Самое родное издание Института археологии РАН (к 80-летию КСИИМК АН СССР - КСИА РАН)
Автор: Мунчаев Р.М.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Статья в выпуске: 254, 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья открывает выпуск журнала «Краткие сообщения Института археологии», отмечающего в 2019 г. свое 80-летие. В ней публикуются малоизвестные ценные сведения и воспоминания об истории журнала, издательской деятельности Института археологии РАН и тех сотрудниках, которые были тесно связаны с работой журнала на протяжении многих лет.
Журнал, ксиа, институт археологии ран, издательская деятельность, юбилей
Короткий адрес: https://sciup.org/143167133
IDR: 143167133 | DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.254.7-12
Текст научной статьи Самое родное издание Института археологии РАН (к 80-летию КСИИМК АН СССР - КСИА РАН)
Я испытываю глубокое удовлетворение от того, что мне, как старейшему сотруднику Института археологии РАН, оказана честь открыть очередной выпуск журнала «Краткие сообщения Института археологии» (в дальнейшем КСИА), посвященный его 80-летию. Хотя это далеко не единственное в настоящее время периодическое издание ИА РАН, его известность в научном мире чрезвычайно широка и авторитет довольно высок. По моему же личному убеждению, это одно из самых лучших сейчас и, можно так сказать, дорогих для многих специалистов археологических изданий. При этом я нисколько не преувеличиваю. Действительно, «Краткие сообщения ИА РАН» – одно из наиболее популярных археологических изданий в России, равнодушных к которому нет нигде.
Как известно, в текущем году Институт археологии РАН собирается отмечать свое столетие. Трудно подумать, что из этих 100 лет почти 70 я работаю в Институте археологии РАН и долгие годы имел к его издательской деятельности самое близкое и непосредственное отношение. Вскоре после того, как я стал сотрудником института, в 1960 г. меня назначили членом редколлегии и ответственным секретарем организованного за несколько лет до этого журнала «Советская археология» (ныне «Российская археология»). Там я проработал под руководством выдающегося российского археолога чл.-корр. РАН А. В. Ар-циховского более четырех лет (до середины 1964 г.). Практически с тех пор я http://doi.org/10.25681/IARAS.0130-2620.254.7-12
сотрудничаю с данным журналом до сего времени, являясь последние 20 лет председателем его редакционного совета.
Спустя некоторое время, в декабре 1968 г., меня утвердили заместителем директора по научной части Института археологии АН СССР, и я как замдиректора возглавил всю редакционно-издательскую деятельность института. В институте функционировали тогда недавно созданное и единственное периодическое археологическое издание в стране – журнал «Советская археология» – и возникшие в предвоенные годы в ИИМК (в Ленинграде) серии «Материалы и исследования по археологии СССР» и «Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях ИИМК». Как все знают, до 1944 г. ИИМК АН СССР располагался в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в Москве же находилось его Отделение – Московское отделение ИИМК АН СССР. Постепенно вместе с центром ИИМК АН СССР в Москву перебазируются его основные структуры, и в первую очередь отмеченные издания. Я оказался тесно связанным с последними, особенно с журналом «Советская археология», ответственным секретарем редакции которого я стал, как отмечено выше.
Журнал «Советская археология» с самого начала своего создания казался совсем не простым изданием. Он имел как бы надынститутский статус. В его редколлегии были собраны ведущие ученые страны, редакцию журнала возглавлял сотрудник не института, а представитель Издательства АН СССР, за все публикуемые там материалы авторам платили гонорар. Краткие же сообщения заметно выделялись своей доступностью и привлекательностью.
В Институте археологии РАН, пока его директором являлся академик Б. А. Рыбаков (1956–1987 гг.), был создан ряд новых изданий, носивших периодический характер. К их числу относится, например, «Свод археологических источников», просуществовавший до 1990 г. Из задуманных его 200 выпусков удалось издать только 83. После же того, как институт приступил к публикации двадцатитомной «Археологии СССР» (позже «Археологии»), а до этого ежегодника «Археологические открытия», «Свод археологических источников» постепенно перестал функционировать. Что же касается издания КСИА, то, несмотря на отсутствие должного внимания к нему, оно продолжало довольно аккуратно публиковаться и привлекать к себе все больший интерес.
