постиндустриальном обществе
Автор: Шакарбиев Феликс Германович
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 1 (9), 2009 года.
Бесплатный доступ
В рамках данной статьи самоактуализация личности рассматривается как ценностный феномен, отвечающий требованиям быстро развивающегося постиндустриального общества. Самоактуализирующаяся личность, аккумулирующая в себе социально значимый творческий потенциал, является главным компонентом смыслового поля информационной культуры.
Постиндустриальное общество, самоактуализация, информационная культура, личность, глобализация
Короткий адрес: https://sciup.org/14974283
IDR: 14974283
Текст научной статьи Самоактуализация личности в постиндустриальном обществе
Последние десятилетия XX в. проблема постиндустриального общества вызвала особый интерес исследователей самого разного профиля – от экономистов до социологов и философов культуры. Процессы глобализации, которые затрагивают все сферы человеческого существования, в сочетании с экономическими, технологическими, политическими факторами обостряют дискуссии о ценности человека в условиях стремительного развития и распространения новых информационных и телекоммуникационных технологий. Очевидно, что в прямой зависимости от понимания этого вопроса находятся взгляды на то, что собой представляет постиндустриальное общество, что считать ценным, а что незначительным в уже сложившейся социокультурной среде, в чем социальная значимость личности и каково значение самоактуализации в современном информационном пространстве.
В рамках данной статьи мы попытаемся рассмотреть проблему самоактуализации личности как ценностного феномена, отвечающего требованиям быстро развивающегося постиндустриального общества, концепцию человека, готового к творческой деятельности во имя позитивных личных и общественных целей, во имя ускоренного движения «впе- ред и вверх» [2, с. 27] в направлении лучшего будущего.
Прежде чем коснуться проблемы самоактуализации личности, необходимо дать краткую характеристику постиндустриальному обществу, так как именно процессы, свойственные этому новому типу взаимоотношений внутри социума, актуализировали и проблему личности.
Особенность теории постиндустриального общества заключается прежде всего в том, что она предоставляет в распоряжение исследователя некий общий инструмент социального поиска, не задавая жестких рамок, которые были присущи другим доктринам [3, с. 239]. Теория постиндустриального общества как бы «рисует» будущее состояние социума. Сегодня она представлена большим количеством авторитетных имен и, следовательно, являет собой обоснованную и аргументированную концепцию.
Основные социологические концепции индустриального и постиндустриального общества представлены большим количеством работ выдающихся социологов современности (У. Аутвейт, Г.П. Беккер, П.Л. Бергер, Э. Берджесс, Н. Бирнбаум, П. Блау, К. Боулдинг, М. Вебер, Т.Б. Веблен, Г. Гарфинкель, Д.К. Гэлбрейт, Э. Дюркгейм, Р. Дарендорф, Т. Кун и др.). Среди них прежде всего следует назвать труды Д. Белла о концептуальном подходе к построению теории постиндустриального общества, в которых автор, анализи- руя экономическую, политическую и социокультурную тенденции современного мира, четко показывает строгую взаимосвязь процессов доиндустриального общества с процессами индустриального и постиндустриального уровней его развития [7; 8].
В данном контексте наиболее интересны взгляды выдающегося ученого на становление постиндустриального общества через призму поступательно развивающихся процессов, которые, по мнению автора, в равной мере можно трактовать и как модификацию самого социума, и как совершенствование теоретических представлений о нем. Д. Белл акцентирует внимание на таких основных признаках технократической эры, как рациональность, планирование и предвидение, отмечая, что одним из важнейших признаков постиндустриального общества становится «разительное изменение в моральном настрое – новая “ориентация на будущее”, распространившаяся во всех странах и социальных системах» [1, с. 661–672].
Как отмечает В.И. Курбатов, Д. Белл предпочитает определять процесс формирования постиндустриального общества не только через исследование хозяйственных процессов, но не в последнюю очередь и через возникновение новых тенденций в социальной и духовной сферах [3, с. 245]. Эта мысль здесь наиболее интересна с точки зрения дальнейшего анализа процесса самоактуализации личности в современных условиях. Если все предыдущие эпохи можно рассматривать лишь с точки зрения экстенсивных процессов, способствовавших становлению личностных особенностей человека, то в постиндустриальную эпоху эти процессы приобретают интенсивный характер.
Д. Белл, характеризуя данные специфические условия современности, рассматривает становление сервисной экономики, формирование класса носителей знания, изменения образовательной структуры общества, новые тенденции в организации современной корпорации, возникающие элементы социального планирования и прогнозирования, останавливается на политической структуре постиндустриального общества и природе господствующего в нем технократического класса [там же]. В этом контексте важным и вместе с тем одним из самых проблемных вопросов современности являются стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, приобретающие сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает все возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества. Причем эти процессы наблюдаются как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Как подчеркивается в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой лидерами «восьмерки» 22 июля 2000 г., «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века» [5, с. 52].