С большой теплотой вспоминаю, как трогательно я буквально с первого дня пребывания в институте полюбил, как и многие другие археологи, КСИА, такое доброе и замечательное издание. Вскоре мне начало казаться, что ему пытались не давать «ходу» и незаслуженно обижать. Но ничего из этого не выходило. Главным редактором «Кратких сообщений» официально считался директор института чл.-корр. АН СССР А. Д. Удальцов. Но он был очень далек от этого издания, и его фактическим издателем была ученый секретарь института Т. С. Пассек, являвшаяся, кстати, официально моим научным руководителем как аспиранта.
Став аспирантом ИИМК АН СССР, я не только постоянно и внимательно следил за работой «Кратких сообщений», но хорошо знал их небогатую историю. Первые номера издания, появившиеся в свет в 1939 г., отличались буквально «крошечными» размерами, объемом всего 2,5–3 печатных листа, и довольно ограниченными тиражами. Так, в выпуске первом были напечатаны в виде информации три отчета по раскопкам на Кавказе в 1938 г., в частности – отчет о работах Северокавказской 1-й экспедиции А. П. Круглова, А. В. Мачинского и Г. В. Подгаецкого (с. 27–29), Е. И. Крупнова о деятельности Северокавказской 2-й экспедиции в Северной Осетии (с. 29) и, наконец, отчет С. Н. Замятнина по исследованию Ахштырской пещеры в Абхазии (с. 29).
В изданном в том же 1939 г. втором выпуске КСИА мы с большим удовлетворением можем познакомиться со статьей Б. Е. Деген-Ковалевского, касающейся такой важной проблемы, как датировка «больших кубанских курганов» раннебронзового века Северного Кавказа (с. 14–170), и информацией Т. С. Пас-сек об итогах конференции Института археологии АН Украины, посвященной изучению трипольской культуры (с. 38–41).
Как весьма продуктивный следует рассматривать 1940 г., когда было издано целых пять выпусков «Кратких сообщений». Объем их уже заметно вырос, достигнув 10 п. л., а тираж – 800 экз. Мы наблюдаем, как из номера в номер каждый выпуск КСИА становился все более интересным и содержательным и полнее отражал жизнь и все стороны деятельности института – научную, экспедиционную и текущую. Поэтому к «Кратким сообщениям» так активно тянулись все сотрудники ИИМК АН СССР и с таким уважением и любовью относились археологи страны. КСИА стали для нас всех не просто очень близким, а по-настоящему самым дорогим изданием.
В 1941 г. вышел в свет десятый выпуск «Кратких сообщений» (объемом 9 п. л. и тиражом 900 экз.). В военные же годы его издание было приостановлено. Но сразу после окончания войны, в 1945 г., публикуется очередной, ХI выпуск КСИА, довольно большим (свыше 15 п. л.) объемом и значительным тиражом. Как раз после этого их издание передали в Москву, и оно начало постоянно издаваться институтом. Не без удовольствия вспоминаю, как мы ожидали издания каждого выпуска «Кратких сообщений» и как волнительно обсуждали его появление в свет.
Я начал публиковаться в КСИА с 1957 г. Тогда в выпуске 67 была напечатана моя первая статья (в соавторстве с В. И. Марковиным). Она была посвящена изданию материалов неолитической стоянки близ г. Буйнакск в Дагестане (с. 78–82). Я очень гордился данной публикацией. С тех пор на протяжении около 15 лет, с 1958 г., систематически публиковались в «Кратких сообщениях» подготовленные мною работы. Так, в 1958 г. напечатаны мой пространный труд об археологических исследованиях в нагорном Дагестане в 1954 г. (КСИА, вып. 71, с. 41–52), а в следующем году (КСИА, вып. 73, с. 3–13) – статья об итогах Кавказской археологической конференции, состоявшейся в Ереване.
Поскольку в 1950-х гг. я работал в Северокавказской экспедиции Института археологии и исследовал разновременные археологические памятники в Чечено-Ингушетии, то мне пришлось издать в Кратких сообщениях целый ряд важных новых материалов, раскопанных на данной территории, в частности – у сел. Ба-мут на р. Фортанге (КСИА, выпуски 84 и 98, 1962 и 1968 гг.). В последующем же моя деятельность оказалась целиком связанной с зарубежной археологией, прежде всего – с археологией Месопотамии и всего Ближнего Востока. Скажу прямо, я искренне горжусь, что на страницах «Кратких сообщений» были опубликованы мои труды по проблемам археологии Северной Месопотамии
(КСИА, вып. 180, 1984 г., с. 38–44) и о зарубежных связях Института археологии АН СССР (КСИА, вып. 163, 1980 г., с. 36–42).
Достойно всяческого поощрения, что некоторые выпуски КСИА посвящались отдельным периодам археологии и регионам нашей обширной страны, проблемам хронологизации и памяти ученых. С глубоким удовлетворением отмечу здесь, что выпуск 60 «Кратких сообщений» был целиком посвящен Кавказу с проблемной статьей Е. И. Крупнова о состоянии и задачах изучения кавказской археологии. Другие же выпуски КСИА были посвящены (например, вып. 75) памяти известного специалиста по неолиту М. Е. Фосс, а вып. 80 – крупному ученому страны С. Н. Замятнину.
Пользуясь случаем, коротко расскажу о том, как была задействована в ИИМК – ИА АН СССР/РАН издательская деятельность, за которую я, повторяю, нес персональную ответственность как заместитель директора института. Нашему институту Редакционно-издательский совет АН СССР выделял на каждый год 400 печатных листов, не считая журнала «Советская археология». Из этого листажа 40 п. л. предполагалось на издание ежегодника «Археологические открытия», 60 – на публикацию «Свода археологических источников», 50 – на двадцатитомную «Археологию СССР» («Археологию») и 40 п. л. на издание четырех выпусков «Кратких сообщений». Затем у института появились еще такие издания, как «Археологическая карта России» и журнал «Проблемы истории, филологии, культуры» (совместно с Магнитогорским государственным техническим университетом), продолжающие до сих пор функционировать. Как видим, отмеченные издания (даже без двух последних) забирали не менее половины всего выделяемого институту на год издательского листажа. На издание научных трудов сотрудников (Московского и Ленинградского отделений) института, таким образом, оставалось столько же листов. Фактически же план издания трудов, когда дело доходило непосредственно до их публикации, сокращался примерно на 100 п. л., т. е. на четверть. При этом когда поднимался вопрос о сокращении того или иного издания или труда, то в первую очередь под удар попадали «Краткие сообщения». По сути дела, нам редко удавалось издавать ежегодно по четыре выпуска КСИА.
Здесь, пожалуй, следует подчеркнуть ту особую роль, которая принадлежала главному редактору «Кратких сообщений» Ирине Тимофеевне Кругликовой. Видный археолог-антиковед, руководитель ряда крупных экспедиций института (Анапской и других античных, а также многолетней Афганской), безусловно, один из наиболее активных деятелей в общественной жизни института, Ирина Тимофеевна в течение не одного десятка лет (с 1970 по 1993 г.) успешно руководила работой «Кратких сообщений ИА РАН». Именно благодаря ее большой и целенаправленной деятельности удавалось поддерживать активную работу издания и выход его в свет. Неудивительно поэтому, что она руководила КСИА в течение столь длительного времени и под ее редакцией опубликовано целых 90 выпусков (№ 121–210).
Именно здесь отмечу и ту значительную работу, которую вела в КСИА в качестве ответственного секретаря редакции Ольга Сергеевна Гадзяцкая. Удивительно скромная и поразительно трудолюбивая, ученица Д. А. Крайнова, специализировавшаяся в области изучения бронзового века Восточной Европы, она, бесспорно, являлась основным помощником И. Т. Кругликовой по КСИА. Весь портфель и аппарат издания она уверенно держала в своих руках и всячески содействовала вместе с главным редактором успешной деятельности КСИА.