Привлекательность концепции Д. Белла в том, что она открыта для существенных дополнений с учетом реальных процессов, происходящих в современном быстро меняющемся мире. Данная концепция пересекается с концепцией самоактуализации, в основе которой лежит проблема развития человека, отвечающего требованиям быстро развивающейся цивилизации, готового к творческой деятельности во имя позитивных личных и общественных целей. Процесс самоактуализации, самореализации стал возможен благодаря условиям, характеризующим общество, которое сегодня получило, кроме постиндустриального, еще несколько названий: «посткапиталистическое», «информационное», «компьютерное», «общество досуга» и т. п. Быстрые социальные изменения неизбежно требуют и от человека полного соответствия новым условиям, среди которых Д. Белл выделяет 11 черт нового общества [1, с. 661–672]. Он особенно выделяет пять компонентов: 1) в экономической сфере – переход от производства товаров к расширению сферы услуг; 2) в структуре занятости – доминирование профессионального и технического класса; 3) осевой принцип общества – центральное место теоретических знаний как источника нововведений и формулирования политики; 4) будущая ориентация – особая роль технологии и технологических оценок; 5) принятие решений: создание новой «интеллектуальной технологии».
Знания, основанные на быстро меняющейся информации, на развитии информационных технологий – это то основное, что сегодня характеризует современную личность. Неслучайно интерес к проблеме самоактуализации совпадает по времени с всплеском интереса к проблеме постиндустриального общества. Первые научные работы по проблеме самоактуализации были опубликованы в США в середине XX в. группой ученых, в которую входили Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мерфи, Д. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, К. Гольдштайн, Ш. Бюлер, О. Хаксли, Д. Бьюдженталь. Эта концепция должна была указать на самоактуализацию как оптимальный путь, как магистральное направление развития человека и общества.
Под самоактуализацией в современной науке понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Эта способность человека тем более важна, когда мы говорим об обществе, основанном на информационных технологиях, в котором господствует массовая культура, где личностные характеристики «размываются», уступая место модным коллективным влияниям. Все чаще встречается «синкретическая» модель поведения человека, демонстрирующая слияние его с массовыми явлениями в культуре. Поэтому сегодня особенно важна мотивация на самореализацию, самоактуализацию личности в социуме.
Концепция самоактуализации базируется на разработанной А. Маслоу теории мотивации, которая предполагает, что система мотивации человека имеет вид иерархически упорядоченной системы, в которой ценность самоактуализации как саморазвития становится наивысшей жизненной целью, смыслом жизни человека. А. Маслоу пишет, что «критерием, по которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являются пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся личности» [4, с. 87]. Также ученый считает, что люди, не достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь к истинной человечности. Самоактуализирующейся лич- ностью автор концепции признает человека, которому знакомы высшие переживания, который живет не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в символическом мире поэзии, эстетики, трансценденции, в реальности высших переживаний [4]. Итак, А. Маслоу указывает единственно возможный путь достижения самоактуализации – это путь творчества.
Исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают, что она:
-
- притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время (Т.А. Фетисова);
-
- создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества (Д. Белл);
-
- дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры (В.П. Шестаков).
По мнению Л.А. Орнатской, массовая культура не просто способствовала гомогенизации общества, человек, ограниченный миром ценностей массовой культуры, отрывается от исторического процесса, от исторических целостностей, которые с ним связаны: от семьи, школы, государства, партии, армии, церкви и т. д. Массовая культура отодвигает их в сторону, как и весь спектр обязанностей, связанных с принадлежностью к этим общностям, выдвигая на первый план законы потребления. Моделям отца, учителя, великого человека она противопоставляет множество других, конкурирующих моделей, лишая семью, школу, государство, партию, армию, церковь и т. д. их воспитательной силы. Они становятся обузой для массового человека [6, с. 3].
Несмотря на существующие негативные тенденции, массовая культура представляет собой уникальную социокультурную среду, аккумулирующую все необходимые условия, способные гармонизировать скорость современного информационного общества и способности человека к самоактуализации, сохраняя при этом свою духовную целостность.
Самоактуализация и самореализация являются, таким образом, двумя сторонами одного процесса – развития и роста, в результате которого появляется человек, раскрывающий и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализирующаяся личность [2, с. 33].
Список литературы Самоактуализация личности в постиндустриальном обществе
- Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/Д. Белл. М.: Academia, 1999. 772 c.
- Вахрамов, Е. Е. Проблемы психологического и социального характера/Е. Е. Вахрамов, Т. Ашер//Глобальные проблемы человечества: междисциплинар. науч.-практ. сб. М.: Изд-во МГУ, 2006. С. 26-34.
- Курбатов, В. И. Современная западная социология. Аналитический обзор концепций/В. И. Курбатов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 478 c.
- Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/А. Маслоу. М.: Владос, 1997. 387 c.
- Окинавская хартия глобального информационного общества//Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 45-52.
- Орнатская, Л. А. Российская массовая культура конца ХХ века/Л. А. Орнатская//Материалы круглого стола, 4 дек. 2001 г., Санкт-Петербург. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. С. 3-15.
- Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N. Y.: Basic Books, 1973. 652 р.
- The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y.: Basic Books, 1976. 316 р.