Я не случайно коснулся здесь данного вопроса. Мне пришлось непосредственно и довольно активно трудиться в «Кратких сообщениях» с этими прекрасными труженицами, нередко даже участвуя в подготовке к печати отдельных выпусков издания. Ведь я вместе с ними долгие годы являлся членом редколлегии КСИА и официально, как представитель дирекции института, отвечал за все его издания. Поэтому мне приходилось постоянно оказывать всю зависящую от меня помощь И. Т. Кругликовой и О. С. Гадзяцкой в подготовке и публикации КСИА. Не помню, как И. Т. Кругликова проводила официальные заседания редколлегии «Кратких сообщений». Но запомнились некоторые заседания, которые проходили в каком-нибудь коридоре института и занимали буквально 5–7 минут. Мы узнавали только, что утвердили к печати такой-то выпуск КСИА. Всегда буду помнить, что союз И. Т. Кругликова – О. С. Гадзяцкая действовал весьма оперативно и обеспечивал на должном уровне издание «Кратких сообщений». Добрая им память!
На протяжении многолетней работы в Институте археологии РАН я имел возможность быть в гуще работы почти всех его изданий, особенно «Кратких сообщений». В частности, мне постоянно приходилось сталкиваться в работе с ответственными секретарями КСИА А. Ф. Медведевым, Т. Г. Оболдуевой, О. С. Гадзяцкой и Л. В. Кольцовым. Все они, надо признать, очень хорошо работали, но наиболее самоотверженной в работе была, по моему мнению, Ольга Сергеевна. Проработав в КСИА почти 20 лет, она ушла из редакции, как и И. Т. Кругликова, в 1993 г., когда была распущена редколлегия КСИА и приостановлено их издание.
Нельзя забывать, какими тяжелыми для нашего института, Российской академии наук и всей России оказались 1990-е годы. Но наша страна вышла достойно из этого кризиса, и нам удалось, хотя и не без труда, сохранить институт, его структуру и основные направления научной деятельности. Мне как директору Института археологии РАН пришлось в 1993 г. официально приостановить работу «Кратких сообщений». Я горжусь тем, что в 2001 г. по моему же приказу директора ИА РАН была восстановлена деятельность КСИА и главным редактором издания стал акад. В. В. Седов. Он за 2001–2005 гг. издал почти десять выпусков КСИА (№ 211–218).
После смерти В. В. Седова с 2005 г. «Краткие сообщения» ИА возглавил акад. Н. А. Макаров, остающийся до сего времени главным редактором данного издания. Николай Андреевич и руководимая им редколлегия КСИА сделали, особенно за минувшее десятилетие, очень много для его развития и процветания. Не без гордости подчеркиваю, что уже издан 253-й выпуск издания. «Краткие сообщения ИА РАН» превратились из обычного институтского издания в крупное периодическое издание, в подлинный академический журнал. Он выходит сейчас систематически, четыре раза каждый год, объемом до 30 п. л. и тиражом 250 экз., отражая достаточно полно все стороны научной жизни Института археологии РАН и главные направления развития отечественной археологии.
Институт археологии РАН в последние годы достиг в издательской деятельности заметного прогресса, издавая ежегодно до 50 монографических исследований и больших научных сборников, включая «Краткие сообщения». Хотелось бы здесь выделить «Археологическую карту России», издающуюся с 1962 г. Уже вышло в свет 30 выпусков карты по 14 регионам России. Издание продолжается. Заслуживают быть отмеченными и такие серийные публикации, как «Древности Боспора», «Материалы спасательных археологических экспедиций» и др. В настоящее время институт публикует ежегодно три периодических издания в виде журналов. Это – «Российская археология»¸ «Краткие сообщения ИА РАН» и «Проблемы истории, филологии, культуры». При этом нам приятно и не без гордости подчеркнуть, что все эти три журнала уже имеют статус издания ВАК.
Мы высоко ценим наши журналы, начиная от «Российской археологии». Но нам представляется, что не будет никаким преувеличением, если мы скажем, что КСИА стали уже если не самым ведущим журналом Института археологии РАН, то одним из его основных периодических изданий, таким дорогим всем нам. И это особенно приятно сказать сегодня, в дни восьмидесятилетнего юбилея Кратких сообщений. Мы все радуемся этому событию, гордимся искренне успехами журнала КСИА, желаем ему новых значительных достижений и дальнейшего процветания.